Исследование творческого воображения в детском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Исследование твор вообр в детск возр.docx

— 179.69 Кб (Скачать)

 

 

 Таблица 2. Список детей контрольной группы

п/п

Имя

Возраст

1

Алёна П.

 

2

Алик К.

 

3

Артём К.

 

4

Ваня Б.

 

5

Виталий П.

 

6

Галя Л.

 

7

Денис Д.

 

8

Дима О.

 

9

Игорь М.

 

10

Илья Н.

 

11

Лена И.

 

12

Лида З.

 

13

Люба М.

 

14

Миша К.

 

15

Надя Л.

 

 

 

2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет

В эксперименте участвовало 30 человек из   детей, чей возраст  был от 5,5 до 6,5 лет (подготовительные группы детских садов №2214  и №2045.)

Зеленоградского учебного округа. Они были разбиты на две группы по 15 человек в каждой. Первая группа была экспериментальной – с ней в дальнейшем в течение 6 месяцев работали педагоги и психологи по специальной программе психолого-педагогического сопровождения «творческое воображение». Вторая группа была контрольной. С ней проводились обычные занятия, в рамках образовательных программ детского сада, обязательных для этого возраста. Для чистоты эксперимента обе группы вошли дети, имеющие примерно равные показатели по уровню общих интеллектуальных способностей (диагностика проводилась через опрос воспитателей и психологов детских садов, а также по результатам выполнения детьми прогрессивных матриц Равена). Также исследовались их креативные способности (по рисуночному тесту Торренса). Сравнительные данные приведены в таблице №1.

Далее детям обеих групп  было предложено выполнить творческое задание, представляющее собой одновременно средство диагностики уровня развития творческого воображения – тест-задание  «Сказко-конструктор», (разработанное в 2005 году в Лаборатории по психологическому сопровождению одаренных детей Зеленоградского ЦПМСС). В задании детям предлагалось сочинить сказку, используя при этом три фразы которые должны были бы присутствовать в начале, середине и в конце сказки. Предварительно ребенку зачитывались 10 фраз, из которых предлагалась выбрать только три, «подходящих», с его точки зрения, для сказки.

Как видно из Таблицы № 2 по качеству создаваемых сказок, уровень творческого воображения в обеих группах был практически одинаков. Причем, важно отметить, преобладал уровень ниже среднего – способность порождать новый (оргинальный) сказочный замысел, облегать его в интересный смысловой сказочный сюжет была зарегистрирована в единичных случаях,  как в контрольной, так и в экспериментальной группах.

В дальнейшем  (с октября 2009 по март 2010 года) нами проводилось  включенное наблюдение за детьми экспериментальной  группы – участников специально организованного  психолого-педагогического сопровождения, целью которого было развитие в детях  инвариантных компетентностей, способствующих повышению уровня их творческого  воображения, иначе развитию их творческих способностей.

Через 6 месяцев после  начала исследования нами был организован  творческий эксперимент, в котором  приняли участие обе группы. В  рамках ежегодного окружного Зеленоградского турнира для детей 6лет «Сказочники и фантазеры»,  им были предложены творческие задания аналогичные по сути тесту «Сказко-конструктор», но вместо фраз им предлагалось сочинить сказку по трем картинкам, при этом время ограничивалось 5 минутами. Важно отметить, что это было коллективное задание – дети были разбиты на «пятерки». В финал (из 18 команд) не вышла ни одна команда из контрольной группы. Зато две из трех команд- участников финала были представлены детьми экспериментальной группы, причем они и поделили первое и второе место в турнире.

Учитывая, что эксперимент  позволил получить лишь общую картину  влияния специально организованного  сопровождения на динамику развития творческого воображения детей 6 лет, и кроме того в особых условиях (коллективное творчество в условиях временного стресса – соревнование, временное ограничение), было решено предложить детям обеих групп  выполнить уже знакомое задание  «Сказко-конструктор», но с другим набором фраз-стимулов. Время при этом не ограничивалось, а сказка создавалась индивидуально, один на один с экспериментатором.

Полученные результаты и  их математическая обработка показали наличие достоверной динамики роста  развития творческого воображения  у детей экспериментальной группы. В контрольной группе хотя также наблюдался определенная положительная динамика, но математически о ее достоверности говорить не приходится. См. таблицу № 3.

На итоговом конкурсе велась видеозапись, для того чтобы имелась  возможность проанализировать степень  активности детей, их вклад в развитие сюжета сказки, способа снятия фантастического  противоречия. 

Оценка  результатов работы детей на занятиях проводится с помощью наблюдения.

Результаты  тестирования в начале и конце  года помогают сделать вывод о динамике изменения способностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 диагностика  общих интеллектуальных способностей (по матрицам Равена) и диагностика креативности (по рисуночному тестуТорренса)

 

Средние значения показателей  у детей (Торренс).

         
 

возраст

Оригенальность в баллах

Разработанность в баллах

 
 

6-7

9-12

22-30

 
         

Показатели IQ (в стенах) (Равен):

           0 - Идиотия

20- 30 – имбецильность

50-70 – дебильность

70-80 – небольшая степень  слабоумия

80-90 – слабый интеллект

90-100 – ниже среднего  интеллект

100-110 – нормальный, средний  интеллект

110-120 – хороший интеллект

120 – высокий, незаурядный  интеллект

120-140 – выдающийся интеллект

 

диагностика детей экспериментальной  группы       таблица №1

 

             
       

По Т-

шкале(баллы)

   
 

имя

 

оригинальность

разработанность

IQ в стенах

 
 

1

   

50 (10б)

70 (40б) 

112

 
 

2

   

55 (12)

65 (35)

103

 
 

3

   

55 (12)

70 (40)

117

 
 

4

   

45 (9)

55 (26) 

114

 
 

5

   

50 (10)

65 (35)

118

 
 

6

   

50 (10)

65 (35) 

109

 
 

7

   

50 (10)

50 (22)

112

 
 

8

   

55 (12)

55 (26) 

101

 
 

9

   

50 (10)

65 (35) 

109

 
 

10

   

45 (9)

75 (45)

110

 
 

11

   

50 (10)

60 (31)

112

 
 

12

   

55 (12)

65 (35)

105

 
 

13

   

45 (9)

50 (22)

114

 
 

14

   

50 (10)

65 (35)

112

 
 

15

   

45 (9)

55 (26)

108

 
       

50

62

   
   

Средний балл

     

110,4

 
               
               

Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте