Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа
Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Таблица 2. Список детей контрольной группы
№ п/п |
Имя |
Возраст |
1 |
Алёна П. |
|
2 |
Алик К. |
|
3 |
Артём К. |
|
4 |
Ваня Б. |
|
5 |
Виталий П. |
|
6 |
Галя Л. |
|
7 |
Денис Д. |
|
8 |
Дима О. |
|
9 |
Игорь М. |
|
10 |
Илья Н. |
|
11 |
Лена И. |
|
12 |
Лида З. |
|
13 |
Люба М. |
|
14 |
Миша К. |
|
15 |
Надя Л. |
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
В эксперименте участвовало 30 человек из детей, чей возраст был от 5,5 до 6,5 лет (подготовительные группы детских садов №2214 и №2045.)
Зеленоградского учебного округа. Они были разбиты на две группы по 15 человек в каждой. Первая группа была экспериментальной – с ней в дальнейшем в течение 6 месяцев работали педагоги и психологи по специальной программе психолого-педагогического сопровождения «творческое воображение». Вторая группа была контрольной. С ней проводились обычные занятия, в рамках образовательных программ детского сада, обязательных для этого возраста. Для чистоты эксперимента обе группы вошли дети, имеющие примерно равные показатели по уровню общих интеллектуальных способностей (диагностика проводилась через опрос воспитателей и психологов детских садов, а также по результатам выполнения детьми прогрессивных матриц Равена). Также исследовались их креативные способности (по рисуночному тесту Торренса). Сравнительные данные приведены в таблице №1.
Далее детям обеих групп
было предложено выполнить творческое
задание, представляющее собой одновременно
средство диагностики уровня развития
творческого воображения –
Как видно из Таблицы № 2 по качеству создаваемых сказок, уровень творческого воображения в обеих группах был практически одинаков. Причем, важно отметить, преобладал уровень ниже среднего – способность порождать новый (оргинальный) сказочный замысел, облегать его в интересный смысловой сказочный сюжет была зарегистрирована в единичных случаях, как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
В дальнейшем (с октября
2009 по март 2010 года) нами проводилось
включенное наблюдение за детьми экспериментальной
группы – участников специально организованного
психолого-педагогического
Через 6 месяцев после начала исследования нами был организован творческий эксперимент, в котором приняли участие обе группы. В рамках ежегодного окружного Зеленоградского турнира для детей 6лет «Сказочники и фантазеры», им были предложены творческие задания аналогичные по сути тесту «Сказко-конструктор», но вместо фраз им предлагалось сочинить сказку по трем картинкам, при этом время ограничивалось 5 минутами. Важно отметить, что это было коллективное задание – дети были разбиты на «пятерки». В финал (из 18 команд) не вышла ни одна команда из контрольной группы. Зато две из трех команд- участников финала были представлены детьми экспериментальной группы, причем они и поделили первое и второе место в турнире.
Учитывая, что эксперимент позволил получить лишь общую картину влияния специально организованного сопровождения на динамику развития творческого воображения детей 6 лет, и кроме того в особых условиях (коллективное творчество в условиях временного стресса – соревнование, временное ограничение), было решено предложить детям обеих групп выполнить уже знакомое задание «Сказко-конструктор», но с другим набором фраз-стимулов. Время при этом не ограничивалось, а сказка создавалась индивидуально, один на один с экспериментатором.
Полученные результаты и
их математическая обработка показали
наличие достоверной динамики роста
развития творческого воображения
у детей экспериментальной
На итоговом конкурсе велась видеозапись, для того чтобы имелась возможность проанализировать степень активности детей, их вклад в развитие сюжета сказки, способа снятия фантастического противоречия.
Оценка результатов работы детей на занятиях проводится с помощью наблюдения.
Результаты тестирования в начале и конце года помогают сделать вывод о динамике изменения способностей детей.
2.3 диагностика
общих интеллектуальных
Средние значения показателей у детей (Торренс).
возраст |
Оригенальность в баллах |
Разработанность в баллах |
||
6-7 |
9-12 |
22-30 |
||
Показатели IQ (в стенах) (Равен):
0 - Идиотия
20- 30 – имбецильность
50-70 – дебильность
70-80 – небольшая степень слабоумия
80-90 – слабый интеллект
90-100 – ниже среднего интеллект
100-110 – нормальный, средний интеллект
110-120 – хороший интеллект
120 – высокий, незаурядный интеллект
120-140 – выдающийся интеллект
диагностика детей экспериментальной группы таблица №1
|
|||||||
По Т- |
шкале(баллы) |
||||||
№ |
имя |
оригинальность |
разработанность |
IQ в стенах |
|||
1 |
50 (10б) |
70 (40б) |
112 |
||||
2 |
55 (12) |
65 (35) |
103 |
||||
3 |
55 (12) |
70 (40) |
117 |
||||
4 |
45 (9) |
55 (26) |
114 |
||||
5 |
50 (10) |
65 (35) |
118 |
||||
6 |
50 (10) |
65 (35) |
109 |
||||
7 |
50 (10) |
50 (22) |
112 |
||||
8 |
55 (12) |
55 (26) |
101 |
||||
9 |
50 (10) |
65 (35) |
109 |
||||
10 |
45 (9) |
75 (45) |
110 |
||||
11 |
50 (10) |
60 (31) |
112 |
||||
12 |
55 (12) |
65 (35) |
105 |
||||
13 |
45 (9) |
50 (22) |
114 |
||||
14 |
50 (10) |
65 (35) |
112 |
||||
15 |
45 (9) |
55 (26) |
108 |
||||
50 |
62 |
||||||
Средний балл |
110,4 |
||||||
Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте