Исследование творческого воображения в детском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Исследование твор вообр в детск возр.docx

— 179.69 Кб (Скачать)

Механизм  воображения, по Ж.Пиаже, составляют образы, возникающие в процессе развития ребенка в следующем порядке:

- статичные образы, дающие  близкое к воспринимаемому отражение действительности;

- кинетические образы, отражающие  изменения пространственных положений  объектов;

- трансформированные образы, отражающие изменения форм.

Анализ работ Ж.Пиаже  показывает, что автор отмечает позитивную познавательную роль воображения только во включении его в развитие ассимилятивных возможностей. В его работах четко  выступает двойственных характер воображения: с одной стороны, оно отрывает ребенка от действительности, а с  другой - ребенок на определенном этапе  отделяет действительность от игры9.

А. Валлон, видя противоречивый характер концепции Ж. Пиаже, выделяет два вида воображения:

  • воображение «как будто», отделяющее фантазию от реальности;
  • «приращение реальности», когда это разделение отсутствует, и ребенок целиком верит в фантастичность своих представлений.

Е.П. Торренс и Ф. Баррон, изучая воображение, детально описывали либо основные его характеристики (беглость, гибкость, оригинальность), либо условия творческого акта, либо уровни функционирования воображения (преобразование, поиск, создание новых идей).

Л. Дийлалла и М. Уотсон, изучая развитие воображения у дошкольников, выделяют четыре уровня перехода от полного господства фантазии во внутреннем мире ребенка к отграничению воображения от мира реальности. На первом уровне ребенок переживает фантазию как реальность (отсутствует граница между фантазией и реальностью.). На втором уровне он применяет внешние вспомогательные приемы, чтобы перейти от фантазии к реальности и наоборот. На следующем уровне ребенок четко контролирует переходы от реального к воображаемому. На последнем уровне ребенок отграничивает мир воображения от мира реальности.

Прямую направленность воображения  ребенка на познание подчеркивали последователи  экзистенциальной философии. Так, Э. Кобб считает основным источником воображения дистанцию между восприятием своего "Я" и восприятием всеобщего.

Предпосылки воображения, по мнению Э. Кобб, закладываются в раннем возрасте и проявляются в телесных ощущениях, в ощущениях младенца контакта со средой, затем в играх, где дети строят символическую картину мира. Игра дает ребенку возможность реализовать свое трансцендентное "Я"'. Первые настоящие проявления творчества и творческого воображения автор относит к 5-6 годам, когда появляются воспоминания о возникновении чувства гармонии, слиянии своего "Я" со всеобщим. Таким образом, Э. Кобб подчеркивает направленность воображения на познание.

 

1.2 Основные условия и механизм развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Большинство исследователей видели в  качестве основных механизмов особые способы преобразования образов  действительности (Дж. Сели, Т.Рибо, М.Вертгеймер, К.Коффка, Р.Арнхейм, Ж.Пиаже - в поздних работах).

В работах зарубежных авторов (И.Шабо, М.Шапиро, А.Пайвио, М.Кохен) были выявлены зависимости между уровнем развития воображения и динамикой образов, которые появляются у детей. Большинство отечественных авторов (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Запорожец А.В. и др.) уделяют большое внимание роли образов в функционировании воображения. Анализируя работы различных авторов (И.М. Розет, А.Я. Дудецкий, Е.А. Лустина, Дж. Родари, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, Л.С. Коршунова, Ю. Дери и др.), можно выделить 7 основных механизмов продуктивного воображения (О.М. Дьяченко):

  • типизация создание целостного образа синтетического характера;
  • комбинирование осуществление анализа и синтеза элементов реальности;
  • акцентирование подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов;
  • преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
  • реконструкция создание целого по части;
  • агглютинация сочетание разнородных свойств реальности;
  • уподобление использование аллегорий и символов.

О.М. Дьяченко рассматривает воображение  как процесс, имеющий культурно–историческую природу, и полагает, что преобразования реальности (в заданиях на воображение) могут быть достигнуты за счет применения средств и способов их построения и использования. Поэтому она  считает необходимым рассматривать  воображение как высшую психическую  функцию. Свою позицию Дьяченко подтверждает анализом работ Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддякова, Л.А. Венгера и их сотрудников. На основе этого анализа она делает вывод, что развитие воображения, как и любого другого психического процесса, происходит по общему, сформулированному Л.С. Выготским, закону развития высших психических функций и должно осуществляться путем включения особых форм опосредствования в управление им. Рассматривая  работы некоторых философов (Я.Э. Голосовкер, Э.В. Ильенков, М. Лившиц) и психологов (С.Л. Рубинштейн, Е. Шапиро, П. Рико), которые, хоть и рассматривали воображение как высшую психическую функцию, но выделили основные образования, посредством которых реализуется процесс воображения и которые явно имеют особенности «психических орудий», социальных по своей природе–это метафорически–символические образования в процессе познания реальности путем воображения. Дьяченко предполагает, что овладение средствами такого познания и есть основная линия развития воображения.

1.3. Основные направления и принципы развития воображения в дошкольном возрасте

Проблема развития воображения  дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. При рассмотрении сущности воображения можно согласиться  с Э.В. Ильенковым в том, что она заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ. При этом в развитой форме такое умение позволяет познавать обобщенные связи и закономерности объективного мира и выражать их в специфических символических формах10.

Традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным, (грезы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец. По мнению А.В. Петровского, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закрепленных в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека. Им отмечается, что работа воображения связана с существенной неопределенностью познаваемых ситуаций, которым соответствует выделенный У. Рейтманом ряд «открытых» задач, то есть, предполагающих несколько вариантов ответов (сочинение рассказов, дополнение образов, придумывание заголовков рассказов). Некоторые подобного рода задачи допускают конечное число вариантов решения, а другие – неограниченное разнообразие вариантов ответов.

А.Р. Лурия выделяет этапы решения подобного рода задач:

1. ориентировка в условиях задачи, то есть, определение цели и  путей ее достижения;

2. выбор одного из нескольких  альтернативных решений; 

3. построение стратегии и выбор  тактики решения задачи;

4. реализация избранных стратегий  и нахождение ответа.

Большинство авторов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский) утверждают, что специфика воображения заключается в особом перекомбинировании образов, характеризуемом своеобразным отлетом от действительности. По мнению О.М. Дьяченко, специфика формы организации воображения заключается в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого. Дьяченко опирается на высказывания А.Н. Леонтьева, Э.В. Ильенкова, подчеркивая, что эта особенность воображения обнаруживается при анализе воображения ребенка, включенного в различные виды детской деятельности, а прежде всего, в игре; О.М. Дьяченко приводит слова Л.С. Выготского о двойной природе игры (ребенок «плачет как пациент и радуется как играющий»). – книга «О.М. Дьяченко. Развитие воображения дошкольника»

Воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метафорические, символические формы, выражать их косвенным  путем.

Таким образом, специфичным для  формы организации воображения  выступает трансформация предметных содержаний, когда на одном объекте  раскрываются существенные характеристики другого.

Дьяченко в своей книге «развитие воображение у дошкольников» рассматривает определения трех подходов к воображению, (данных Е.А. Лустиной), и подчеркивает, что в них особо отмечается включенность в процесс воображения всего опыта субъекта.

 Фундаментальные функции воображения, описанны различными авторами:

Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте