Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа
Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Результаты сравнительного анализа представлены в виде диаграммы: диаграмма №2. Показатели уровня воображения экспериментальной и контрольной групп
%
баллы
Анализ диагностического
исследования показал, что уровень
воображения в
Если на начало эксперимента в экспериментальной группе по диагностике «сказкоконструктор» дети не выходили за приделы 10-и баллов, т.к. их сказки были лишь максимум фантастическим рассказом, то по повторному тестированию наглядно видно динамический рост. это, в свою очередь, говорит о положительном влиянии данной программы. Значительная динамика в развитии воображения детей старшей группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сензитивностью данного возраста.
Вывод: Таким образом, данные, полученные в результате проведенного исследования позволили подтвердить сформулированную нами гипотезу. Имеется отчетливая зависимость динамики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста от его участия в специально организованном психолого-педагогическом сопровождении. Ребенок, систематически погружаясь в деятельность, связанную с необходимостью порождения смысла (мифотворчеством), предполагающую осознание и интериоризацию инвариантных творческих метастратегий, имеет достоверно большую динамику развития творческого воображения, нежели его сверстники, имеющие сходные с ним общие интеллектуальные способности, но лишенные такой возможности участия в подобной деятельности.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003
2. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2005
3. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
4. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003
5. Вьюнова М.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие. М., 2003
6. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
7. Дьяченко О. Особенности
развития воображения
8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008
9. Дьяченко О.М. Об основных
направлениях развития
10. Ермолаева М.В., Ерофеева
И.Г. Методические указания к
пользованию психологической
11. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004
12. Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000
14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2003
15. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001
17. Крутецкий В.А. Психология. М., 2006
18. Люблинская А.А. Детская психология. М., 2001
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002
20. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 2005
21. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 2003
22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004
23. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М., 2004
24. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. М., 2006
25. Палагина Н.Н. Развитие
воображения в русской
26. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. 2004. №9
27. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М., 2000
28. Репина Т.А. Социально-
29 Рибо Т. Творческое воображение. М, 2001.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 2003
31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2004
32. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. М., 2006
33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 2007
34. Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч. М.-Л., 2000. Т. 8
35. Щербакова А.И. Практикум по общей психологии. М., 2000
36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2005
1 Рибо Т. Творческое воображение. 2001.
2 Рибо Т. Творческое воображение. 2001.
3 Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: Академия, 2001. – 112 с.
4 Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: Академия, 2001. – 112 с.
5 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2006. 422 с.
6 Фрейд З. Леонардо да Винчи. М., 2002.
7 Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 2003. 365 с.
8 Мухина В.С. Психическое развитие и обучение / Детская психология. – М: Эксмо, 2002. - 352с.
9 Мухина В.С. Психология дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
10 Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. - 2003. - № 2.
11 Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. - 2007. – № 2.
Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте