Исследование творческого воображения в детском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Исследование твор вообр в детск возр.docx

— 179.69 Кб (Скачать)

Развивающие:

1. Развитие творческого  воображения.

2. Развитие понятийного  аппарата учащихся.

3. Развитие навыков полилога при обсуждении проблемы.

4. Развитие умения анализировать  собственную мыследеятельность.

5. Развитие способностей  к самостоятельному приобретению  знаний и исследовательской работе.

  1. Обучение умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т. п.)
  2. Развитие способности к самопознанию.

Программа разработана для  детей, склонных к интеллектуальным видам творческой деятельности старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет со сроком реализации 1 год. Занятия с дошкольниками проводятся два раза в неделю (во второй половине дня) в течение 30 минут. Наполняемость группы составляет 9 – 12 человек. Количество учебных часов в год составляет 36 часов (72 занятия). Условием успешной организации занятий является их оптимальный  темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Данная программа предназначена  для стимулирования развития основных творческих способностей детей с использованием естественных для них игровых форм обучения.

Основной вид деятельности детей на занятии – игра и выполнение устных или творческих заданий, предложенных в привлекательной для детей  игровой форме.

Предложенная игра (фабула) является мотивацией на учебную деятельность. Педагогом создается такая ситуация, при которой у них возникает  необходимость выработать требования к тексту или решению. Тогда дети будут субъектами своей деятельности, сами будут заинтересованы в получении  результата, сами будут контролировать и оценивать свою работу и свой результат.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

После одного года обучения по данной программе у детей:

1. Улучшаются вербальные способности. Дети способны сочинить сказку по предложенной информации.

2. Развиваются творческие способности. Дети способны углублять сказочные сюжеты, придумывать сюжеты сказок, фантастических историй.

3. Развиваются способности к речевому общению, дети понимают друг друга, умеют учитывать особенности других детей во время пересказа своего текста о оптимальной для данного собеседника форме;

4. Нарабатывается навык интеллектуального коллективного творчества: умение слышать других в команде, продолжить мысль, подавлять негативные эмоции при неудаче; проявлять интерес к разговору, развитию сюжета и т.д.

5. Развивается проблемное мышление. Дети могут видеть проблему, как некую трудность в развитии сюжета, выделяют ее и придумывают способы ее преодоления.

Оценка результатов работы каждого ребенка в конце года производится в соответствии с таблицей критериев результатов обучения и личностного развития ребенка.

 

Низкий уровень

(от 1 до 3 баллов)

Средний уровень

(от 3 до 7 баллов)

Высокий уровень

(от 7 до 10 баллов)

   Слабое владение  речью, неуместное использование  слов, повторение слов-паразитов.

Слабое понимание причинно-следственных связей, трудности с формулировкой  вывода. Неумение видеть связи между  элементами системы (частями сюжета).   Не способен прогнозировать последствия принятых решений

 Редки или тривиальны  идеи, предлагаемые  для преодоления  трудностей - разрешения проблемы. Тривиальны  предложенные идеи, высказанные  гипотезы

   Пассивное поведение  в группе при проведении обсуждения, конфликтен, не умеет сдерживать негативные эмоции.

   Хорошо владеет  речью. Употребление слов всегда  к месту.  

  При обсуждении проблем,  с которыми столкнулись герои  сюжета,    (практических проблемных  ситуаций) часто останавливается  на обычных шаблонных вариантах  решения. 

   С трудом отходит  от шаблона при создании новых  образов, идей, гипотез.

   Умеет слушать  других, может продолжить и развить  идею, поданную другими.

 

 

  Отлично владеет речью,  может использовать некоторые  образные выражения. Способен  улавливать сильные смысловые  связи, может  обосновывать  свою точку зрения (смысл).

Умеет анализировать смысловые  связи и конструировать смыслы.

Способен улавливать сильные (системные) смысловые связи в  явлениях (объектах), хорошо обосновывать свою точку зрения (смысл)

  Работает в команде стабильно, умеет поддерживать хорошую атмосферу. Общителен, доброжелателен.

 

Формы подведения итогов реализации программы 

Для оценки работы по программе  производится входное (первичное) тестирование на степень проявления творческих способностей. В конце полугодия и года проводятся контрольные тестирования. В конце года проводится также контрольное занятие с подведением итогов обучения. Промежуточным методом контроля является тестирование в конце полугодия.

Оценка результатов работы детей на занятиях проводится с помощью наблюдения. Причем, желательно вести видеозапись занятий, чтобы иметь возможность проанализировать степень активности детей на занятии, их вклад в развитие сюжета сказки, способа снятия фантастического противоречия. 

Для дошкольников можно использовать рейтинговую систему накопления очков – специально разработанную  систему оценок, учитывающую количество, глубину, новизну, оригинальность предложенных детьми идей, а так же учитывается  активность ребят на занятии. Воспитатель  заполняет рейтинговую таблицу  вместе с детьми.

Результаты тестирования в начале и конце года помогают сделать вывод о динамике изменения способностей детей. Используются тесты  на способность к смысловому воображению (конструированию в уме). Рисуночный Тест «Сказко-конструктор».

 

Выводы  по первой главе

Анализ теоретических  источников, изложенных в первой главе  исследования,  позволил сделать  следующие выводы:

  1. Творческое воображение - динамическое, развивающееся психологическое новообразование, опосредующее ребенку качественное изменение   своего восприятия и репрезентации действительности, во многом обеспечивает  возможность перехода  детей старшего дошкольного возраста в новую ситуацию развития, в котором познавательный интерес становится ведущим мотивом деятельности.
  2. Динамика развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте опосредована особой организацией психолого-педагогического сопровождения, в котором ведущую роль играет погружение ребенка в особый вид деятельности сказко(мифо)творчество  - деятельности с определенным уровнем смысловой неопределенности.
  3. Предлагаемые в проанализированной литературе стратегии развития творческого воображения у дошкольников, имея различные методологические основания, не позволяют обосновать инвариантные критерии  развития воображения, связать с  ними ее динамику, а значит, значительно затрудняют возможность оценки эффективности данных программ с точки зрения их развивающего потенциала.   

Последний вывод обосновал  необходимость проведения нами импирического исследования, целью и содержанием которого стало экспериментальное обоснование необходимости специально организованного психолого-педагогического сопровождения для развития творческого воображения в детях старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения  дошкольников

2.1 Характеристика выборки исследования.

Выборочная совокупность: В эксперименте участвовало 30 детей старшей группы (5-6 лет): детский сад № 2214 и детский сад № 2045 Г. Зеленоград, из которых 15 человек составили экспериментальную группу и 15 человек – контрольную группу. Возраст участников эксперимента от 5,5 до 6 лет. Этих детей отметили психологи данных дет. садов, как детей без отклонений в интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Таблица 1.Список детей экспериментальной группы

п/п

Имя

Возраст

1

Арсений А.

 

2

Сергей Ш.

 

3

Дима В.

 

4

Вика Л.

 

5

Вера В.

 

6

Дима К.

 

7

Настя К.

 

8

Влад К.

 

9

Гена Н.

 

10

Оля П.

 

11

Дима П.

 

12

Лена Ф.

 

13

Женя Г.

 

14

Оля Л.

 

15

Люся Я.

 

Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте