Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа
Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Развивающие:
1. Развитие творческого воображения.
2. Развитие понятийного аппарата учащихся.
3. Развитие навыков полилога при обсуждении проблемы.
4. Развитие умения анализировать собственную мыследеятельность.
5. Развитие способностей
к самостоятельному
Программа разработана для детей, склонных к интеллектуальным видам творческой деятельности старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет со сроком реализации 1 год. Занятия с дошкольниками проводятся два раза в неделю (во второй половине дня) в течение 30 минут. Наполняемость группы составляет 9 – 12 человек. Количество учебных часов в год составляет 36 часов (72 занятия). Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.
Данная программа
Основной вид деятельности детей на занятии – игра и выполнение устных или творческих заданий, предложенных в привлекательной для детей игровой форме.
Предложенная игра (фабула)
является мотивацией на учебную деятельность.
Педагогом создается такая
Ожидаемые результаты и способы их проверки
После одного года обучения по данной программе у детей:
1. Улучшаются вербальные способности. Дети способны сочинить сказку по предложенной информации.
2. Развиваются творческие способности. Дети способны углублять сказочные сюжеты, придумывать сюжеты сказок, фантастических историй.
3. Развиваются способности к речевому общению, дети понимают друг друга, умеют учитывать особенности других детей во время пересказа своего текста о оптимальной для данного собеседника форме;
4. Нарабатывается навык интеллектуального коллективного творчества: умение слышать других в команде, продолжить мысль, подавлять негативные эмоции при неудаче; проявлять интерес к разговору, развитию сюжета и т.д.
5. Развивается проблемное мышление. Дети могут видеть проблему, как некую трудность в развитии сюжета, выделяют ее и придумывают способы ее преодоления.
Оценка результатов работы каждого ребенка в конце года производится в соответствии с таблицей критериев результатов обучения и личностного развития ребенка.
Низкий уровень (от 1 до 3 баллов) |
Средний уровень (от 3 до 7 баллов) |
Высокий уровень (от 7 до 10 баллов) |
Слабое владение
речью, неуместное Слабое понимание причинно- Редки или тривиальны идеи, предлагаемые для преодоления трудностей - разрешения проблемы. Тривиальны предложенные идеи, высказанные гипотезы Пассивное поведение
в группе при проведении |
Хорошо владеет
речью. Употребление слов При обсуждении проблем,
с которыми столкнулись герои
сюжета, (практических проблемных
ситуаций) часто останавливается
на обычных шаблонных С трудом отходит от шаблона при создании новых образов, идей, гипотез. Умеет слушать других, может продолжить и развить идею, поданную другими.
|
Отлично владеет речью, может использовать некоторые образные выражения. Способен улавливать сильные смысловые связи, может обосновывать свою точку зрения (смысл). Умеет анализировать смысловые связи и конструировать смыслы. Способен улавливать сильные (системные) смысловые связи в явлениях (объектах), хорошо обосновывать свою точку зрения (смысл) Работает в команде стабильно, умеет поддерживать хорошую атмосферу. Общителен, доброжелателен. |
Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки работы по программе производится входное (первичное) тестирование на степень проявления творческих способностей. В конце полугодия и года проводятся контрольные тестирования. В конце года проводится также контрольное занятие с подведением итогов обучения. Промежуточным методом контроля является тестирование в конце полугодия.
Оценка результатов работы детей на занятиях проводится с помощью наблюдения. Причем, желательно вести видеозапись занятий, чтобы иметь возможность проанализировать степень активности детей на занятии, их вклад в развитие сюжета сказки, способа снятия фантастического противоречия.
Для дошкольников можно использовать рейтинговую систему накопления очков – специально разработанную систему оценок, учитывающую количество, глубину, новизну, оригинальность предложенных детьми идей, а так же учитывается активность ребят на занятии. Воспитатель заполняет рейтинговую таблицу вместе с детьми.
Результаты тестирования в начале и конце года помогают сделать вывод о динамике изменения способностей детей. Используются тесты на способность к смысловому воображению (конструированию в уме). Рисуночный Тест «Сказко-конструктор».
Выводы по первой главе
Анализ теоретических источников, изложенных в первой главе исследования, позволил сделать следующие выводы:
Последний вывод обосновал необходимость проведения нами импирического исследования, целью и содержанием которого стало экспериментальное обоснование необходимости специально организованного психолого-педагогического сопровождения для развития творческого воображения в детях старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников
2.1 Характеристика выборки исследования.
Выборочная совокупность: В эксперименте участвовало 30 детей старшей группы (5-6 лет): детский сад № 2214 и детский сад № 2045 Г. Зеленоград, из которых 15 человек составили экспериментальную группу и 15 человек – контрольную группу. Возраст участников эксперимента от 5,5 до 6 лет. Этих детей отметили психологи данных дет. садов, как детей без отклонений в интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Таблица 1.Список детей экспериментальной группы
№ п/п |
Имя |
Возраст |
1 |
Арсений А. |
|
2 |
Сергей Ш. |
|
3 |
Дима В. |
|
4 |
Вика Л. |
|
5 |
Вера В. |
|
6 |
Дима К. |
|
7 |
Настя К. |
|
8 |
Влад К. |
|
9 |
Гена Н. |
|
10 |
Оля П. |
|
11 |
Дима П. |
|
12 |
Лена Ф. |
|
13 |
Женя Г. |
|
14 |
Оля Л. |
|
15 |
Люся Я. |
Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте