Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа
Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В отечественной психологии
наряду с остальными психическими функциями
воображение выступает в
Первая форма заключается в том, что любой образ воображения строится из элементов действительности и прошлого опыта человека.
Второй формой является связь между продуктом воображения и явлением действительности.
Третья форма характеризует связь с эмоциями.
И, наконец, четвертая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, обретя материальное воплощение, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.
Л.С. Выготский прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребенка в ней. Такое понимание природы воображения акцентирует внимание на его активном, действенном характере.
при исследовании самой игры
выявлялись значимые для
Первая линия связана с развитием самих особенностей игры (Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко). В работах этих авторов были показаны возможности развития воображения ребенка по мере овладения им предметной и сюжетно-ролевой игрой. Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения, которое определяется возможностью вхождения в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий. Кроме того, Д.Б. Эльконин утверждает, что в игре зарождаются наиболее значительные стороны продуктивного воображения: его направленность на решение самых различных задач и возможность в специфической форме раскрывать существенные характеристики реальности. В работе Н.Я. Михайленко отмечаются существенные сдвиги в развитии игры старших дошкольников после направленного обучения их сюжетосложению. Зарождаясь в игре и развиваясь вместе с ней, воображение, в свою очередь, определяло развитие игровой деятельности.
Вторая линия анализа игры связана с возможностями интериоризации воображения, перехода его в план представлений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Так Л.С. Выготский подчеркивает, что игра преддошкольника неотрывна от предмета, начинается с него и предполагает его обязательное использование. В более старшем возрасте воображение уже не требует постоянных внешних опор, может полностью протекать во внутреннем плане, т.е. в игре происходит становление воображения как собственно внутренней, психической деятельности ребенка. Отрыв воображения от предмета и его переход во внутренний план особенно явно прослеживается в рубежных играх, одной из форм которых, по мнению А.Н. Леонтьева, является игра - фантазирование.
В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития воображения ребенка. Как указывает Л.С. Выготский, игра «служит подготовительной ступенью художественного творчества ребенка». Из нее выделяют отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества (рисование, драматизация, сочинения). Он полагал, что любой вид детского творчества сходен с игрой по своему характеру (одномоментность творческого акта, отсутствие длительной работы над произведениями) и по связанности с эмоциями ребенка. Но при общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, которая заключается в том, что их выполнение позволяет прямо ставить перед ребенком творческую задачу (придумать, сочинить, сделать самостоятельно). Это позволяет наиболее полно актуализировать воображение и всецело проявить творческий потенциал ребенка.
При анализе развития различных видов деятельности выделяются, но специально не анализируются две линии становления творческих способностей:
первая – овладение
вторая – развитие воображения как такового, безотносительно к специфике вида деятельности.
Но, тем не менее, вопрос о соотношении
развития специфических для каждого
вида деятельности творческих возможностей
и воображения ребенка так
и остается открытым. Его решение
возможно только при анализе самих
механизмов воображения и их развития
на протяжении дошкольного периода.
К подобному анализу и
Процесс развития воображения подчиняется общему закону развития высших психических функций, т.е. воображение должно развиваться путем включения в управление овладением особых средств.
Ранее проведенные нами исследования позволили выделить в процессе функционирования воображения дошкольника два основных этапа:
1) порождение некоторой идеи творческого продукта,
2) создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи.
Оба эти этапа появляются
уже к концу дошкольного
Трудность анализа этого процесса, на наш взгляд, заключается в том, что существует два вида и, соответственно, два основных направления в развитии воображения. Условно их можно назвать «аффективное» и «познавательное» воображение. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З. Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций. З. Фрейд писал, что эффект творческого поведения - это изживание гнетущих эмоций, возникающих в конфликте, до тех пор пока не будет достигнут терпимый уровень. Неофрейдисты также полагали, что основная функция воображения - это защита личности, защита «я», компенсация негативных переживаний, которые порождаются не бессознательными процессами, а предсознательными, фиксирующими социальные конфликты личности.
Эти концепции неоднократно подвергались справедливой критике за преувеличение роли биологических тенденций в развитии психики человека. Тем не менее, в этих исследованиях было показано, что воображение может выступать в качестве защитного механизма личности, была выделена такая функция воображения, как разрешение возникшего противоречия во взаимодействии «я» и среды. Причем защита «я» может осуществляться двумя путями: через овладение субъектом своими переживаниями при отыгрывании, выражение их в творческих продуктах и через построение идеального «я», идеальной ситуации, компенсирующей реальный неуспех11.
Другое направление в развитии воображения - исследования Ж. Пиаже «познавательного» воображения. В них воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности.
Некоторые исследователи пытались слить эти два направления развития воображения и говорить об аффективном характере этого процесса. Так, еще Т. Рибо указывал на рядоположенность в воображении интеллектуальных и эмоциональных факторов. Л.С. Выготский в своих исследованиях первоначально подчеркивал аффективный характер воображения: «Деятельность воображения представляет собой разряд аффектов», а в более поздних работах вслед за Т. Рибо указывал на единство эмоциональных и интеллектуальных компонентов.
1.3.Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
В настоящее время существуют значительное число программ по развитию творческого воображения у детей. Нам представляется, что наиболее интересными в плане раскрытия темы нашего исследования являются следующие программы:
1.Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
Программа «Развитие» разработана сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера. В ее основу, как указывают авторы, заложены два теоретических положения. Первое – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если oн чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка – это амплификации развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Второе – это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятие – это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения они соответствуют различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.). В основе программы «Развитие» — личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте