Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:47, дипломная работа
Цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня развития способности к смысловому творческому воображению у детей экспериментальной и контрольной групп.
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
1.1. Развитие воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Основные условия и механизмы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1.3. Основные направления и принципы психолого-педагогического развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей динамики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Определение уровня общих интеллектуальных и творческих способностей экспериментальной и контрольной группы детей 6 лет.
2.3. Диагностика уровня
развития способности к
2.4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение».
2.5. Экспериментальное погружение детей контрольной и экспериментальной группы в ситуацию необходимости проявления своего творческого воображения.
2.6. Динамика развития творческого воображения детей контрольной и экспериментальной групп.
2.7. Математический анализ полученных данных.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение.
Актуальность. На сегодняшний день проблема выстраивания раннего психологического сопровождения развития творческого воображения детей, становится одним из приоритетных направлений практической психологии. Дело в том, что отечественная концепция одаренности (Шадриков, Мелик-Пашаев, Новлянская и др.) определяет творческое воображение в качестве психологического основания одаренного человека, предполагая при этом определенную динамичность становления творческого воображения в человеке (Д.Б.Богоявленская, Н.Е. Веракса, И.Н.Вачков, Ю.Н. Белехов и др.)
Проблемность. Однако, в современной психологической литературе можно найти различные подходы и точки зрения на содержание работы практического психолога, связанных с развитием воображения, а также возрастом, в котором такая работа могла бы быть наиболее эффективной. Например, существует точка зрения, что «после трех уже поздно», и что активное и целенаправленное развитие воображения следует начинать с внутри утробного периода, стимулируя разнообразные сенсорные каналы плода.
Обилие точек зрения
на развитие воображения и разнообразных
программ, якобы развивающих творческое
воображение, смущает именно своим
количеством, а также выраженной
противоречивостью в
В связи с этим проблемная направленность нашего исследования связана с конкретизацией практического содержания психологического сопровождения развития творческого воображения, которое остается своеобразным «белым пятном» психологии и сегодня. Остаются открытыми вопросы выделения психологического основания такого сопровождения, его целевой направленности, а также возрастного диапазона, в котором такая деятельность была бы наиболее успешной.
Выше перечисленные обстоятельства позволили определить цель нашего исследования, которой стало обоснование актуальности развития воображения в старшем дошкольном возрасте и выделение психологических параметров такого развития, которые могли бы служить основаниями создания психологических программ развития воображения в этом возрасте. В свою очередь, таким образом очерченная цель исследования, позволила нам определить и сформулировать основное содержание гипотезы нашего исследования:
Динамика развития
творческого воображения детей
дошкольного возраста опосредована
специальным психолого-
В связи с целью исследования и выдвинутой гипотезой нами были определены объект и предмет исследования:
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста, имеющие общие интеллектуальные способности на уровне не ниже среднего.
Предмет исследования – влияние специально организованного психологического сопровождения на динамику развитие творческого воображения у детей 6 лет.
Выдвинутые цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. Осуществить теоретический
анализ литературы по проблеме
развития воображения в
а) уточнить оптимальный
возрастной период начала
б) сформулировать психологическое основания, опосредующие динамическое развитие творческого воображения в ребенке. (Компетентная готовность к активному творческому воображению как наиболее значимому показателю уровня развитости воображения в дошкольном возрасте.)
2. Экспериментально обосновать решающее значение специально организованной проблемно-познавательной среды в эффективности развития воображения у дошкольников.
3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об обоснованности выдвинутой гипотезы.
В данной работе мы применяли следующие методы исследования:
1.Изучение и анализ
психологической литературы по
проблемам развития
2. Определение уровня
общих интеллектуальных и творческих
способностей экспериментальной и контрольной
группы детей 6 лет с использованием прогрессивных
матриц Равена и рисуночного теста Торренса
на креативность.
3. Диагностика уровня
развития способности к
4. Включенное наблюдение за участием детей экспериментальной группы в программе «Творческое воображение» - наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе. Считается, что при этом причины и мотивы действий людей наблюдателю ясны и учитываются в оценке.
5. Эксперимент, направленный
на погружение детей
6. Математический анализ полученных данных.
База исследования.
Исследование проводилось на базе Центра психолого – медико – социального сопровождения. Зел.УО. Всего в исследовании принимало участие 28 детей младшего школьного возраста.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируется гипотеза и цели, определяются задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе описываются основные понятия дипломной работы. Рассматриваются общие представления психологическом содержании творческого воображения, динамики ее развития в различные возрастные периоды; дается ее характеристика у детей старшего дошкольного возраста; проводится анализ методов его развития, предлагаемых различными авторами.
Во второй главе
приводится экспериментальное обоснование
влияния специально организованного
психолого-педагогического
В заключении подводятся итоги дипломного исследования.
В эксперименте участвовало 30 человек из детей, чей возраст был от 5,5 до 6,5 лет (подготовительные группы детских садов №2214 и №2045.)
Практическая значимость полученых результатов исследования заключается в обосновании необходимости в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста специальной психолого педогогической программы сопровождения, подтверждение ее эффективности и возможности использования подобных программ в работе педагогов – психологов системы дошкольного образования.
В списке литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной дипломной работы.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте
1.1. Развития воображения у дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов.
Информация о работе Исследование творческого воображения в детском возрасте