Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;
3) выявить особенности сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР
4) Провести сравнительный анализ сенсомоторной сферы старших дошкольников с ЗПР и старших дошкольников группы норма
5) Раскрыть особенности диагностики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными

Содержание

Введение………………………………………………………….…...……4
Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР
1.1. Особенности развития головного мозга и доминантности психологических систем……………………………………………………………………………...8
1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов………………………………………………………………………....11
1.3. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме .…………………………………...……………………….....................................15
1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………......16
1.5. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме…………………………………………………………...………………....19
1.6. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………..……………….…...20
1.7.Особенности психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….21
Вывод по I главе………………………………………………….….…..27
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента………………...…30
2.1.3. Методы исследования………….…………………………………..34
2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45
2.3 Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”……………….………………………………..….49
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54
2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60
Вывод по II главе……………………………..…………………………61
Заключение……………………………………………………………....65
Литература…………………………………………………………….…70
Приложение………………………………………………………….…..74

Работа содержит 1 файл

КУРС РАБота 4 курс.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

     Для диагностики в большинстве случаев используются те же задания и упражнения, что и для нормативно развивающихся детей. В ходе диагностики учитывается только специфика работоспособности данной категории детей. Имеется методическая литература, содержащая практические рекомендации по психодиагностической  работе.

      Дети, имеющие задержку психического развития, составляют одну из самых представительных групп среди “проблемных”, поэтому появилась необходимость поиска новых эффективных путей коррекции дошкольников в условиях специализированного дошкольного учреждения и проведения комплексной целенаправленной работы по охране здоровья и физического развития воспитанников.

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для  них условиях и в процессе целенаправленного  воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Они хорошо принимают  помощь взрослого и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности, поэтому в диагностике и коррекции обязательно нужно опираться на игровые методы работы сданной категорией детей, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Очень важно своевременно выявить нарушения в дошкольном возрасте и своевременно обеспечить ребёнку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений. Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребёнка, препятствуют его социальной адаптации, что подтверждает гипотезу № 2.

     Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для осуществления коррекционных мероприятий с целью преодоления задержки психического развития детей и предупреждения проявлений дезадаптации и трудностей обучения на следующем возрастном этапе.

      В настоящее время широко  используется  специальная  система занятий, разработанная и рекомендованная У. В. Ульенковой. Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей с ЗПР и коррекция её нарушений может предупредить трудности освоения письма.

     Итак, все гипотезы подтверждены, цель данного эксперимента достигнута.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей

    / Под ред. К. С. Лебединской. - М.: Прогресс, 1982. - 125 с.

2. Анастази А. Дифференциальная психология: Индивидуальные и

    групповые различия в поведении. — М.: Апрель Пресс, Эксмо Пресс,

    2001.-752 с.

3. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку

    психического развития // Начальная школа. - 1993.

4. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни — СПб.: Нота-Бене, 1999.-

    299 с.

5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР

    у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002. –  64 с.

6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Прогресс, 1967. - 195 с.

7. Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. Сенсомоторное

    развитие дошкольников. – М.: Владос.-2001. – 135 с.

8. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение- 

    1988. – 217 с.

9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: 1956. –

     117 с.

10. Густов А.В. Синдромы нарушений высших психических функций в

      неврологической практике. – Н.Новгород.: 2005.- 154с.

11. Голубкова Г., Грибкова Л. Психомоторная коррекция как средство

      реабилитации детей с ЗПР// Дошкольное воспитание. – 2006.- №10.- с.25-

      29.

12. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка – М.: Школа – Пресс. –

      2001. – 97 с.

13. Дети с задержкой психического развития: под ред. Т. А. Власовой, В. И.

      Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.

14. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под

      ред. С.Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 224 с.

15. Еникеев М.И.. Психологический Энциклопедический Словарь. – М.: 2005.    

   – 650 с.

16. Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников. М.:

      Академия педагогических наук. –1963. – 224 с.

17. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга

      ребёнка. – М.: 1973. – 165 с.

18. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки

      психического развития // Актуальные проблемы задержки психического

      развития. - М.: 1982. – 197 с.

19. Лисина М.И. Проблемы и задачи изучения общения дошкольников со

      сверстниками/ Хрестоматия по детской психологии/ Сост. и ред. Г.В.

      Бурменская. - М.: Ин-т практической психологии, 1996. С. 89-100.

20. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические

      особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. –

      1972. - № 4.

21. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная

      психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: 2003. – 223 с.

22. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического

      развития. - М.: 1983.- 184 с.

23. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: 1973. – 213 с.

24. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиническая и

      нейропсихологическая диагностика) - М.: 1995. – 177 с.

25. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологические основы диагностики и

      коррекции ЗПР у детей // Клинико-генетическое и психолого-

      педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у

      детей. - М.: 1991. – 234 с.

26. Меттус Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников:

      подготовка, диагностика, адаптация. – Волгоград: Учитель, 2007. – 159с.

27. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой

      психического развития: Пособие для психологлв и педагогов. - М.:

      Владос, 2003. – 87 с.

28. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М.:

      2003. – 114 с.

29. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.

      заведений / под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр

      «Академия», 2008. – 480 с.

30. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой

     психического развития // Дефектология. - 1980. -№ 3.

31. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития –

      вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. - 1989.  

       – №1.

32. Платонов К.К., Голубев Г.Г.. Психология. – М.: Высшая школа, 1977. –

      263 с.

33. Подъячева И.П. Кррекционно-развивающее обучение детей старшего

      дошкольного возраста с ЗПР. - М., 2001. – 119 с.

34. Практикум по возрастной педагогике и психологии/ под ред. И.В.

      Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 157с.

35. Проблемы повышения профессиональной квалификации  руководителей

      школ / под ред. Е.П.Тонконогой. – М.: Педагогика, 1987. – 96 с.

36. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, Б. Ф.

      Ломова. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

37. Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца,

      Д.Б.Эльконина. - М.: Просвещение, 1964. – 284 с.

38. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. Левченко И.Ю. –    М.:

      Издательский центр «Академия», 2008. – 319 с.

39. Реброва Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга

      человека и психические процессы. СПб: Речь, 2004. – 135 с.

40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: 1946. - 704 с.

41. Рубинштейн С.Л. Речь / Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: 1989.- 

      312 с.

42. Рузская А.Г. Особенности общения детей двух-семи лет с посторонним и

      близким взрослым. /Общение и его влияние на развитие психики

      дошкольника. М.: 1974.- 41 – 58 с.

43. Сенсомоторика. Внимание // Диагностический инструментарий детского

      психолога/ под ред. И.В.Дубровиной.— Вып.1. — Н.Новгород: 1996. –

      117 с.

44. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

       заведений / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр      

       «Академия», 2007. – 464 с.

45. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. – Н.Н.: 1994. – 137 с.

46. Ульенкова У.В. К проблеме ранней компенсации ЗПР // Дефектология. –

      1980. – 184 с.

47. Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно –

      педагогической помощи детям с ЗПР // Дефектология. - 1997. - № 4.

48. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. –

      М.: 1990.

49. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. -

     141-160 c.

50. Чередникова Т. В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы.   СПб.: 1996. — с.23.

51. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. М.:   1922. - 280 с.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 5

Список детей, принимавших участие в

экспериментальном исследовании.

 

Коррекционная группа (ЗПР) №1

Фамилия, имя ребенка

Возраст, лет

1. Воронина Анна

2. Груздев Сергей

3. Герасимов Влад

4. Жилин Андрей

5. Ивашкин Александр

6. Ильина Алла

7. Леонтьев Стас

8. Лушина Анна

9. Минеева Ольга

10. Морозов Максим

11. Мартынова Дарья

12. Рыбаков Михаил

13. Рылеев Антон

14. Симанычев Игорь

15. Тимофеев Максим

6

6

6

6

7

6

6

7

6

6

6

6

6

6

6


                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Таблица 6

Список детей, принимавших участие в

экспериментальном исследовании.

 

Коррекционная группа (ЗПР) №2

Фамилия, имя ребенка

Возраст, лет

1. Абрамова Наталья

2. Антоновский Сергей

3. Белякова Дарья

4. Белобородова Ирина

5. Гусейнова Галина

6. Дьянченко Сергей

7. Зимаева Анна

8. Козлов Сергей

9. Колесова Елена

10. Ковтун Людмила

11. Никитин Олег

12. Носов Максим

13. Обухов Илья

14. Пестриков Алексей

15. Ульянов Данил

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

7


                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Таблица 7

Список детей, принимавших участие в

экспериментальном исследовании.

 

Группа детей с НПР  №1

Фамилия, имя ребенка

Возраст, лет

1. Антонов Кирилл

2. Заботнов Максим

3. Зиновьева Зинаида

4. Ильичева Жанна

5. Исакова Инна

6. Колосов Алексей

7. Кондратьева Елизавета

8. Котова Татьяна

9. Лямин Дмитрий

10. Лосев Игорь

11. Лудина Виктория

12. Минеев Олег

13. Нестерова Ольга

14. Ушаков максим

15. Шмелев Дмитрий

6

7

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

7

6


                                                                                                                  

 

Приложение 4

Таблица 8

Список детей, принимавших участие в

экспериментальном исследовании.

 

Группа детей с НПР  №2

Информация о работе Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР