Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;
3) выявить особенности сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР
4) Провести сравнительный анализ сенсомоторной сферы старших дошкольников с ЗПР и старших дошкольников группы норма
5) Раскрыть особенности диагностики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными

Содержание

Введение………………………………………………………….…...……4
Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР
1.1. Особенности развития головного мозга и доминантности психологических систем……………………………………………………………………………...8
1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов………………………………………………………………………....11
1.3. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме .…………………………………...……………………….....................................15
1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………......16
1.5. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме…………………………………………………………...………………....19
1.6. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………..……………….…...20
1.7.Особенности психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….21
Вывод по I главе………………………………………………….….…..27
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента………………...…30
2.1.3. Методы исследования………….…………………………………..34
2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45
2.3 Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”……………….………………………………..….49
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54
2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60
Вывод по II главе……………………………..…………………………61
Заключение……………………………………………………………....65
Литература…………………………………………………………….…70
Приложение………………………………………………………….…..74

Работа содержит 1 файл

КУРС РАБота 4 курс.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

 Простая реакция оценивается по времени. Различают латентное время реакции (скрытое), т. е. время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называется типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.  
      Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 с, и на звук, равная в среднем 0,15 с, не одинакова не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различных условиях, однако, колебания её очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).  
      Сложные сенсомоторные реакции - это все остальные. Если в ответ на один сигнал надо сделать движение, а на другой - нет, говорят о реакции различения. Если центральный момент связан с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных, то такую реакцию называют реакцией выбора. Например, если из ряда кнопок в ответ на определённый сигнал следует нажать только одну, то центральный момент усложняется узнаванием сигнала и выбором кнопок. Центральный момент реакции может быть ещё более усложнён путём изменения значения кнопок по дополнительному сигналу. Такая реакция называется реакцией переключения ( Платонов К.К., Голубев Г.Г., 1977 год).

    В психологической структуре сложной реакции всегда можно отметить следующие элементы: внимание - если оно у реагирующего будет чем-то отвлечено, реакция вообще может остаться незаконченной; память - для выбора правильного действия необходимо помнить, между чем и чем надо выбирать; мышление - хотя бы в его простейших формах, а иногда и в очень сложных; эмоции- более или менее сильно окрашивающие реакцию; волевое усилие - отсутствие которого замедляет реакции.

  Сложные реакции протекают значительно медленнее, чем простые, из-за переработки воспринятого. Поэтому, если вычесть время простой реакции учащегося из времени его сложной реакции, то можно приблизительно представить себе время, затрачиваемое им на переработку восприятия. Время не только сложной, но и простой реакции уменьшается под влиянием упражнения и увеличивается при утомлении. Сложные реакции в отличие от простых имеют и другой показатель кроме времени - точность. 
      Точной называется реакция, вполне соответствующая требованиям ситуации в естественных условиях производственной работы или полученного задания в лабораторном эксперименте. При повторении одних и тех же реакций степень их точности и скорости может в одних случаях изменяться очень мало, а в других, напротив, очень сильно. Это характеризует ещё одно качество сложных реакций - степень постоянства, или вариативность.

 Простая реакция редко встречается в естественной деятельности, более свойственна реакция на движущийся объект. При этом человек должен совершить движение в определённый момент, устанавливаемый им по движущемуся объекту. 
      Наиболее сложный и вместе с тем наиболее типичный для деятельности психомоторный процесс - сенсомоторная координация, при которой динамичен не только воспринимаемый раздражитель, как при реакции на движущийся объект, но и сама реализация двигательного действия. Иначе говоря, при сенсомоторной координации непрерывно как восприятие, так и движение, причём движение регулируется восприятием его результатов, результат движения непрерывно сверяется с заданием.  
Простейший вид сенсомоторной координации - реакция слежения, заключающаяся в удерживании объекта, имеющего тенденцию к беспрерывным отклонениям, в заданном положении.  
      На первых этапах освоения двигательной задачи, требующей сенсомоторной координации, отмечается дискретность двигательных ответов по механизму цепной реакции, в дальнейшем сменяющейся слиянием отдельных двигательных актов в координированное единое двигательное действие (Платонов К.К., Голубев Г.Г., 1977 год).

  Качество реагирования путём сенсомоторной координации характеризует следующие показатели: время реакции на пусковой сигнал - от появления двигательной задачи до начала реагирования; общее время реагирования - до конца решения возникшей двигательной задачи, обычно значительно превышающее время реакции на пусковой сигнал; точность, реагирования - определяемая как по конечному результату реагирования, так и по числу и характеру поправочных движений, обеспечивающих координированность реагирования. 
      Деятельность человека во многих случаях требует согласованных движений двумя руками или движений рук и ног. В этих случаях к сенсомоторной координации добавляется ещё новая психомоторная особенность - координация движений. Быстрая и точная реакция на пусковой сигнал и хорошая координация экономных, точных и соразмерных движений, реализующих двигательные акты, если они не случайны, а проявляются систематически и в различных видах деятельности, определяют ловкость ребёнка. Ловкость или неловкость как черта личности учащегося обычно проявляется в различных видах деятельности, и обнаружение неловкости в условиях уже производственной работы говорит о недоученности.

 

1.3. Развитие сенсорной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме

 

Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических  процессов. Этот факт отмечался практически  всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом ( Эльконин Д.Б. 1964 ).

Л.С. Выготский, который  отмечал развитие произвольности как  одну из важнейших характеристик  дошкольного возраста, связывал это  с появлением высших психических  функций (ВПФ) и развитием знаковой  функции сознания. Им была разработана схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности ( Рубинштейн С.Л. 1989 ).

Эта регуляция связана  с опосредованным характером ВПФ, причем опосредуются они знаком или стимулом-средством, который создает дополнительную связь между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной ) (Ульенкова У.В 1994).

 

 

 

1.4. Развитие сенсорной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 

Отдельные ощущения как  бы «привязаны» к специфическим  анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы- рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. По мнению Немова Р.С. четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.[2]

Способность воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

 Задержка психического  развития (ЗПР) – тип аномалии  психического развития ребенка,  которая проявляется в его  соответствии более раннему среднестатистическому уровню развития; возникает в результате органических поражений центральной нервной системы и различных соматических заболеваний (Еникеев М.И. 2005 год).

Прежде чем говорить об особенностях восприятия у детей  с ЗПР, необходимо дать определение этого психического процесса.

Итак, восприятие – непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков (Еникеев М.И. 2005год).

 Ряд авторов отмечают  у детей с ЗПР трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях.

Наблюдаются затруднения  в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений. Формирование целостного образа происходит замедленно, поэтому ребенок многого не замечает, упускает детали (Лубовский В.И., 2006 ) .

Недостатки восприятия выступает более четко и выражены значительнее при неблагоприятных  или необычных условиях восприятия: когда предмет рассматривается в непривычном ракурсе. В условиях плохого освещения, изображение представлено в виде контура или неполным, контурные изображения предметов наложены друг на друга или перечеркнуты прямыми линиями .[14]

Еще большее отставание прослеживается в формировании интеграции зрительно-слуховой, которая имеет важнейшее значение при обучении грамоте.

Слуховое восприятие дошкольников с ЗПР характеризуется  теми же особенностями, что и зрительное. Каких-либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается. Имеются некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков (что говорит о недостатках фонематического слуха), наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах. Дети испытывают трудности при выделении звуков в слове. Эти затруднения, отражающие недостаточность аналитико-синтетической деятельности в звуковом анализаторе, обнаруживаются при обучении детей грамоте. Значительно больше проявляется отставание в развитии осязательного восприятия ( Лисина М.И. 1996 ) .

Дети затрудняются в  осязательном узнавании даже многих знакомых им предметов.

Осязательное восприятие, как известно, является комплексным, объединяющим тактильные и двигательные ощущения. Но наблюдаемые трудности связаны не только с недостаточностью межсенсорных связей, то есть с комплексным характером осязательного восприятия, но и с недоразвитием тактильной и двигательной чувствительности в отдельности. Доказательством недостатков чувствительности являются трудности детей в определении места прикосновения к разным участкам их кожной поверхности (например, щеке, подбородку, носу и так далее). Дети определяют место прикосновения неточно, иногда вообще не могут его локализировать. Особенно трудно им локализовать тактильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум разным участкам кожи.

Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощущений проявляется  в неточности и несоразмерности  движений, оставляющих впечатление  двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз их руки, устанавливаемых взрослым. Все это отмечается, естественно, тогда, когда ребенок не видит устанавливаемых поз.

Важно отметить, что в  ходе возрастного развития недостаточность  восприятий преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными  они становятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного  и слухового восприятия. Медленно развивается осязательное восприятие (Лубовский В.И. 2006 год) .

 

 

1.5. Особенности развития  моторной сферы у детей старшего  дошкольного возраста в норме

 

В старшем дошкольном возрасте продолжается интенсивный  процесс развития двигательных функций  ребёнка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного и сенсомоторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-моторной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет (Рузская А.Г. 1974).

Развитие моторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом. Оно является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста (Дубровина И.В. 1999 год).

Современные дети 6 - 7 лет с нормативным развитием нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики, а у детей с ЗПР эти нарушения могут проявляться и до 10-11 лет.  Это проявляется в неспособности проводить достаточно чёткие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести. Необходимо уделять особое внимание развитию моторики не только первоклассникам, осваивающим сложнейший навык письма, но и всем учащимся начальных классов, поскольку, как отмечалось выше, развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития (Дубровина И.В. 1999 год) .

 

 

1.6. Особенности развития  моторной сферы у детей старшего  дошкольного возраста с задержкой  психического развития

 

Недостатки развития моторики у дошкольников описываемой категории обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. Это проявляется во всех видах движений (психомоторика) и особенно в мелких точных движениях, непосредственно связанных с воспринимаемыми ощущениями и требующих повышенного контроля (сенсомоторика). Результатом функциональной недостаточности, проявлением слабо выраженной резидуальной органики являются имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы -чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У некоторых детей наблюдаются хореиформные движения (мышечные подёргивания) ( Штерн В. 1922 ).

В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена  по отношению к нормальному уровню.

Обследование моторики старших дошкольников с ЗПР показало, что выполнение многих из тестовых заданий вызывает определённые трудности у детей. Все задания они выполняют медленнее, чем нормально развивающиеся дети, обнаруживаются неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений. При выполнении произвольных движений часто проявляется излишнее напряжение мышц, а иногда и хореиформные подергивания (Лубовский В.И. 2007 ) .

Дефекты координации движений, в которых участвуют группы мышц обеих половин тела, в значительной мере могут быть связаны с отставанием в латерализации функций.

1.7. Особенности  психологической диагностики детей  старшего дошкольного возраста

 

Дифференциальная диагностика  выстраивается с позиции системного подхода. Сложность структуры дефекта всегда определяется взаимодействием внутрисистемных и межсистемных нарушений. Так, недостатки в развитии сенсорной сферы у детей с ЗПР проявляются не только в недостатках сенсорно-перцептивной деятельности. Трудности усвоения эталонных представлений о цвете, форме, величине, недостаточность пространственных и временных ориентировок не обеспечивают должной чувственной базы для развития мышления и речи. С другой стороны, незрелость внутриречевых механизмов, слабость словесной регуляции не позволяют ребенку на должном уровне обобщать сенсорный опыт, использовать его в деятельности. [1]

Информация о работе Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР