Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;
3) выявить особенности сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР
4) Провести сравнительный анализ сенсомоторной сферы старших дошкольников с ЗПР и старших дошкольников группы норма
5) Раскрыть особенности диагностики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными

Содержание

Введение………………………………………………………….…...……4
Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР
1.1. Особенности развития головного мозга и доминантности психологических систем……………………………………………………………………………...8
1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов………………………………………………………………………....11
1.3. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме .…………………………………...……………………….....................................15
1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………......16
1.5. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме…………………………………………………………...………………....19
1.6. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………..……………….…...20
1.7.Особенности психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….21
Вывод по I главе………………………………………………….….…..27
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента………………...…30
2.1.3. Методы исследования………….…………………………………..34
2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45
2.3 Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”……………….………………………………..….49
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54
2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60
Вывод по II главе……………………………..…………………………61
Заключение……………………………………………………………....65
Литература…………………………………………………………….…70
Приложение………………………………………………………….…..74

Работа содержит 1 файл

КУРС РАБота 4 курс.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

При проведении обследования дошкольников следует соблюдать  ряд условий, которые обеспечат  более объективную оценку их состояния:

- создание в ходе обследований комфортности, установление эмоционального контакта;

- предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;

- чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

- игровой характер заданий;

- учёт уровня развития познавательной деятельности.

Психологическое обследование начинается с беседы с ребёнком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребёнка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия (Анастази А.Н. 2001 ) .

При отборе методик для  диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий наглядно-образного мышления, ведущей деятельности - игровой, а также типичных видов деятельности - конструирования и рисования. под ред (Левченко И.Ю. 2006 ) .

     При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учитывать следующие психологические новообразования: сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях - методом зрительной ориентировки.

Главная цель обследования детей 7-го года жизни - целенаправленное изучение их психологической готовности к школьному обучению.

Понятие «психологическая готовность к школе» включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую  и коммуникативную готовность (т. е. умение ребёнка строить свои отношения  со сверстниками и с новыми взрослыми).

Основными параметрами  умственного развития дошкольника  можно считать:

- принятие задания;

- понимание условий задания;

- способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание зрительная ориентировка);

- обучаемость в процессе обследования;

- отношение к результату деятельности.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного  возраста используются специальные  задания, проводимые в форме обучающего эксперимента, а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности  знаний и умений. Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребёнка: понимает ли он практическую ситуацию как проблемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.

Такой подход к оценке действия ребёнка позволяет определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е., «зону ближайшего развития». Это в свою очередь, даёт возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребёнка ( Борякова Н.Ю 2002 ) .

Для обследования мотивационной  готовности ребёнка к обучению в  школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов  детской деятельности, беседа.

Основными показателями состояния эмоционально-волевой  сферы дошкольника служат: владение правилами поведения, умение адекватно  реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать трудности.

Важным условием психологической готовности к школе является также владение некоторыми элементарными учебными навыками — звуковым анализом слова, чтением, вычислительными навыками. Важна также готовность руки к письму, определённый объём знаний и представлений об окружающем мире.

Обязательным компонентом  психолого-педагогического изучения ребёнка дошкольного возраста является обследование состояния речи.

Логопедическое обследование осуществляется общепринятыми в  логопедической практике методами и  включает в себя изучение основных компонентов, составляющих речевую систему.

Одним из важнейших показателей  уровня развития ребёнка является его  игровая деятельность, а её оценка может быть одним из диагностических  критериев. Для детей дошкольного возраста игра - ведущая деятельность, так как согласно исследованиям А. Н.Леонтьева:

— внутри игры возникают  и дифференцируются новые виды деятельности, например учения;

— в ней перестраиваются  частные психические процессы;

— от неё зависят основные изменения личности в данный период.

В случаях нарушений и патологии развития наиболее ранние изменения наблюдаются в игровой деятельности ребёнка игра либо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает своеобразный характер. Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недостаточность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также её однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровождающей изменение характера игры. Несформированность игровой деятельности влечёт за собой ряд особенностей психического развития. [1]

У детей характер игры может быть представлены манипуляцией, процессуальной игрой, игрой с элементами сюжета.

При манипуляции ребёнок  не проводит собственно игровых действий. Он рассматривает игрушку, поворачивает её, постукивает, перекладывает с места на место, но все эти действия не характерны для данной игрушки или заменяющего её предмета (например, «пересыпает» кубики, постукивает одной матрешкой о другую и т.д.).

В процессуальной игре совершенствуются игровые действия, не направленные на конечный результат. При этом действие доставляет ребёнку удовлетворение и может повторяться многократно (катание машины, нагромождение кубиков без цели что-либо построить и т.д.).

Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной большей осмысленностью и целенаправленностью. Исчезает стереотипность действий, появляется конечный результат. Изучение игровой деятельности проводится методом наблюдения. Его можно провести в реальной обстановке детского сада и непосредственно в кабинете психолога. При наблюдении спонтанной игры оцениваются её содержание, характер, поведение ребёнка и речевое сопровождение игры. В ситуации обследования в кабинете ребёнку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребёнок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий (Левченко И.Ю. 2000 ).

      Оцениваются:

— проявление интереса к  игрушкам (эмоциональные реакции  и высказывания, просьбы);

— выбор игрушек (отбор  тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью  взять игрушек побольше, безотносительно  к их назначению);

— адекватность использования игрушек, т. е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребёнок рвет, ломает, облизывает, сосёт, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);

возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);

— характер игры (однообразная, творческая);

— поведение во время  игровой деятельности (эмоциональные  реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).

Отсутствие игры в  ситуации обследования не является показателем  отклонений в развитии, так как  эта ситуация для ребёнка необычна. Показательны отношение к игрушкам, характер уровня игры. Если у ребёнка отсутствует интерес к игрушкам или он пользуется ими неадекватно, не способен сам организовать игру, а при помощи взрослого только повторяет действия, можно думать о снижении умственного развития. Отсутствие возможности развернуть сюжетную игру у детей старше 4 лет говорит об отклонении в развитии, а игра на уровне манипуляции в том же возрасте свидетельствует о глубоком отставании в развитии. Наличие этих особенностей при учёте других показателей может указывать на снижение интеллекта.

Психолого-педагогическое изучение ребёнка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие наученных сфер деятельности, а также характерологические особенности (Левченко И.Ю. 2008 ) .

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ

 

В силу того, что сенсомоторика включает в себя как сенсорный, так и моторный компоненты, то важным для становления данной функции будет уровень развития всех видов восприятия, а также сформированность произвольной регуляции действий.

Делая вывод можно  отметить, что развитие сенсомоторного восприятия тесно связано с развитием мелкой моторики, что в свою очередь влияет на психические процессы ребёнка. Учёные, говоря об особенностях восприятия  детей с ЗПР, писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят», обобщенно формулируя  обнаруживаемую у детей недостаточную целенаправленность восприятия, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности.

Недостатки развития моторики у дошкольников описываемой  категории обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. Это проявляется во всех видах движений (психомоторика) и особенно в мелких точных движениях, непосредственно связанных с воспринимаемыми ощущениями и требующих повышенного контроля (сенсомоторика). Поэтому современные методы дифференциальной диагностики позволяют выявить нарушения в дошкольном возрасте и своевременно обеспечить ребёнку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений. Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.

 

 

 

 

ГЛАВА II : ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНО СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

 

 

2.1. Программа  констатирующего эксперимента

 

         2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования

 

Целью данного исследования является выявление особенностей диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Предметом исследования - особенности развития чувственной и двигательной сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР.

В данном экспериментальном  исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы начальной специальной коррекционной школы - детского сада города Советского района, города Нижнего Новгорода, имеющие задержку психического развития, а также дошкольники подготовительной группы детского сада № 276 Советского района, города Нижнего Новгорода. В эксперименте приняли участие 60 человек, из которых 30 детей – старшие дошкольники, имеющие задержку психического развития, и 30 детей группы норма.

В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

      1. В соответствии  с научными данными об особенностях  сенсомоторной сферы детей с  ЗПР, можно предположить существование  у них следующих особенностей: отставание в развитии двигательных  ощущений, двигательная неловкость, недостаточная координация движений.

2. Формирование компонентов сенсомоторной сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если: будет проведена своевременная диагностика особенностей сенсомоторного развития и выявление уровня сформированности данных компонентов позволит обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений.

Поставленная цель и выдвинутые гипотезы определили следующие задачи работы:

1) подобрать методические  подходы и адаптированные к  дошкольному возрасту методики  для исследования сенсомоторного  развития детей с ЗПР; 

3) выявить особенности  сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР

4) Провести сравнительный  анализ сенсомоторной сферы старших  дошкольников с ЗПР и старших  дошкольников группы норма

5) Раскрыть особенности  диагностики детей младшего дошкольного  возраста с ЗПР

6) Экспериментально оценить  особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР

7) выявить ведущие  особенности сенсомоторного развития  детей дошкольного возраста с  ЗПР.

8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными.

 

        

 

2.1.2. Организация констатирующего  эксперимента

 

Эксперимент -  это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими факторами и регистрацию собственных изменений в поведении изучаемого объекта. В данной работе использован один из видов педагогического эксперимента – констатирующий эксперимент (диагностирующий), который по своему исследовательскому назначению применяется для проверки имеющихся знаний или определенных предположений, для констатации фактов, определенных связей между педагогическим воздействием и результатом. Констатирующий эксперимент позволяет определить исходные данные для дальнейшего исследования. Он обычно предшествует обучающему и представляет собой не просто констатацию состояния объекта, но и анализ состояния данного вопроса в практике обучения и воспитания.

Информация о работе Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР