Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;
3) выявить особенности сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР
4) Провести сравнительный анализ сенсомоторной сферы старших дошкольников с ЗПР и старших дошкольников группы норма
5) Раскрыть особенности диагностики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными
Введение………………………………………………………….…...……4
Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР
1.1. Особенности развития головного мозга и доминантности психологических систем……………………………………………………………………………...8
1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов………………………………………………………………………....11
1.3. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме .…………………………………...……………………….....................................15
1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………......16
1.5. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме…………………………………………………………...………………....19
1.6. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………..……………….…...20
1.7.Особенности психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….21
Вывод по I главе………………………………………………….….…..27
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента………………...…30
2.1.3. Методы исследования………….…………………………………..34
2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45
2.3 Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”……………….………………………………..….49
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54
2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60
Вывод по II главе……………………………..…………………………61
Заключение……………………………………………………………....65
Литература…………………………………………………………….…70
Приложение………………………………………………………….…..74
При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:
- создание в ходе обследований комфортности, установление эмоционального контакта;
- предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
- чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
- игровой характер заданий;
- учёт уровня развития познавательной деятельности.
Психологическое обследование начинается с беседы с ребёнком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребёнка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия (Анастази А.Н. 2001 ) .
При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий наглядно-образного мышления, ведущей деятельности - игровой, а также типичных видов деятельности - конструирования и рисования. под ред (Левченко И.Ю. 2006 ) .
При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учитывать следующие психологические новообразования: сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях - методом зрительной ориентировки.
Главная цель обследования детей 7-го года жизни - целенаправленное изучение их психологической готовности к школьному обучению.
Понятие «психологическая готовность к школе» включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность (т. е. умение ребёнка строить свои отношения со сверстниками и с новыми взрослыми).
Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:
- принятие задания;
- понимание условий задания;
- способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание зрительная ориентировка);
- обучаемость в процессе обследования;
- отношение к результату деятельности.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в форме обучающего эксперимента, а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребёнка: понимает ли он практическую ситуацию как проблемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.
Такой подход к оценке действия ребёнка позволяет определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е., «зону ближайшего развития». Это в свою очередь, даёт возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребёнка ( Борякова Н.Ю 2002 ) .
Для обследования мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.
Основными показателями
состояния эмоционально-
Важным условием психологической готовности к школе является также владение некоторыми элементарными учебными навыками — звуковым анализом слова, чтением, вычислительными навыками. Важна также готовность руки к письму, определённый объём знаний и представлений об окружающем мире.
Обязательным компонентом
психолого-педагогического
Логопедическое обследование осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами и включает в себя изучение основных компонентов, составляющих речевую систему.
Одним из важнейших показателей уровня развития ребёнка является его игровая деятельность, а её оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра - ведущая деятельность, так как согласно исследованиям А. Н.Леонтьева:
— внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, например учения;
— в ней перестраиваются частные психические процессы;
— от неё зависят основные изменения личности в данный период.
В случаях нарушений и патологии развития наиболее ранние изменения наблюдаются в игровой деятельности ребёнка игра либо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает своеобразный характер. Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недостаточность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также её однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровождающей изменение характера игры. Несформированность игровой деятельности влечёт за собой ряд особенностей психического развития. [1]
У детей характер игры может быть представлены манипуляцией, процессуальной игрой, игрой с элементами сюжета.
При манипуляции ребёнок не проводит собственно игровых действий. Он рассматривает игрушку, поворачивает её, постукивает, перекладывает с места на место, но все эти действия не характерны для данной игрушки или заменяющего её предмета (например, «пересыпает» кубики, постукивает одной матрешкой о другую и т.д.).
В процессуальной игре совершенствуются игровые действия, не направленные на конечный результат. При этом действие доставляет ребёнку удовлетворение и может повторяться многократно (катание машины, нагромождение кубиков без цели что-либо построить и т.д.).
Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной большей осмысленностью и целенаправленностью. Исчезает стереотипность действий, появляется конечный результат. Изучение игровой деятельности проводится методом наблюдения. Его можно провести в реальной обстановке детского сада и непосредственно в кабинете психолога. При наблюдении спонтанной игры оцениваются её содержание, характер, поведение ребёнка и речевое сопровождение игры. В ситуации обследования в кабинете ребёнку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребёнок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий (Левченко И.Ю. 2000 ).
Оцениваются:
— проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);
— выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);
— адекватность использования игрушек, т. е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребёнок рвет, ломает, облизывает, сосёт, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);
возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
— характер игры (однообразная, творческая);
— поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).
Отсутствие игры в ситуации обследования не является показателем отклонений в развитии, так как эта ситуация для ребёнка необычна. Показательны отношение к игрушкам, характер уровня игры. Если у ребёнка отсутствует интерес к игрушкам или он пользуется ими неадекватно, не способен сам организовать игру, а при помощи взрослого только повторяет действия, можно думать о снижении умственного развития. Отсутствие возможности развернуть сюжетную игру у детей старше 4 лет говорит об отклонении в развитии, а игра на уровне манипуляции в том же возрасте свидетельствует о глубоком отставании в развитии. Наличие этих особенностей при учёте других показателей может указывать на снижение интеллекта.
Психолого-педагогическое изучение ребёнка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие наученных сфер деятельности, а также характерологические особенности (Левченко И.Ю. 2008 ) .
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ
В силу того, что сенсомоторика включает в себя как сенсорный, так и моторный компоненты, то важным для становления данной функции будет уровень развития всех видов восприятия, а также сформированность произвольной регуляции действий.
Делая вывод можно отметить, что развитие сенсомоторного восприятия тесно связано с развитием мелкой моторики, что в свою очередь влияет на психические процессы ребёнка. Учёные, говоря об особенностях восприятия детей с ЗПР, писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят», обобщенно формулируя обнаруживаемую у детей недостаточную целенаправленность восприятия, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности.
Недостатки развития моторики у дошкольников описываемой категории обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. Это проявляется во всех видах движений (психомоторика) и особенно в мелких точных движениях, непосредственно связанных с воспринимаемыми ощущениями и требующих повышенного контроля (сенсомоторика). Поэтому современные методы дифференциальной диагностики позволяют выявить нарушения в дошкольном возрасте и своевременно обеспечить ребёнку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений. Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.
ГЛАВА II : ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНО СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования
Целью данного исследования является выявление особенностей диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предметом исследования - особенности развития чувственной и двигательной сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР.
В данном экспериментальном исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы начальной специальной коррекционной школы - детского сада города Советского района, города Нижнего Новгорода, имеющие задержку психического развития, а также дошкольники подготовительной группы детского сада № 276 Советского района, города Нижнего Новгорода. В эксперименте приняли участие 60 человек, из которых 30 детей – старшие дошкольники, имеющие задержку психического развития, и 30 детей группы норма.
В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1. В соответствии
с научными данными об
2. Формирование компонентов сенсомоторной сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если: будет проведена своевременная диагностика особенностей сенсомоторного развития и выявление уровня сформированности данных компонентов позволит обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений.
Поставленная цель и выдвинутые гипотезы определили следующие задачи работы:
1) подобрать методические
подходы и адаптированные к
дошкольному возрасту методики
для исследования
3) выявить особенности
сенсомоторного развития
4) Провести сравнительный
анализ сенсомоторной сферы
5) Раскрыть особенности
диагностики детей младшего
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие
особенности сенсомоторного
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными.
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента
Эксперимент - это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими факторами и регистрацию собственных изменений в поведении изучаемого объекта. В данной работе использован один из видов педагогического эксперимента – констатирующий эксперимент (диагностирующий), который по своему исследовательскому назначению применяется для проверки имеющихся знаний или определенных предположений, для констатации фактов, определенных связей между педагогическим воздействием и результатом. Констатирующий эксперимент позволяет определить исходные данные для дальнейшего исследования. Он обычно предшествует обучающему и представляет собой не просто констатацию состояния объекта, но и анализ состояния данного вопроса в практике обучения и воспитания.
Информация о работе Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР