Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;
3) выявить особенности сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР
4) Провести сравнительный анализ сенсомоторной сферы старших дошкольников с ЗПР и старших дошкольников группы норма
5) Раскрыть особенности диагностики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными

Содержание

Введение………………………………………………………….…...……4
Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР
1.1. Особенности развития головного мозга и доминантности психологических систем……………………………………………………………………………...8
1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов………………………………………………………………………....11
1.3. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме .…………………………………...……………………….....................................15
1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………......16
1.5. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме…………………………………………………………...………………....19
1.6. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………..……………….…...20
1.7.Особенности психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….21
Вывод по I главе………………………………………………….….…..27
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента………………...…30
2.1.3. Методы исследования………….…………………………………..34
2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45
2.3 Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”……………….………………………………..….49
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54
2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60
Вывод по II главе……………………………..…………………………61
Заключение……………………………………………………………....65
Литература…………………………………………………………….…70
Приложение………………………………………………………….…..74

Работа содержит 1 файл

КУРС РАБота 4 курс.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

3. Неправильно изображенный  элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части  забора оцениваются отдельно:

Так, если неправильно  срисована правая часть, а левая  скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на кровле воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

4. Неправильное расположение  деталей в пространстве рисунка  (1 балл). К ошибкам этого рода  относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше её, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).

5. Отклонение прямых  линий более чем на 30° от  за данного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более  чем на 30°) вертикальных и горизонтальных  линий, из которых состоят домик и крыша; “заваливание” (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

6. Разрывы между линиями  в тех местах, где они должны  быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

7. Залезание линий  одна за другую (1 балл за каждое  залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка  оценивается как «0» баллов. Таким  образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или  «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребёнка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Методику “Домик” можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йирасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика “домик” выявляет те же психологические особенности в развитии ребёнка, что и II и III задания теста Керна-Йирасека.

Методику “Домик” можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.

Для определения уровня развития мелкой моторики и точных движений использован тест Керна-Йерасека.

Этот тест помогает выявить  уровень психического развития ребёнка, развитие его глазомера, способности  к подражанию.  
Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Всё это необходимо для того, чтобы ребёнок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребёнка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.  
Методика состоит из трёх заданий:   
1. Срисовывание письменных букв .  
2. Срисовывание группы точек.   
3. Рисование мужской фигуры.   
Ребёнку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребёнку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.  
1. Копирование фразы "Ей дан чай"   
Ребёнку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными буквами. Если  ребёнок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.                                                                                                                            «ЕЙ ДАН ЧАЙ» или «WAS IST DAS?»  
Инструкция для ребёнка: "Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также.  
Оценка результатов:   
1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.   
2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.   
3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.   
4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.  
5 балл - каракули.

Б. Срисовывание группы точек.  
       Ребёнку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.  
Инструкция: "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).   
Оценка результатов:   
1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.   
2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трёх точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.  
3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.  
4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.  
5 баллов - каракули.

● ● ●

● ● ●

● ● ●

   ● 
В. Рисунок человека.  
Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не даётся. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребёнка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребёнка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребёнок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить её дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.  
При оценке рисунка человека учитывается:   
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;  
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;  
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.   
1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.   
2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.  
3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.   
4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображён на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".  
5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.                                                                                                             Итоги: Если общая сумма баллов:  
1-6 - высокий уровень   
7-11 - средний уровень  
12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика).

Для оценки целостности восприятия использован тест “Что не дорисовано?”.

 Ребенку показывают картинки с изображением знакомых предметов, просят его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано).

При оценивании результатов фиксируется время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков.

Хороший результат для  ребенка 6–7 лет, если он найдет все  или почти все недостающие  детали за 1,5–2 минуты.

Для выявления способности к дифференцированному восприятию использован тест “Найди квадрат ”.

Ребенку показывают рисунок  с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного  отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Ребенку предлагается найти  и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны  и углы равны).

Если ребенок может  отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

 

2. 2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых

 

 Учитывая возрастную периодизацию развития, цель и задачи данного экспериментального исследования, его объектом стали дети с ЗПР в возрасте 6-7 лет. Данная возрастная группа находилась на момент исследования в старшем дошкольном возрасте.

Задачи исследования решались на базе подготовительных групп детского сада. Основные экспериментальные данные были получены в исследовании 30 учащихся:

    1. основная группа – дети с ЗПР – 30 человек коррекционных подготовительных групп;
    2. контрольная группа – дети подготовительных групп с нормативным протеканием психических процессов – 30 человек.

       В  эксперименте принимали участие дети, имеющие задержку психического развития, двух групп специальной коррекционной школы – детского сада, а также дети подготовительных групп – группы норма – детского сада № 276 города Нижнего Новгорода. Итак, все дети и коррекционных и обычных подготовительных групп в возрасте 6-7 лет.

Количество детей в специальных (коррекционных) группах не превышает 10 - 15 человек. Таким образом, в результате экспериментального исследования было обследовано 30 учащихся (100%) двух коррекционных групп с диагнозом “задержка психического развития”. В одной группе количество детей 15 человек (50%), из них 10 мальчиков (33 %) и 5 девочек (17 %), во второй специальной группе количество детей также 15 человек, из которых 9 мальчиков (30%) и 6 девочек (20%).

Половозрастные соотношения в группах испытуемых представлены ниже (таб. 1).

 

Таблица 1

Половозрастные  соотношения в группах испытуемых старших дошкольников с ЗПР
 

пол

Специальные (коррекционные)

группы

всего

1 группа

2 группа

1

Мужской

10

9

19

2

Женский

5

6

11

3

итого

15

15

30


 

Таблица 2

Половозрастные  соотношения в группах испытуемых старших дошкольников с ЗПР (%)

 

пол

Специальные (коррекционные)

группы

всего

1 группа

2 группа

1

Мужской

33%

30%

63%

2

Женский

17%

20%

37%

3

итого

50%

50%

100%


 

        Как видно  из таблицы, соотношение детей в обеих подготовительных группах  одинаково – по 15 человек, что составляет по 50% от общего числа испытуемых.

Соотношение испытуемых в группах мальчиков и девочек  неравномерно. В эксперименте приняло участие 19 мальчиков (63%) и 11 девочек (37%). В целом, в группах для детей с ЗПР количество мальчиков, как правило, преобладает. Это может быть связано с неравномерностью психического развития мальчиков и девочек, при котором, как известно, девочки на 1-2 года опережают мальчиков. 

       Таким образом, состав половозрастных групп в процентном соотношении таков: мальчики 1 специальной (коррекционной) группы составляют 33 % от общего количества испытуемых в данной группе, девочки – 17%; мальчики 2 специальной (коррекционной) группы составляют 30 %, девочки – 20%.

Информация о работе Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР