Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;
3) выявить особенности сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР
4) Провести сравнительный анализ сенсомоторной сферы старших дошкольников с ЗПР и старших дошкольников группы норма
5) Раскрыть особенности диагностики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными

Содержание

Введение………………………………………………………….…...……4
Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР
1.1. Особенности развития головного мозга и доминантности психологических систем……………………………………………………………………………...8
1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов………………………………………………………………………....11
1.3. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме .…………………………………...……………………….....................................15
1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………......16
1.5. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме…………………………………………………………...………………....19
1.6. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………..……………….…...20
1.7.Особенности психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….21
Вывод по I главе………………………………………………….….…..27
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента………………...…30
2.1.3. Методы исследования………….…………………………………..34
2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45
2.3 Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”……………….………………………………..….49
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54
2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60
Вывод по II главе……………………………..…………………………61
Заключение……………………………………………………………....65
Литература…………………………………………………………….…70
Приложение………………………………………………………….…..74

Работа содержит 1 файл

КУРС РАБота 4 курс.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

     В наибольшей мере отставание в развитии двигательной сферы проявляется в области психомоторики - произвольных осознанных движений, направленных на достижение определенной цели. Дефекты координации движений, в которых участвуют группы мышц обеих половин тела, в значительной мере могут быть связаны с отставанием в латерализации функций, т.е. в выделении ведущего полушария мозга. Было показано, что незавершенность латерализации отмечается у многих младших школьников с задержкой психического развития.

 

 

 

2.3.3. Оценка целостности  восприятия

   С целью оценки целостности восприятия была проведена методика “Что не дорисовано?”

   Ребенку были показаны картинки с изображением знакомых предметов.

   Когда детей просили назвать отсутствующую деталь, то 84% детей, имеющих ЗПР, испытывали при этом большие сложности, когда сверстники с нормативным психическим процессом выполняли задание за 1,5 минуты.

 Время восприятия всех картинок у детей с задержкой психического развития составляет от 2,5 минут, причем дети допускали большое количество ошибок.

Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент  общего умственного развития ребенка  и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей сформирована система сенсорных эталонов и перцептивных действий.

    У 87% детей  с ЗПР старшего дошкольного  возраста отмечается замедленность восприятия и переработки. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.

     У данной  группы детей отмечается снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.

 

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ

Эксперимент -  это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя. В эксперименте всегда создаются некоторые искусственные ситуации, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и определяются статистические связи между исследуемым и другими явлениями.

Наиболее показательным  в диагностике является исследование развития мелкой моторики, которая  непосредственно связана с сенсомоторным развитием. Поэтому помимо нейропсихологических методик используют ещё и такие, в которых главное внимание уделяется сформированности графо-моторных навыков. Так как ребёнок с ЗПР развивается медленнее здоровых сверстников, то и с предложенными заданиями он будет полностью справляться в более позднем возрасте. С этим напрямую связан возрастной диапазон применения диагностических методик.

      С помощью методики “Домик” удалось выявить умения ребенка ориентироваться на образец, точное его копирование, определить особенности развития его произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

      При рисовании по образцу геометрических фигур дети с ЗПР не могут передать форму и пропорции, неправильно изображают углы и их соединения. Рисунки данной категории детей значительно отличались от рисунков детей группы норма. Дошкольники с ЗПР часто отвлекались, задавали вопросы во время рисования, долго не могли сосредоточиться на выполняемом задании. У детей с нормативным протеканием психических процессов в среднем насчитывается от 0 до 4 баллов, в то время как у детей с ЗПР от 8 и выше, что свидетельствует о низкой степени развитости сенсомоторной сферы.

У детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях. Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недостатками.

     Тест Керна-Йерасика помог исследовать готовность ребёнка к школьному обучению, а также определить уровень развития мелкой моторики, точных движений и способность к подражанию.

     Старшие дошкольники с ЗПР набрали по трем группам заданий от 13 до 16 баллов, что говорит о низком уровне развития сенсомоторной сферы, когда дети с нормативным протеканием психических процессов набрали от 8 до 11 баллов, что говорит о среднем уровне развития.

     II и III задания теста Керна-Йерасика помогли подтвердить полученные данные по методике “Домик”. По данной методике можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР низкий уровень развития мелкой моторики, точных движений, повышенная отвлекаемость, низкая концентрация внимания, быстрая утомляемость, в недостаточной степени выражены способности к подражанию.

Недостатки  развития моторики у дошкольников описываемой  категории обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической  организации. Результатом функциональной недостаточности, проявлением слабо выраженной резидуальной органики являются имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы - чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У некоторых детей наблюдаются хореиформные движения (мышечные подергивания). В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.

      По тесту оценки целостности восприятия “Что не дорисовано?”, было выявлено, что у детей с ЗПР отмечается замедленность восприятия и переработки, у данной группы детей отмечается снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.

Значительно больше проявляется отставание в  развитии осязательного восприятия. Наблюдаемые трудности связаны не только с недостаточностью межсенсорных связей, т.е. с комплексным характером осязательного восприятия, но и с недоразвитием тактильной и двигательной чувствительности в отдельности. Отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз их руки, устанавливаемых взрослым. В ходе возрастного развития недостаточность восприятии преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными они становятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного восприятия и слухового. Медленнее развивается осязательное восприятие.

Одна из характерных  особенностей детей с ЗПР является отставание в развитии у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела и недостаточность у них тонкой моторики.

При ЗПР наблюдается  выраженное нарушение у большинства  из них функции активного внимания. Рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребенка.

Очень важно еще в  дошкольном возрасте провести комплексную  диагностику развития ребенка, чтобы  во время начать коррекционно-развивающую работу по преодолению последующих трудностей в обучении. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Задержка психического развития – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Целью исследования является выявление особенностей диагностики  сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Дл достижения цели были решены следующие задачи:

1) провести теоретический  обзор литературы по проблеме  сенсомоторного развития детей  дошкольного возраста;

2) подобрать методические  подходы и адаптированные к  дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;

3) выявить особенности  сенсомоторного развития старшего  дошкольного возраста с ЗПР

4) Провести сравнительный  анализ сенсомоторной сферы старших  дошкольников с ЗПР и старших  дошкольников группы норма

5) Раскрыть особенности  диагностики детей младшего дошкольного  возраста с ЗПР

6) Экспериментально оценить  особенности сенсомоторного развития  детей младшего дошкольного возраста  с ЗПР

7) выявить ведущие  особенности сенсомоторного развития  детей дошкольного возраста с  ЗПР.

       В ходе проведенного теоретического и экспериментального исследования подтвердились следующие гипотезы:

  1. В соответствии с научными данными об особенностях сенсомоторной сферы детей с ЗПР, можно предположить существование у них следующих особенностей: отставание в развитии двигательных ощущений, двигательная неловкость, недостаточная координация движений.

  2. Формирование компонентов сенсомоторной сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если: будет проведена своевременная диагностика особенностей сенсомоторного развития и выявление уровня сформированности данных компонентов позволит обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений.

     Гипотеза № 1 подтвердилась с помощью методики “Домик”, а также теста Керна-Йерасика. Старшие дошкольники, имеющие ЗПР, значительно отличаются от своих сверстников группы норма.

     По результатам диагностических исследований, у детей с ЗПР отмечается сенсомоторная слабость:

- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;

- возникают трудности в графическом воспроизведении фигур;

- дети не обладают рациональными приемами обследования (присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм);

- дети не дают полного  отчета о воспринимаемых свойствах  и соотношениях.

С помощью данных методик  также было выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации.

Подводя итог всему вышесказанному, считаю необходимым ещё раз напомнить  об основных характеристиках сенсомоторного развития.

В силу того, что сенсомоторика  включает в себя как сенсорный, так  и моторный компоненты, то важным для  становления данной функции будет уровень развития всех видов восприятия, а также сформированность произвольной регуляции действий.

Отмечено, что развитие сенсомоторного восприятия тесно связано  с развитием мелкой моторики, что  в свою очередь влияет на психические  процессы ребёнка. Учёные, говоря об особенностях восприятия  детей с ЗПР, писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят», обобщенно формулируя  обнаруживаемую у детей недостаточную целенаправленность восприятия, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности.

Недостатки развития моторики у дошкольников описываемой  категории обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической  организации. Это проявляется во всех видах движений (психомоторика) и особенно в мелких точных движениях, непосредственно связанных с воспринимаемыми ощущениями и требующих повышенного контроля (сенсомоторика).

Наиболее важный прирост  по многим показателям моторного  и сенсомоторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-моторной координации) отмечается именно в возрасте 7—11 лет.

     Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

      В настоящее время эта категория детей активно изучается как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.

Информация о работе Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР