Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;
3) выявить особенности сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР
4) Провести сравнительный анализ сенсомоторной сферы старших дошкольников с ЗПР и старших дошкольников группы норма
5) Раскрыть особенности диагностики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными
Введение………………………………………………………….…...……4
Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР
1.1. Особенности развития головного мозга и доминантности психологических систем……………………………………………………………………………...8
1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов………………………………………………………………………....11
1.3. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме .…………………………………...……………………….....................................15
1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………......16
1.5. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме…………………………………………………………...………………....19
1.6. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………..……………….…...20
1.7.Особенности психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….21
Вывод по I главе………………………………………………….….…..27
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента………………...…30
2.1.3. Методы исследования………….…………………………………..34
2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45
2.3 Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”……………….………………………………..….49
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54
2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60
Вывод по II главе……………………………..…………………………61
Заключение……………………………………………………………....65
Литература…………………………………………………………….…70
Приложение………………………………………………………….…..74
В наибольшей мере отставание в развитии двигательной сферы проявляется в области психомоторики - произвольных осознанных движений, направленных на достижение определенной цели. Дефекты координации движений, в которых участвуют группы мышц обеих половин тела, в значительной мере могут быть связаны с отставанием в латерализации функций, т.е. в выделении ведущего полушария мозга. Было показано, что незавершенность латерализации отмечается у многих младших школьников с задержкой психического развития.
2.3.3. Оценка целостности восприятия
С целью оценки целостности восприятия была проведена методика “Что не дорисовано?”
Ребенку были показаны картинки с изображением знакомых предметов.
Когда детей просили назвать отсутствующую деталь, то 84% детей, имеющих ЗПР, испытывали при этом большие сложности, когда сверстники с нормативным психическим процессом выполняли задание за 1,5 минуты.
Время восприятия всех картинок у детей с задержкой психического развития составляет от 2,5 минут, причем дети допускали большое количество ошибок.
Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей сформирована система сенсорных эталонов и перцептивных действий.
У 87% детей
с ЗПР старшего дошкольного
возраста отмечается замедленно
У данной
группы детей отмечается снижен
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ
Эксперимент - это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя. В эксперименте всегда создаются некоторые искусственные ситуации, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и определяются статистические связи между исследуемым и другими явлениями.
Наиболее показательным в диагностике является исследование развития мелкой моторики, которая непосредственно связана с сенсомоторным развитием. Поэтому помимо нейропсихологических методик используют ещё и такие, в которых главное внимание уделяется сформированности графо-моторных навыков. Так как ребёнок с ЗПР развивается медленнее здоровых сверстников, то и с предложенными заданиями он будет полностью справляться в более позднем возрасте. С этим напрямую связан возрастной диапазон применения диагностических методик.
С помощью методики “Домик” удалось выявить умения ребенка ориентироваться на образец, точное его копирование, определить особенности развития его произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
При рисовании по образцу геометрических фигур дети с ЗПР не могут передать форму и пропорции, неправильно изображают углы и их соединения. Рисунки данной категории детей значительно отличались от рисунков детей группы норма. Дошкольники с ЗПР часто отвлекались, задавали вопросы во время рисования, долго не могли сосредоточиться на выполняемом задании. У детей с нормативным протеканием психических процессов в среднем насчитывается от 0 до 4 баллов, в то время как у детей с ЗПР от 8 и выше, что свидетельствует о низкой степени развитости сенсомоторной сферы.
У детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях. Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недостатками.
Тест Керна-Йерасика помог исследовать готовность ребёнка к школьному обучению, а также определить уровень развития мелкой моторики, точных движений и способность к подражанию.
Старшие дошкольники с ЗПР набрали по трем группам заданий от 13 до 16 баллов, что говорит о низком уровне развития сенсомоторной сферы, когда дети с нормативным протеканием психических процессов набрали от 8 до 11 баллов, что говорит о среднем уровне развития.
II и III задания теста Керна-Йерасика помогли подтвердить полученные данные по методике “Домик”. По данной методике можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР низкий уровень развития мелкой моторики, точных движений, повышенная отвлекаемость, низкая концентрация внимания, быстрая утомляемость, в недостаточной степени выражены способности к подражанию.
Недостатки
развития моторики у дошкольников описываемой
категории обнаруживаются на разных
уровнях нервной и нервно-
По тесту оценки целостности восприятия “Что не дорисовано?”, было выявлено, что у детей с ЗПР отмечается замедленность восприятия и переработки, у данной группы детей отмечается снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
Значительно больше проявляется отставание в развитии осязательного восприятия. Наблюдаемые трудности связаны не только с недостаточностью межсенсорных связей, т.е. с комплексным характером осязательного восприятия, но и с недоразвитием тактильной и двигательной чувствительности в отдельности. Отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз их руки, устанавливаемых взрослым. В ходе возрастного развития недостаточность восприятии преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными они становятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного восприятия и слухового. Медленнее развивается осязательное восприятие.
Одна из характерных особенностей детей с ЗПР является отставание в развитии у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела и недостаточность у них тонкой моторики.
При ЗПР наблюдается выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания. Рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребенка.
Очень важно еще в
дошкольном возрасте провести комплексную
диагностику развития ребенка, чтобы
во время начать коррекционно-развивающую работу
по преодолению последующих трудностей
в обучении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Задержка психического развития – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
Целью исследования является выявление особенностей диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Дл достижения цели были решены следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;
3) выявить особенности
сенсомоторного развития
4) Провести сравнительный
анализ сенсомоторной сферы
5) Раскрыть особенности
диагностики детей младшего
6) Экспериментально оценить
особенности сенсомоторного
7) выявить ведущие
особенности сенсомоторного
В ходе проведенного теоретического и экспериментального исследования подтвердились следующие гипотезы:
1. В соответствии с научными данными об особенностях сенсомоторной сферы детей с ЗПР, можно предположить существование у них следующих особенностей: отставание в развитии двигательных ощущений, двигательная неловкость, недостаточная координация движений.
2. Формирование компонентов сенсомоторной сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если: будет проведена своевременная диагностика особенностей сенсомоторного развития и выявление уровня сформированности данных компонентов позволит обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений.
Гипотеза № 1 подтвердилась с помощью методики “Домик”, а также теста Керна-Йерасика. Старшие дошкольники, имеющие ЗПР, значительно отличаются от своих сверстников группы норма.
По результатам диагностических исследований, у детей с ЗПР отмечается сенсомоторная слабость:
- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
- возникают трудности в графическом воспроизведении фигур;
- дети не обладают рациональными приемами обследования (присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм);
- дети не дают полного
отчета о воспринимаемых
С помощью данных методик также было выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации.
Подводя итог всему вышесказанному, считаю необходимым ещё раз напомнить об основных характеристиках сенсомоторного развития.
В силу того, что сенсомоторика включает в себя как сенсорный, так и моторный компоненты, то важным для становления данной функции будет уровень развития всех видов восприятия, а также сформированность произвольной регуляции действий.
Отмечено, что развитие сенсомоторного восприятия тесно связано с развитием мелкой моторики, что в свою очередь влияет на психические процессы ребёнка. Учёные, говоря об особенностях восприятия детей с ЗПР, писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят», обобщенно формулируя обнаруживаемую у детей недостаточную целенаправленность восприятия, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности.
Недостатки развития
моторики у дошкольников описываемой
категории обнаруживаются на разных
уровнях нервной и нервно-
Наиболее важный прирост по многим показателям моторного и сенсомоторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-моторной координации) отмечается именно в возрасте 7—11 лет.
Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.
В настоящее время эта категория детей активно изучается как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.
Информация о работе Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР