Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;
3) выявить особенности сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР
4) Провести сравнительный анализ сенсомоторной сферы старших дошкольников с ЗПР и старших дошкольников группы норма
5) Раскрыть особенности диагностики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными

Содержание

Введение………………………………………………………….…...……4
Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР
1.1. Особенности развития головного мозга и доминантности психологических систем……………………………………………………………………………...8
1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов………………………………………………………………………....11
1.3. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме .…………………………………...……………………….....................................15
1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………......16
1.5. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме…………………………………………………………...………………....19
1.6. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………..……………….…...20
1.7.Особенности психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….21
Вывод по I главе………………………………………………….….…..27
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента………………...…30
2.1.3. Методы исследования………….…………………………………..34
2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45
2.3 Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”……………….………………………………..….49
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54
2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60
Вывод по II главе……………………………..…………………………61
Заключение……………………………………………………………....65
Литература…………………………………………………………….…70
Приложение………………………………………………………….…..74

Работа содержит 1 файл

КУРС РАБота 4 курс.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

В эксперименте всегда создаются некоторые  искусственные или экспериментальные ситуации, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и определяются статистические связи между исследуемыми и другими явлениями.

Обязательным для полноценного констатирующего эксперимента является соблюдение следующих основных правил:

1. Четкая формулировка  проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.

2. Установление критериев  и признаков, по которым можно  будет судить о том, на сколько  успешно прошел эксперимент, подтвердились  или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.

3. Точное определение  объекта или предмета исследования.

4. Выбор и разработка валидных  и надежных методов психодиагностики  состояния исследуемого объекта  и предмета исследования до  и после проведения эксперимента.

5. Исследование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.

6. Определение подходящей  формы представления результатов  проведенного эксперимента.

7. Характеристика области  научного и практического применения  результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.

Констатирующий эксперимент основан на соблюдении общих принципов психодиагностики:

- Принцип соблюдения тайны  предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором  проводилась психодиагностика.

- Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она была валидной и надежной.

- Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому лицу, которое подвергается психодиагностике.

- Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик.

- Принцип эффективности предлагаемых  рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того лица, которому даются .

Также очень важен индивидуальный характер проведения эксперимента для получения наиболее объективной оценки результатов.

Эксперимент является одним из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. В его процедуре выделяют этап подготовки, проведения эксперимента, анализа результатов эксперимента и этап выработки практических рекомендаций и программы их внедрения.

В этап подготовки к проведению эксперимента входят уточнение проблемы, целей, задач; установление предмета и объекта исследования; формирование и уточнение гипотез; определение конкретных задач; выбор экспериментальных и контрольных групп; определение времени, места проведения эксперимента; разработка плана и программа эксперимента.

Под проблемой эксперимента понимается некоторый глобальный, еще не решенный в науке или в практике вопрос, целями эксперимента называются те промежуточные и конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи в отличие от целей представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.

Объект исследования – материальный или идеальный объект, который в данном случае изучается, то есть с которым проводится эксперимент. Всякий материальный и идеальный объект обладает большим количеством свойств. Из них для теоретического анализа и эксперимента выбирают не больше трех. Они и составляют предмет. Определение предмета исследования по объему и содержанию всегда немного уже, чем детальная характеристика объекта исследования в совокупности всевозможных его свойств. Предмет исследования должен соответствовать его теме и тому, что далее утверждается в гипотезах и проверяется в самом эксперименте.

Гипотеза – это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуется веские основания научного и практического характера.

Процедура проведения эксперимента – совокупность и последовательность действий, предпринимаемых исследователем для реализации принятой программы. Этот этап включает обеспечение настроя у испытуемых, составление текста и выбор формы предъявления инструкции, определение характера взаимодействия испытуемого и исследователя, способов контроля.

Сам эксперимент начинается с проведения пилотажного, или пробного, исследования. Его задача – проверка того, насколько хорошо продуман эксперимент, точно ли сформулированы гипотезы, хорошо ли подобраны психодиагностические методики, средства статистической обработки и способы интерпретации полученных результатов. Далее проводят основной эксперимент. В ходе него собирают первичные данные, которые потом систематизируют и представляют в виде таблиц, графиков, схем. Если результаты не количественные, а качественные, то их обрабатывают и систематизируют.

В ходе анализа результатов эксперимента первоначально с результатами количественного типа проводят первичную статистическую обработку. Она заключается в определении необходимого числа элементов математической статистики. Такая обработка предполагает определение выборочного среднего значения.

Вторичная статистическая обработка (сравнение средних, дисперсий, распределение данных, регрессивный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ и др.) проводится в том случае, если для решения задач или доказательства предложенных гипотез необходимо определить статистические закономерности, скрытые в первичной обработке данных. Эти виды обработки используются для доказательства предложенных гипотез.

Факты, полученные в ходе эксперимента, должны соотносится с гипотезами. В процессе такого соотнесения выясняют соответствие фактов и гипотез.

С помощью констатирующего эксперимента  были получены данные об особенностях сенсомоторной сферы детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.3.Методы исследования

 

Методы научного исследования представляют собой приемы и средства, с помощью которых исследователи получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Одним из распространенных методов  психодиагностики является наблюдение – относительно длительное, целенаправленное восприятие явлений и предметов окружающей действительности. Наблюдение может осуществляться в естественных условиях, когда наблюдаемый не знает, что он является объектом исследования. Такое скрытое наблюдение применяется главным образом в исследовании поведения детей.

Другим наиболее часто используемым методом изучения является опрос. В ходе опроса сведения могут сообщаться как самим объектом исследования, так и окружающими его людьми.

Разновидностью метода опроса является анкетирование, которое заключается в получении информации об испытуемом на основании ответов на поставленные вопросы, касающиеся определенных черт его характера или его непосредственного опыта, связанного с поведением других.

Для реализации поставленной цели и задач использовался комплекс методов: беседа с испытуемыми, направленная на установление доверительных отношений, а также для получения первичной информации о них; метод наблюдения, в ходе которого оценивались особенности сенсомоторного развития ребенка; для выявления умения ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития его произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки была использована методика Гуткиной “Домик”; для определения развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения, а также определения интеллектуального развития ребенка, оценки умения подражать образцу и способности к сосредоточенности и концентрации внимания использован тест Керна – Йерасика; для оценки целостного восприятия использован тест “Что не дорисовано?”; для выявления способности к дифференцированному восприятию использован тест “Найди квадрат”.

Выбор конкретных методик для проведения комплексного психологического изучения особенностей сенсомоторной сферы детей с ЗПР старшего дошкольного возраста производился с расчетом на получение с помощью этих средств данных, позволяющих проверить выдвинутые гипотезы.

Беседа проводилась с целью установления эмоционального контакта с ребенком, а также для получения первичной информации о нем. В ходе беседы узнавались его данные, отношение ребенка к сверстникам, к воспитателям, к родителям, выявляются общий запас знаний и представлений ребёнка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия..

Наблюдение. Цель его – пронаблюдать за поведением ребенка в естественных условиях. Диагностика дает дополнительные сведения о предмете исследования. В данном исследовании наблюдение проводилось за детьми с ЗПР в процессе игровой деятельности. Оценка игровой деятельности может быть одним из диагностических критериев. Игра в старшем дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, так как внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, например учения, в ней перестраиваются частные психические процессы, от неё зависят основные изменения личности в данный период.

Наблюдение начинается с момента, когда ребёнок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного  возраста необходимо учитывать психологические  возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий наглядно-образного мышления, ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирования и рисования.

Все методы имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому наиболее эффективным представляется использование комплекса методов, которые гармонично дополняют друг друга, способствуя формированию целостного представления об изучаемом явлении.

Для исследования особенностей сенсомоторной  сферы детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, с учетом специфики поставленных задач, было необходимо определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.

       С целью выявления умения ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития его произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки была использована методика Гуткиной “Домик”.

Методика “Домик” представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5— 10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования: определить способность ребёнка копировать сложный образец.

Материал и  оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш.

Процедура обследования:

Перед выполнением задания  ребёнку дается следующая инструкция:

“Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладётся листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребёнка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе”.

 

Рис. 1

По ходу выполнения задания  необходимо зафиксировать:

1) какой рукой рисует  ребёнок (правой или левой);

2) как он работает  с образцом: часто ли смотрит  на него, проводит ли воздушные  линии над рисунком-образцом, повторяющие  контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3) быстро или медленно  проводит линии;

4) отвлекается ли во  время работы;

5) высказывания и вопросы  во время рисования;

б) сверяет ли после  окончания работы свой рисунок с  образцом.

Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, всё ли у него верно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка и  анализ результатов:

Обработка экспериментального материала проводится путём подсчёта баллов, начисляемых за ошибки.

Ошибки бывают следующими:

1. Отсутствие какой-либо  детали рисунка (4 балла). На рисунке  могут отсутствовать забор (одна  или две половины), дым, труба,  крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

2. Увеличение отдельных  деталей рисунка более чем  в два раза при относительно  правильном сохранении размера  всего рисунка (3 балла за каждую  увеличенную деталь).

Информация о работе Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР