Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности диагностики сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста;
2) подобрать методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей с ЗПР;
3) выявить особенности сенсомоторного развития старшего дошкольного возраста с ЗПР
4) Провести сравнительный анализ сенсомоторной сферы старших дошкольников с ЗПР и старших дошкольников группы норма
5) Раскрыть особенности диагностики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
6) Экспериментально оценить особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
7) выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
8) определить наиболее надёжные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности сенсомоторной сферы детей с ЗПР, которые с возрастом становятся более выраженными
Введение………………………………………………………….…...……4
Глава I: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ЗПР
1.1. Особенности развития головного мозга и доминантности психологических систем……………………………………………………………………………...8
1.2. Определение и понятие сенсомоторики и сенсомоторных процессов………………………………………………………………………....11
1.3. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме .…………………………………...……………………….....................................15
1.4. Развитие сенсомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………………......16
1.5. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста в норме…………………………………………………………...………………....19
1.6. Особенности развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………..……………….…...20
1.7.Особенности психологической диагностики детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….21
Вывод по I главе………………………………………………….….…..27
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1. Программа констатирующего эксперимента
2.1.1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования…………….…..28
2.1.2. Организация констатирующего эксперимента………………...…30
2.1.3. Методы исследования………….…………………………………..34
2.2. Половозрастные соотношения в группах испытуемых.……….…..45
2.3 Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”……………….………………………………..….49
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика………...…...54
2.3.3. Оценка целостности восприятия……………………………….…60
Вывод по II главе……………………………..…………………………61
Заключение……………………………………………………………....65
Литература…………………………………………………………….…70
Приложение………………………………………………………….…..74
В эксперименте принимали участие также дети общей подготовительной группы, которые имеют нормативное психическое развитие. В подготовительной группе число детей не менее 20 человек, из двух групп для эксперимента были выбраны по 15 человек (по 25% в каждой). Общее количество старших дошкольников 30 человек (100%). Все эти дети на момент исследования находились в возрасте 6 лет.
Первую группу посещают дети в основном 6 лет, из которых количество мальчиков составляет 7 человек (23,5 %), а количество девочек 8 человек (26,5%). Во второй группе количество мальчиков 9 человек (30%), а девочек 6 человек (20%). (таблицы 3 и 4)
Таблица 3
№ |
пол |
Подготовительные группы |
всего | |
1 группа |
2 группа | |||
1 |
Мужской |
7 |
9 |
16 |
2 |
Женский |
8 |
6 |
14 |
3 |
итого |
15 |
15 |
30 |
Таблица 4
Половозрастные
соотношения в контрольных
№ |
пол |
Подготовительные группы |
всего | |
1 группа |
2 группа | |||
1 |
Мужской |
23,5% |
30% |
53,5% |
2 |
Женский |
26,5% |
20% |
46,5% |
3 |
итого |
50% |
50% |
100% |
2.3. Анализ экспериментальных данных
2.3.1. Анализ сенсомоторной координации и тонкой моторики руки по методике Гуткиной “Домик”
С помощью методики “Домик” удалось выявить умения ребенка ориентироваться на образец, точное его копирование, определить особенности развития его произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Недостаточность интегративной деятельности мозга при ЗПР проявляется в сенсомоторных нарушениях, что находит свое выражение в рисунках детей. При рисовании по образцу геометрических фигур они не могут передать форму и пропорции, неправильно изображают углы и их соединения.
Все дети, участвующие в эксперименте выполняли рисунок по образцу правой рукой. Дети, имеющие задержку психического развития, рисовали по памяти (30%), сверяли сделанное с образцом (43%). Дети группы норма по памяти не рисовали, часто смотрели на рисунок, сверяли сделанное с образцом (100%).
Дети с задержкой психического развития 69% проводили линии очень медленно, в отличии от детей группы норма (здесь 72% детей проводили линии довольно быстро и без ошибок).
79% детей с нормативным протеканием психических процессов усердно работали, концентрировали свое внимание только на образце, а дети, имеющие задержку психического развития (95%) часто отвлекались, задавали вопросы во время рисования, долго не могли сосредоточиться на выполняемом задании, говорили, что затрудняются провести прямую линию (23%), не умеют рисовать домик и не получается срисовать (43%).
После завершения работы, детям предлагалось проверить, все ли у них верно, и если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить. 59% детей с ЗПР считали, что рисунок выполнен правильно, а дети группы норма (91%) старались исправить рисунки, дорисовать отдельные детали.
Обработка экспериментального материала проводится путём подсчёта баллов, начисляемых за ошибки.
Рис. 2
У детей с нормативным протеканием
психических процессов в среднем насчитывается
от 0 до 4 баллов, в то время как у детей
с ЗПР от 8 и выше.
У 30% детей с ЗПР отсутствует какая-либо деталь рисунка, у 63% наблюдается увеличение отдельных деталей рисунка, у 89% детей неправильно изображены отдельные элементы рисунка: колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. У 43% дошкольников с ЗПР допущены ошибки и в правой, и в левой части рисунка. У 39% детей неправильно расположены детали в пространстве, когда у детей группы норма такой процент составляет лишь 13%. У 20% детей с ЗПР наблюдается отклонение прямых линий более чем на 30° от за данного направления. У 59% дошкольников отмечаются разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены, залезание линий одна за другую
У детей с нормативным протеканием психических процессов задание выполнено хорошо, дети мало допустили ошибок, полученный рисунок схож с образцом, в отличии от детей, имеющих задержку психического развития.
При анализе детского рисунка было обращено внимание на характер линий: у 30% дошкольников с ЗПР жирные линии, что может свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребёнка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка.
У детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях. Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недостатками.
Рис.3
Описанные недостатки восприятия связаны не с первичными сенсорными дефектами, а выступают на уровне сложных сенсорно-перцептивных функций, т.е. являются следствием несформированности аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе, и особенно в тех случаях, когда в зрительном восприятии участвуют другие анализаторы, прежде всего двигательный. Именно поэтому наиболее значительное отставание наблюдается у дошкольников с задержкой психического развития в пространственном восприятии, которое основано на интеграции зрительных и двигательных ощущений.
У детей с ЗПР отмечаются недостатки моторики, что неблагоприятно сказывается на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем - в трудностях овладения письмом. Все сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте.
2.3.2. Результаты исследования по тесту Керна-Йерасика
Данный тест проводился для исследования готовности ребёнка к школьному обучению, а также для определения уровня развития мелкой моторики и точных движений. Этот тест помог выявить уровень психического развития ребёнка, развитие его глазомера, способности к подражанию.
При выполнении первой части задания – срисовывание письменных букв, старшие дошкольники, имеющие задержку психического развития, испытывали большие трудности. Им предлагался вариант русских букв, так как они их еще не знают.
Рис. 4
75% детей с ЗПР получили 3 балла, у них буквы разделены не менее чем на две группы и можно прочитать хотя бы 4 буквы; 17% детей получили за выполнение данного задания 4 балла, на образцы похожи не менее 2 букв, вся группа имеет вид письма; 6,6% детей получили по 5 баллов, разобрать буквы этих детей невозможно, одни каракули.
Дети с нормативным психическим развитием выполнили задание намного лучше: у 53% детей срисованную фразу можно прочитать, буквы не более чем в 2 раза больше образца, буквы образуют три слова, строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°, эти дети получили за выполнение задания по 1 баллу; у 17% детей предложение можно прочитать, буквы по величине близки к образцу, эти дети получили за выполнение этого задания по 2 балла; у 30% дошкольников буквы разделены не менее чем на две группы, можно прочитать хотя бы 4 буквы – 3 балла.
II и III задания теста Керна-Йерасика выявляют те же психологические особенности в развитии ребенка, что и методика “Домик”, поэтому эти две группы заданий проводились для уточнения данных по методике Гуткиной.
Рис. 5
Во втором задании ребенку предлагалось
срисовать группы точек
Никто из детей с ЗПР не получил за выполнение
задания 1балл,
2 балла получили 17% детей - число и расположение
точек соответствует заданному образцу,
вместо точек изображены кружки, но это
допустимо.
66% детей получили за выполнение задания
3 балла - рисунок в целом соответствует
образцу, не более чем вдвое превышая его
по величине в длину и в ширину, число точек
не соответствует образцу (однако их не
больше 20); у 17% дошкольников контур рисунка
не соответствует образцу, хотя и состоит
из отдельных точек, эти дети получили
по 4 балла.
Детей, которые в этом задании получили 5 баллов нет.
У детей группы норма отмечается обратная картина: 69% детей за выполнение задания получили 1 балл, у них точное воспроизведение образца, нарисованы точки, а не кружки, имеются незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки и колонки, но это допускается, у 16% из этих детей отмечается уменьшение фигуры, но не более чем вдвое, это также допускается. У 16,5% детей число и расположение точек соответствует заданному образцу, отмечается отклонение не более трёх точек от заданного положения, но это можно не учитывать, 1 ребенок вместо точек изобразил кружки, это допустимо, эти дети получили по 2 балла за выполнение задания. У 15,5% дошкольников рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину, число точек не соответствует образцу, но их количество не превышает 20, что допустимо, эти дети получили по 3 балла.
Детей, у которых контур рисунка не соответствует образцу или нарисованы каракули нет.
При выполнении задания нарисовать фигуру человека старшие дошкольники допускают много ошибок. На их рисунках заметна диспропорция частей тела, некоторые важные детали изображены примитивно или вовсе отсутствуют.
Рис. 6
У 59,4% детей с ЗПР рисунок изображен примитивно, где изображена голова с конечностями. У 41,6% детей на рисунке человека изображена голова, туловище. Конечности, но отсутствует одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. Эти дети получили за выполнение задания 3 балла.
Детей, которые правильно нарисовали рисунок, соблюдали все пропорции, изобразили признаки одежды, на голове волосы или шапку, уши, на лице глаза, нос и рот – нет.
Дети с нормативным психическим развитием в своих рисунках также допускают множество ошибок, но показатели значительно отличаются от показателей дошкольников, имеющих задержку психического развития.
У 33,3% детей группы норма на рисунке имеется голова, туловище, конечности, шея, голова не больше туловища, на голове прорисованы волосы, уши, на лице глаза, нос, рот, руки с пятью пальцами, есть признак мужской одежды, рисунок сделан непрерывной линией.
У 46,2% детей старшего дошкольного возраста четко прорисованы все части лица, но отсутствует шея, один палец руки, голова нарисована отдельно от туловища, то есть нет плавных соединяющих линий, руки и ноги “прилеплены ” к туловищу. Эти дети за выполнение задания получили 2 балла.
У 2 детей (6,6%) имеется на рисунке голова,
туловище, конечности, но отсутствуют
шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни
на ногах.
У 14% детей рисунок изображен
примитивно, где прорисована только голова
с конечностями, рисунок изображён на
одной линии.
Дети, имеющие ЗПР набрали по всем вариантам теста от 12 до 16 баллов, что говорит о низком уровне развития сенсомоторной сферы, о низкой готовности к школьному обучению.
Дети группы норма набрали от 9 до 11 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития.
Подводя итоги по тесту Керна-Йерасика, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР низкий уровень развития мелкой моторики, точных движений, повышенная отвлекаемость, низкая концентрация внимания, быстрая утомляемость, в недостаточной степени выражены способности к подражанию.
Таким образом, единой из основных особенностей у детей с ЗПР является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.
Одна из характерных особенностей детей с ЗПР является отставание в развитии у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела и недостаточность у них тонкой моторики.
При ЗПР наблюдается
выраженное нарушение у большинства
из них функции активного
Информация о работе Исследование сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР