Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального
выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных
факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1. Изучение литературы по заявленной теме.
2. Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов,
работающих в школе и детском саду.
3. Проведение исследования личностных и организационных факторов,
инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
Введение………………………………………………………………….………4
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома
эмоционального выгорания в профессиональной
деятельности педагога………………………………………………………….6
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………7
1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания……………………………………………………………………9
2. Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14
2. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………...16
3. Требования профессии к личности педагога……………………………….24
1. Учитель в напряженных условиях……………………………………….28
4. Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...33
Выводы…………………………………………………………………………...37
Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39
1. Гипотеза исследования…………………………………………….39
2. Цели и задачи исследования………………………………………39
2.3 Методики исследования…………………………………………...39
2.4 База исследования………………………………………………….41
2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42
2.6 Выводы……………………………………………………………..64
Заключение…………………………………………………………………..65
Литература…………………………………………………………………...66
Приложения………………………………………………………………….
Назначение методики. Этот многофакторный личностный тест используется
для диагностики некоторых свойств личности и представляет
относительно много количественной информации о важных личностных
факторах.
Ход обследования. Опросник и его структура соответствует
традиционным личностным опросникам: содержит вопросы, высказывания,
касающиеся способов поведения, состояний, ориентаций, навыков и
физических трудностей, на которые испытуемый может ответить “
согласен” или “не согласен”.
Опросник FPI содержит 12 шкал: форма “B” отличается от полной формы в
два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в
опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так
как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-X являются
основными, или базовыми, а X-XII – производными, интегрирующими.
Шкала I – невротичность;
Шкала II – спонтанная агрессивность;
Шкала III – депрессивность;
Шкала IV – раздражительность;
Шкала V – общительность;
Шкала VI – уравновешенность;
Шкала VII – реактивная агрессивность;
Шкала VIII – застенчивость;
Шкала IX – открытость;
Шкала X – экстраверсия – интроверсия;
Шкала XI – эмоциональная лабильность;
Шкала XII – маскулинизм – феминизм.
Инструкция испытуемому. Перед вами имеется ряд утверждений, каждое из
которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует
или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям Вашего
поведения, отдельных поступков и т.д. Если Вы считаете, что такое
соответствие имеет место, то дайте ответ “да”, в противном случае -
ответ ”нет”. Ответы необходимо дать на все вопросы.
Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных,
оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы
ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в
бланках чистых ответных листов, идентичным тем, которыми пользовались
испытуемые, вырезаются “окна” в клетках, соответствующих номеру
вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны
поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются
на заполненный испытуемым опросный лист. Подсчитывается количество
отметок, совпавших с “окнами” шаблона.
Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные
оценки
9-бальной шкалы с помощью
Перевод
первичных оценок в стандартные
|Первичная
| Стандартная оценка по шкалам
|оценка
|
|I |II |III |IV |V |VI |VII |VIII |IX |X |XI |XII | |0 |1 |1 |1 |1 |1 |1
|1 |1 |1 |1 |1 |1 | |1 |1 |1 |3 |3 |1 |1 |3 |3 |1 |1 |2 |1 | |2 |4 |3 |4 |4
|1 |2 |4 |5 |1 |1 |3 |1 | |3 |4 |4 |4 |5 |1 |3 |5 |6 |2 |2 |4 |1 | |4 |5 |5
|5 |6 |2 |4 |6 |6 |3 |3 |4 |1 | |5 |5 |5 |6 |7 |2 |5 |7 |7 |3 |4 |5 |2 |
|6 |6 |7 |6 |7 |3 |6 |8 |7 |4 |4 |6 |3 | |7 |7 |8 |7 |8 |3 |7 |8 |8 |5 |5
|7 |4 | |8 |7 |8 |7 |8 |4 |8 |9 |9 |5 |6 |7 |5 | |9 |8 |8 |8 |9 |5 |9 |9 |9
|6 |7 |8 |6 | |10 |8 |9 |8 |9 |5 |9 |9 |9 |8 |8 |8 |8 | |11 |8 |9 |8 |9 |6
|- |- |- |8 |9 |8 |8 | |12 |8 |9 |9 |- |7 |- |- |- |9 |9 |9 |9 | |13 |9 |9
|9 |- |8 |- |- |- |9 |- |9 |9 | |14 |9 |- |9 |- |9 |- |- |- |- |- |9 |9 |
|15 |9 |- |- |- |- |- |- |- |- |- |- |9 | |16 |9 |- |- |- |- |- |- |- |- |-
|- |- | |17 |9 |- |- |- |- |- |- |- |- |- |- |- | |
Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем
столбце протокола нанесением условного обозначения в точке,
соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив
прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля
личности.
Ключ к тесту.
- Шкала I – невротичность (17 вопросов).
Ответы “да”: 4, 5, 12, 15, 22, 26, 31, 41, 42, 57, 66, 72, 85, 86, 89, 105.
Ответы
“нет”: 49.
- Шкала II – спонтанная агрессивность (13 вопросов).
Ответы “да”: 32, 35, 45, 50, 64, 73, 77, 93, 97, 103, 112, 114.
Ответы “нет”: 99.
-Шкала III – депрессивность (14вопросов).
Ответы “да”: 16, 24, 27, 28, 30, 40, 48, 56, 61, 74, 84, 87, 88, 100.
Ответы “нет”: отсутствуют.
-Шкала IV – раздражительность (11 вопросов).
Ответы “да”: 6, 10, 58, 69, 76, 80, 82, 102, 104, 107, 110.
Ответы “нет”: отсутствуют.
-Шкала V – общительность (15 вопросов).
Ответы “да”: 2, 19, 46, 52, 55, 94, 106.
Ответы “нет”: 3, 8, 23, 53, 67, 71, 79, 113.
-Шкала VI – уравновешенность (10вопросов).
Ответы “да”: 14, 21, 29, 37, 38, 59, 91, 95, 108, 111.
Ответы “нет”: отсутствуют.
-Шкала VII – реактивная агрессивность (10 вопросов).
Ответы “да”: 13, 17, 18, 36, 39, 43, 65, 75, 90, 98.
Ответы “нет”: отсутствуют.
-Шкала VIII – застенчивость (10 вопросов).
Ответы “да”: 9, 11, 20, 47, 60, 70, 81, 83, 109.
Ответы “нет”: 33.
-Шкала IX – открытость (13 вопросов).
Ответы “да”: 7, 25, 34, 44, 51, 54, 62, 63, 68, 78, 92, 96, 101.
Ответы “нет”: отсутствуют.
-Шкала X – экстраверсия – интроверсия (12 вопросов).
Ответы “да”: 2, 29, 46, 51, 55, 76, 93, 95, 106, 110.
Ответы “нет”: 20, 87.
-Шкала XI – эмоциональная лабильность (14 вопросов).
Ответы “да”: 24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85, 87, 88, 102, 112, 113.
Ответы “нет”: 59.
-Шкала XII – маскулинизм – феминизм (15 вопросов).
Ответы “да”: 18, 29, 33, 50, 52, 58, 59, 65, 91, 104.
Ответы
“нет”: 16, 20, 31, 47, 84.
3. Метод
диагностики межличностных
(адаптированный
вариант интерперсональной
Назначение методики. Методика адаптирована Л.Н. Собчик и представляет
собой
подробное изложение
предназначенного для диагностики структуры межличностных и
внутриличностных отношений.
Ход обследования. Методика представляет собой набор лаконичных
характеристик, по которым испытуемый оценивает себя – свое актуальное
“Я”. Это – образ собственного “Я” на момент обследования. Каждая из
128 характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном
варианте методики предусмотрен регистрационный лист (см. приложение),
в нем испытуемый зачеркивает номера, соответствующие тем
характеристикам, которые он у себя находит, оставляя не зачеркнутыми
остальные.
Инструкция испытуемому. Перед вами опросник, содержащий различные
характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать,
соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если “да”, то
перечеркните
крестом соответствующую
цифру в сетке регистрационного листа. Если “нет”, то не делайте
никаких пометок. Итак, какой Вы человек?
Обработка результатов. После того, как испытуемый оценит себя и
заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми
вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется
“ключ”, с помощью которого выделяются блоки по 16 номеров, формирующих
8 октантов методики. Количество перечеркнутых испытуемым номеров в
каждом блоке выносится на таблицу количественных результатов
соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант
межличностных
отношений.
Ключ
к методике
I. Властный - лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8-ми
включительно) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим
наставником и организатором, свойства руководителя. При высоких
показателях – нетерпимость к критике, переоценка собственных
возможностей (до 12-ти баллов), дидактический стиль высказываний,
императивная потребность командовать другими, черты деспотизма
(выше 12 баллов).
II. Независимый – доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений
от уверенного, независимого, соперничающего (в пределах 8 баллов)
до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством
собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь
собственное мнение, отличное от мнения большинства, и занимать
обособленную позицию в группе (12-16 баллов).
III. Прямолинейный – агрессивный. В зависимости от степени выраженности
показателей выявляет искренность, непосредственность,
прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы)
или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и
вспыльчивость (высокие баллы).
IV. Недоверчивый – скептический. Реалистичность базы суждений и
поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в
Информация о работе Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов