Дисгароничные стили и типы семейного воспитания и их влияние на поведенчиские девиации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


1 ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………………...4


Особенности родительского поведения как предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 4


Дисгармоничные стили семейного воспитания и их признаки 11


Дисгармоничные типы семейного воспитания и их признаки…………...


ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………


Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками……………………………


Непослушание и подростковый негативизм как формы сопротивления дисгармоничному родительскому воспитанию……………………………


Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания………………………………….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 139.90 Кб (Скачать)

       Разрушение  государственной системы общественного  воспитания и организации досуга детей в условиях рыночных отношений, а также кризисное состояние института семьи – усложнение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей, ослабление воспитательной и духовной функции семьи, приводят к формированию девиантного поведения детей. Психологические причины развития поведенческих отклонений часто неразрывно связаны с нарушением внешних условий социализации, нередко – с психическим неблагополучием ребенка. Так, Д.И. Фельдштейн, приводя данные изучения жизненного пути несовершеннолетних правонарушителей, воспитывающихся в республиканской спецшколе Душанбе, делает вывод, что в основе "нравственной деформации их личности" лежали именно недостатки их семейного воспитания. Исследователи отклоняющегося поведения детей и подростков выделяют как внешние факторы влияния – социальную экологию (отношения в семье, отношения со сверстниками, условия проживания), так и внутренние – возможное психиатрическое неблагополучие ребенка, искажающее регуляцию его поведения. При этом роль семейного неблагополучия определяется более значимой в причинности отклоняющегося поведения[ Бахадова, Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей / Е. В. Бахадова // Вопросы пихологии. – 2009. № 1 С. 37-50  с. 37].

     Девиантное поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам и ролевым предназначениям [ Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт. – сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 368 с.  с. 207].

     Во  всех случаях отклоняющегося поведения  отмечается нарастание эмоциональной  напряженности. Оно характеризуется  выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищенный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего поведения? Таким образом, девиантное поведение – это изменение реакции ребенка на неприемлемую для него ситуацию.

     Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающие наличие явной или скрытой психопатологии.  Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении[ Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический проект; Трикста, –  2005. – 336 с.      с. 10].

     Девиантное поведение, устойчиво проявляющееся в нарушении социальных норм, может иметь различные формы, одни из которых выливаются во внешне выражаемые реакции негативного отношения к окружающим, а другие выступают как психопатологические состояния, вызывающие эти внешние негативные проявления. К числу таких состояний можно отнести внутреннюю психическую напряженность и противоречивость желаний и чувств, длительные конфликтные отношения с окружающими, эгоистическую жизненную позицию, крайнюю неустойчивость интересов и стремлений, резкие перемены в настроениях и желаниях, протводействие воспитательным влияниям. Среди поведенческих девиаций выделяют лживость, употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных средств (адиктивное поведение), побеги подростков из дома, уход в религиозные культы; бродяжничество как следствие детской безнадзорности, аутоагрессивное поведение (покушение на собственный организм, вплоть до крайних проявлений – самоубийства) характера [ Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи : кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.   с. 228]

     Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации или преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. Важнейший фактор такого развития девиантные сверстники. Наличие девиантной группы: а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и в) уменьшает эффективность личных я социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т. д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными[ Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М. : Просвещение,  – 1989. – 252 с.  с. 252].

     Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению преступлений предшествует аморальное поведение. Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. [ Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический проект; Трикста, –  2005. – 336 с.      с. 11].

     Сложившаяся сейчас в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношения взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается психологический иммунитет на воспитательные воздействия и появляется потребность в самостоятельности, самореализации, избавления от опеки. Следует отметить, что реакция подростка в виде различных девиаций на сложившуюся неблагоприятную для его развития ситуацию довольно разнообразны.  Так, в младшем подростковом возрасте наиболее распространены пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений, которые сводятся к стремлению снизить ценность ожидаемого, к сублимации (замещающей деятельности), фантазии (погружению в мир воображаемых образов), фрустрации ( в форме агрессии или ухода). Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов) или социальное дистанцирование от взрослых [ Арымбаева, К.М. Причины и специфика проявления девиантного поведения у детей на разных этапах подросткового возраста / К.М. Арымбаева // Вопросы гуманитарных наук. – 2007. - №1. – С. 361-364  с. 362].

     Делинквентное поведение – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее собой уголовно наказуемые действия[ Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт. – сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 368 с.  с. 207  с. 64].

     Делинкветное и криминальное поведение различаются степенью осознания индивидом своих противоправных поступков и действий, их социальной значимости и вреда для окружающих. Основу делинквентного поведения составляет психический инфантилизм подростков с комплексом характерных признаков: неумением разводить идеальные и реальные цели, детской восторженностью, эгоцентризмом, формально-обязательным выполнением долга и подчиняемостью людям, составляющим их референтную группу, неумением прогнозировать возможные будущие события, повышенной обидчивостью, потребностью в утешении и опеке, склонностью к резким колебаниям настроения и выраженными аффективными реакциями. Делинквенты легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не задумываясь о его отрицательных ( в том числе и для него самого) последствиях. Побудительным мотивом совершения преступных действий чаще всего ситуационно-импульсного характера является стремление разрешить внутренний конфликт, обусловленный наличием неудовлетворенной потребности.

     Следует отметить различие причин делинквенотного поведения детей из семей с высоким, средним и низким уровнем доходов (и, соответственно жизни). У подростков из верхнего слоя среднего класса и высшего по экономической состоятельности класса доминирует, как правило, ценностная ориентация на богатство и гедонизм, культивируемая в их семьях. Жизнь таких детей протекает активно в вечернее и ночное время в вечеринках, танцах, дискотеках, пикниках. Они, имея немалые карманные деньги, нередко употребляют алкоголь и наркотики. Такой образ жизни толкает подростков в поисках развлечений на хулиганские поступки, вандализм и даже преступления, а также на раннее начало половой жизни. У выходцев из слабо защищенных семей причинами делинквентного поведения служат иные факторы: неуспехи в учебе и плохое поведение в школе, "клеймо" неуспевающих, нежелание или неспособность освоить школьную программу, неумение найти общий язык с педагогами и родителями. Неудовлетворенная потребность в веселой ночной жизни, которую ведут их сверстники из богатых семей, приводит к состоянию фрустрации. Они начинают прогуливать уроки, употреблять алкоголь, а потом и наркотики, сливабтся с группами себе подобных. И в первом и во втором случае корни подростковой делинквентности и преступности можно обнаружить в семье[Савина, Н. Анализ причин делинквенотного поведения подростков / Н. Савина // Воспитание школьников. – 2008. - № 10. – С. 38 – 42.  С. 38].

     Криминальное  поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

     Истоки  деформации нравственного и правового  сознания школьников лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для  формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией  ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости  и пр.), но и та, где за чисто  внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на "выгодную" работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом "потребительского воспитания" чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.[ Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.  с.375]

          Американский психолог, детский врач и философ Б. Спок обнаружил зависимость детских преступлений от условий жизни ребенка в семье. Изучение малолетних преступников показало, что преобладающее большинство их страдало в детстве от недостатка любви. Ребенок, которому не хватает родительской любви и ласки в детстве, вырастает холодным и неотзывчивым [ Сермяжко, Е. Человек начинается в семье / Е. Сермяжко // Беларуская думка. – 2007. - № 9. – С. 99-105  с. 103].

    Бывают  совершенно неблагополучные семьи, а дети в них здоровы. Иногда семьи  близки к идеалу, а дети лечатся  у психиатра. Но что бы ни встречалось в жизни, остается аксиомой одно: неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучному психическому развитию ребенка: в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы. Каков характер, таковы взаимоотношения человека с другими людьми, таково его счастье. Чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители[ Михеева, Г.В. Подходы к работе с неблагополучными семьями / Г.В. Михеева // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – №7. С. 11-13  с.13].

     Данные  современной науки убеждают, что  девиантный подросток – это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества девиантности он приобретает под влиянием ошибок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. [ Арымбаева, К.М. Причины и специфика проявления девиантного поведения у детей на разных этапах подросткового возраста / К.М. Арымбаева // Вопросы гуманитарных наук. – 2007. - №1. – С. 361-364  с. 364]

     Как правило, в подростковом возрасте возникают  проблемы со взрослыми, в частности  родителями. Родители продолжают смотреть на подростка как на маленького, а он пытается вырваться из-под опеки. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни, а точнее ответная реакция на неправильное воспитание. Под девиантным, или отклоняющимся, поведением понимают систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К основным видам девиантного поведения относятся преступность и уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (пьянство, наркомания, токсикомания, проституция и т. п.). Девиантное поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Неблагополучный ребенок (исключая случаи психической патологии) это, прежде всего, не совсем благополучная семья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Дисгароничные стили и типы семейного воспитания и их влияние на поведенчиские девиации подростков