Дисгароничные стили и типы семейного воспитания и их влияние на поведенчиские девиации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


1 ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………………...4


Особенности родительского поведения как предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 4


Дисгармоничные стили семейного воспитания и их признаки 11


Дисгармоничные типы семейного воспитания и их признаки…………...


ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………


Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками……………………………


Непослушание и подростковый негативизм как формы сопротивления дисгармоничному родительскому воспитанию……………………………


Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания………………………………….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 139.90 Кб (Скачать)

      «бэби», «маленький ребенок», – даже повзрослевший ребенок является в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у них такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость, при этом снижая уровень требований к ребенку и стимулируя развитие психологического инфантилизма.

      «хулиган», «неисправимый», «трудный» и т.п. – в основе этой роли часто лежит «проекция на подростка собственных нежелаемых качеств». Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя.;

      «вундеркинд», «надежда семьи» – в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности (например, недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. Тогда к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов;

      «козел отпущения» – ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные, фрустрирующие переживания в семье или вне семьи.

     «судья», «примиритель» – ребенок не по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребенка, используют как орудие в борьбе друг против друга или в роли посредника для примирения. [ Реан, А.А. Психология подростка: учебник / А.А.Реан. – СПб : ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2006, - 480 с.  с.  240].

     Типы  семейного воспитания – своеобразие воспитания ребенка в семье, определяющееся общностью каких-либо внешних и внутренних черт и проявляющееся на результате воспитания[  с. 255].

     Дисгармоничные  типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени  свойственны:

     •недостаточный  уровень эмоционального принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности;

     • низкий уровень сплоченности родителей  и разногласия в семье в  вопросах воспитания детей;

     • высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми;

     • ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;

     •завышение  требований к ребенку или недостаточная  требовательность, вседозволенность;

     •неконструктивный характер контроля, низкий уровень  родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;

     •повышенная конфликтность в повседневном общении  с ребенком;

     •недостаточность  или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка. [ Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 198[.

     В.И. Гарбузов, считает, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению отклонений в поведении детей и подростков, является неправильное семейное воспитание, И выделяет три типа неправильного воспитания:

     1) Воспитание по типу А (непринятие, эмоциональное отвержение). Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля и попустительстве.

     2) Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее).  Возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе. Проявляется также в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи.

     3) Воспитание по типу С (эгоцентрическое). Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление ''Я-большой'' в качестве самодовлеющей ценности для окружающих. [Шнейдер, Л.Б. Семейная психология : учеб. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – 3-е изд. – М. : Академический проспект; Екатеринбург : Деловая книга, 2007. – 736 с.   С. 489]

     При неправильном воспитании его характер нарушается. Можно выделить следующие нарушения семейного воспитания.

     Гипопротекция.  Характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей. [Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 198]. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. В последнее десятилетие гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей. . [Андреева, Т.В Семейная психология : учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244с

     Явное эмоциональное отвержение ребенка выступает как вариант воспитания по типу Золушки. Недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием его личности негативных черт. Для отвержения характерно неприятие эмоциональных особенностей ребенка, его чувств и переживаний.

     Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже витальные потребности.

     Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель, казалось бы, заинтересован в ребенке, но на самом деле обычно удовлетворяются лишь витальные его по-требности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содер-

жательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке.  [Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 198]. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Подросток обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью. [Андреева, Т.В Семейная психология : учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244с.       с. 201

     Перфекционизм — рационально обосновываемая гипопротекция. Например, ребенок недостоин любви и заботы, поскольку не выполняет какие-то обязательства, а потому должен быть наказан. В основе перфекционизма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное его отвержение.

     Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности, когда ро-дители стремятся удовлетворить любые желания ребенка. Дети в такой се-мье, как правило, избалованные, но, в отличие от семьи с гиперпротекцией, лишены родительской любви. Там стараются всячески избегать общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками, например от-правляют его на все лето в дорогой престижный лагерь. Родители по отно-шению к ребенку ведут себя холодно и отстраненно, избегают физического

контакта, стремятся оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать.

      Компенсаторная  гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет выполнения желаний ребенка, то здесь — за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителей в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет. [Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 198]. 

     Гиперпротекция. Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное к нему отношение. Достаточно часто причиной гиперопеки становится фобия утраты, страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья. [Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 198]. 

     Доминирующая  гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком. Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности. [Андреева, Т.В Семейная психология : учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244с.       с. 201].   В основе ее может лежать как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отношение. Диктат и доминантность родителя выступают в форме категоричности, директивности и безапелляционности суждений, в стремлении установить неограниченную власть над ребенком, добиться его полного и беспрекословного послушания. Одной из причин родительской доминантности является недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, что он неспособен к самостоятельным действиям и нуждается в руководстве и контроле. [Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 198].

     Потворствующая  гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой – полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе. [Андреева, Т.В Семейная психология : учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244с.       с. 201].   Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ребенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют.

     Компенсаторная  гиперопека, по сути, может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей.

     Противоречивое  воспитание. Противоречивость выступает как несо-вместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. В некоторых случаях противоречивое воспитание принимает форму конфликтного. Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность ро-дителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нор-мативные и ненормативные кризисы семьи, например в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом. [Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 199] В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки. [Андреева, Т.В Семейная психология : учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244с.       с. 202].  

     Воспитание  по типу повышенной моральной ответственности. Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его воз-расту и индивидуальным особенностям. Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование; искажение когнитивного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации развития (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ложится ответственность за младших и домашние заботы). [Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 200] В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. [Андреева, Т.В Семейная психология : учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244с.       с. 203].  

Информация о работе Дисгароничные стили и типы семейного воспитания и их влияние на поведенчиские девиации подростков