Дисгароничные стили и типы семейного воспитания и их влияние на поведенчиские девиации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


1 ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………………...4


Особенности родительского поведения как предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 4


Дисгармоничные стили семейного воспитания и их признаки 11


Дисгармоничные типы семейного воспитания и их признаки…………...


ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………


Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками……………………………


Непослушание и подростковый негативизм как формы сопротивления дисгармоничному родительскому воспитанию……………………………


Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания………………………………….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 139.90 Кб (Скачать)

     Гиперсоциализирующее воспитание. Выражается в тревожно мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях (В.И. Гарбузов). Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил. Для этого типа воспитания присущи шаблонность, предопределенность воспитательных схем и методов без учета реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребенка.

     Жестокое  обращение с ребенком. Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опекуна) характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью родителя. [Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 201].Различают несколько наиболее ярко выраженных форм жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основным нуждам ребенка (моральная жестокость).

     Ф и з и ч е с к о е   н а с и л и е – преднамеренное нанесение ребенку родителями  или лицами их замещающими, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные , требующие медицинского вмешательства нарушения физического или психического здоровья, ведущие к отставанию в развитии.

     С е к с у а л ь н о е н а с и л и е (развращение) – вовлечение ребенка в сексуальные действия с его согласия или без такового, осознаваемое или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им.

     П с и х и ч е с к о е (э м о ц и о н а л ь н о е) н а с и л и е – вид внутрисемейного насилия отличающийся длительным, постоянным или периодическим, психологическим воздействием.

     П р е н е б р е ж е н и е о с н о в н ы м н у ж д а м р е б е н к а (моральная жестокость) – со стороны родителей  отсутствует элементарная забота о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья и развития [ Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи : кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.   с. 188].

     Воспитание  в культе болезни. Представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующийся навязыванием ребенку роли больного члена семьи, созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патологизирующую роль больной член семьи. [Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 201]

     Воспитание по типу "кронпринца". Такой тип воспитания часто культивируется в довольно обеспеченных семьях. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься своим ребенком. Недостаток своих чувств они компенсируют подарками и считают, что он счастлив. Повзрослев, такие дети своей безвольностью губят все, что для них подготовили родители. Они протестуют и хотят идти своей дорогой, разочаровывая надежды родителей. [Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175 с.]

     Ж. Дюльдина в своей статье "Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей" называет следующие дисгармоничные типы семейного воспитания:

     1) "Медвежья услуга". В данном случае ребенок находится на первом плане, отношения в семье складываются под лозунгом "все лучшее детям". Ребенок растет, как правило, эгоистичным, не способным к взрослой самостоятельной жизни, так как родители все делают за него и ради него. Результаты такого типа воспитания: инфантилизм, беспомощность.

     2) "Произвол судьбы". Ребенок находится в семье как неодушевленный предмет; его кормят, поят, одевают, обувают, лечат, учат и т. д. , но духовно-нравственного общения он полностью лишен [Дюльдина, Ж.  Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей / Ж. Дюльдина // Воспитание школьников. – 2009. – №1. – С. 70-73  с. 72].

     Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой определённые обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае не редко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. 
 
 
 

     Во  взаимодействии с ребенком родитель непроизвольно компенсирует многие свои переживания (тревожность, боязнь одиночества, скрытые комплексы и т.д.). Очень часто родители неосознанно проецируют (переносят) свои проблемы на ребенка. Они обвиняют ребенка в своих неудачах, в том, что присуще им самим, т.е. они видят недостатки у ребенка, но не осознают, что малыш “научился” им именно у него, взрослого. 
 

     Отклонение  черт характера и поведение детей  формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей. 

     Поэтому на родителей накладывается двойная  ответственность за себя и за своих  детей. Взрослые должны скорректировать  свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

     Возникновение у детей различного типа нарушений  в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи. 

     Стиль и тип воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком. 
 
 

  1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
 

    2.1 Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками 

          Современные семьи  развиваются в условиях качественно  новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны,  наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Многих подростков беспокоят их отношения с родителями. В ситуациях конфликта большинство родителей проводят с детьми серьезный разговор, другие – лишают детей удовольствий, третьи – применяют физические наказания [ Семейное воспитание (деятельность классного руководителя) / сост. : Т.Е. Заводова, Ю.А. Лешнева. – Минск. : Красико Принт, 2006. – 128 с.  с. 18].

     Исследования, проведенные в одной из белорусских  средних школ среди учеников 10 класса, показали, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12 % опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59 % конфликты возникают иногда. В ходе исследования был выявлен ряд типичных причин конфликтов подростков с родителями. Все эти причины можно разделить на 2 категории: виноваты "они" (родители) или "мы" (дети). Особого внимания заслуживают причины, в которых, по мнению подростков, "повинны" родители: "Непонимание, разные взгляды на жизнь", "Несправедливость родительских требований", "Плохой характер родителей" и "Поведение родителей, выпивки, скандалы". Проведенные ранее опросы и наблюдения показали, что большинство родителей неоправданно считают себя компетентными в вопросах воспитания подростков, при этом не интересуясь ни при каких обстоятельствах специальной информацией о воспитании[ Ваткевич, В. Ю. Проблемы социализации подростков из семей с низким воспитательным потенциалом / В. Ю. Ваткевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. - № 10. – С. 22- 27.   с. 22].

     Успешность  выполнения семьей ее воспитательной функции в значительной мере зависит от уровня педагогической культуры родителей. Педагогическая культура предусматривает важнейшее умение родителей соединять настоящую любовь с разумной требовательностью к детям[ Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания : учеб. пособие / В.В. Чечет. – Мозырь : ООО ИД "Белый ветер", 2003. – 292с.  с. 42].

     Причины ошибок в семенном воспитании  условно можно разделить на три группы:   

     1) Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (типы семейного воспитания: гиперопека, гипоопека,  жестокое обращение с детьми и т. д.)

     2) Недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия. Наиболее часто это проявляется в неумении учитывать изменения в психике ребенка в обращении с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Если родители не знают потребностей детей, не хотят анализировать их поступки, приписывают несуществующие мотивы и судят ребенка по ним, тогда между родителями и детьми возникает барьер.

       К типичным ошибкам относится  нетерпимость родителей  к  разнице в темпераментах между  ними и детьми. Среди родителей  встречается еще одно заблуждение,  что в ребенке все от природы  – и с эти ничего не поделаешь. Характер ребенка действительно складывается очень рано, и его развитие определяется и отношением родителей к ребенку, и особенностями их собственной личности, и внутрисемейными взаимоотношениями. Мысль о генетической предрасположенности характера ребенка опасна тем, что снимает с родителей ответственность за воспитание.

     3) Недооценка роли личного примера  родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку. Родители зачастую требуют от  детей того, чего не делают сами. В результате такого воздействия у ребенка появляется протест, затем – неуважение к родителям [ Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи : кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.   с. 185].

     Е. Сухарь выделяет следующие ошибки, которые чаще всего совершают родители при воспитании детей.

     1. Обещание больше не любить. "Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить". Однако эта угроза быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка. Лучше сказать так: "Я буду тебя все равно любить, но твое поведение не одобряю".

     2. Безразличие. "Делай что хочешь, мне все равно", — часто говорят родители устав от капризов ребенка. Но родители не должны показывать того, что им все равно, лучше постараться наладить с ним отношения. Можно сказать, например: "знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому, что люблю тебя. В тот момент, когда тебе понадобиться моя помощь, можешь спросить у меня совета".

     3. Чрезмерная строгость. "Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому, что я в доме главная", — нередко утверждают мамы в разговоре с ребенком. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда и рядом нет. При необходимости можно сказать ребенку: "Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, в вечером мы все спокойно обсудим".

     4. Избалованность. Избалованным детям очень тяжело приходиться в жизни, они очищают свою беспомощность и одиночество в будущем. «Попробуй сделать это сам, а если не получиться, я тебе с удовольствием помогу.

     5. Навязанная детям роль "лучшего друга". "Мой ребенок — мой лучший друг", — заявляют иногда родители. Для них ребенок самое главное в жизни, с ним можно поговорит по душам. Дети делают все, чтоб понравиться, но, к сожалению, их собственные проблемы остаются не решенными.

     6. "Больше денег – лучше воспитание". "Больше денег — лучше воспитание", — убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги родители не должны чувствовать угрызение совести, если что то не могут купить ребенку.

Информация о работе Дисгароничные стили и типы семейного воспитания и их влияние на поведенчиские девиации подростков