Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………………...4
Особенности родительского поведения как предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 4
Дисгармоничные стили семейного воспитания и их признаки 11
Дисгармоничные типы семейного воспитания и их признаки…………...
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………
Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками……………………………
Непослушание и подростковый негативизм как формы сопротивления дисгармоничному родительскому воспитанию……………………………
Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Гиперсоциализирующее воспитание. Выражается в тревожно мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях (В.И. Гарбузов). Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил. Для этого типа воспитания присущи шаблонность, предопределенность воспитательных схем и методов без учета реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребенка.
Жестокое обращение с ребенком. Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опекуна) характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью родителя. [Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 201].Различают несколько наиболее ярко выраженных форм жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основным нуждам ребенка (моральная жестокость).
Ф и з и ч е с к о е н а с и л и е – преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами их замещающими, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные , требующие медицинского вмешательства нарушения физического или психического здоровья, ведущие к отставанию в развитии.
С е к с у а л ь н о е н а с и л и е (развращение) – вовлечение ребенка в сексуальные действия с его согласия или без такового, осознаваемое или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им.
П с и х и ч е с к о е (э м о ц и о н а л ь н о е) н а с и л и е – вид внутрисемейного насилия отличающийся длительным, постоянным или периодическим, психологическим воздействием.
П р е н е б р е ж е н и е о с н о в н ы м н у ж д а м р е б е н к а (моральная жестокость) – со стороны родителей отсутствует элементарная забота о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья и развития [ Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи : кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с. с. 188].
Воспитание в культе болезни. Представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующийся навязыванием ребенку роли больного члена семьи, созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патологизирующую роль больной член семьи. [Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 201]
Воспитание по типу "кронпринца". Такой тип воспитания часто культивируется в довольно обеспеченных семьях. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься своим ребенком. Недостаток своих чувств они компенсируют подарками и считают, что он счастлив. Повзрослев, такие дети своей безвольностью губят все, что для них подготовили родители. Они протестуют и хотят идти своей дорогой, разочаровывая надежды родителей. [Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175 с.]
Ж. Дюльдина в своей статье "Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей" называет следующие дисгармоничные типы семейного воспитания:
1) "Медвежья услуга". В данном случае ребенок находится на первом плане, отношения в семье складываются под лозунгом "все лучшее детям". Ребенок растет, как правило, эгоистичным, не способным к взрослой самостоятельной жизни, так как родители все делают за него и ради него. Результаты такого типа воспитания: инфантилизм, беспомощность.
2) "Произвол судьбы". Ребенок находится в семье как неодушевленный предмет; его кормят, поят, одевают, обувают, лечат, учат и т. д. , но духовно-нравственного общения он полностью лишен [Дюльдина, Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей / Ж. Дюльдина // Воспитание школьников. – 2009. – №1. – С. 70-73 с. 72].
Причины
неправильного воспитания весьма различны.
Порой определённые обстоятельства в
жизни семьи, мешающие наладить адекватное
воспитание. Чаще – низкая педагогическая
культура родителей. Во втором случае
не редко основную роль в нарушении воспитательного
процесса играют личностные особенности
самих родителей.
Во
взаимодействии с ребенком родитель
непроизвольно компенсирует многие
свои переживания (тревожность, боязнь
одиночества, скрытые комплексы и т.д.).
Очень часто родители неосознанно проецируют
(переносят) свои проблемы на ребенка.
Они обвиняют ребенка в своих неудачах,
в том, что присуще им самим, т.е. они видят
недостатки у ребенка, но не осознают,
что малыш “научился” им именно у него,
взрослого.
Отклонение
черт характера и поведение детей
формируется в результате отклонений
в семейных отношениях и воспитании. Изменения
личности родителей, или одного из родителей
приводит к развитию конфликтных ситуаций
в семье, и создают проблемы в воспитании
детей.
Поэтому
на родителей накладывается
Возникновение
у детей различного типа нарушений
в поведении, связанных с семейной средой,
свидетельствует о снижении воспитательной
функции родительской семьи.
Стиль
и тип воспитания зависит не только
от социокультурных правил и норм, представленных
в виде традиций в воспитании, но и от педагогической
позиции родителя относительно того, как
должны строится детско-родительские
отношения в семье, на формирование каких
качеств и черт у детей должны направляться
его воспитательные воздействия. В соответствии
с этим родитель определяет модель своего
поведения с ребенком.
2.1
Некомпетентность и
педагогические ошибки
родителей во взаимоотношениях
с подростками
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Многих подростков беспокоят их отношения с родителями. В ситуациях конфликта большинство родителей проводят с детьми серьезный разговор, другие – лишают детей удовольствий, третьи – применяют физические наказания [ Семейное воспитание (деятельность классного руководителя) / сост. : Т.Е. Заводова, Ю.А. Лешнева. – Минск. : Красико Принт, 2006. – 128 с. с. 18].
Исследования, проведенные в одной из белорусских средних школ среди учеников 10 класса, показали, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12 % опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59 % конфликты возникают иногда. В ходе исследования был выявлен ряд типичных причин конфликтов подростков с родителями. Все эти причины можно разделить на 2 категории: виноваты "они" (родители) или "мы" (дети). Особого внимания заслуживают причины, в которых, по мнению подростков, "повинны" родители: "Непонимание, разные взгляды на жизнь", "Несправедливость родительских требований", "Плохой характер родителей" и "Поведение родителей, выпивки, скандалы". Проведенные ранее опросы и наблюдения показали, что большинство родителей неоправданно считают себя компетентными в вопросах воспитания подростков, при этом не интересуясь ни при каких обстоятельствах специальной информацией о воспитании[ Ваткевич, В. Ю. Проблемы социализации подростков из семей с низким воспитательным потенциалом / В. Ю. Ваткевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. - № 10. – С. 22- 27. с. 22].
Успешность выполнения семьей ее воспитательной функции в значительной мере зависит от уровня педагогической культуры родителей. Педагогическая культура предусматривает важнейшее умение родителей соединять настоящую любовь с разумной требовательностью к детям[ Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания : учеб. пособие / В.В. Чечет. – Мозырь : ООО ИД "Белый ветер", 2003. – 292с. с. 42].
Причины ошибок в семенном воспитании условно можно разделить на три группы:
1) Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (типы семейного воспитания: гиперопека, гипоопека, жестокое обращение с детьми и т. д.)
2) Недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия. Наиболее часто это проявляется в неумении учитывать изменения в психике ребенка в обращении с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Если родители не знают потребностей детей, не хотят анализировать их поступки, приписывают несуществующие мотивы и судят ребенка по ним, тогда между родителями и детьми возникает барьер.
К типичным ошибкам относится
нетерпимость родителей к
разнице в темпераментах между
ними и детьми. Среди родителей
встречается еще одно
3) Недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку. Родители зачастую требуют от детей того, чего не делают сами. В результате такого воздействия у ребенка появляется протест, затем – неуважение к родителям [ Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи : кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с. с. 185].
Е. Сухарь выделяет следующие ошибки, которые чаще всего совершают родители при воспитании детей.
1. Обещание больше не любить. "Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить". Однако эта угроза быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка. Лучше сказать так: "Я буду тебя все равно любить, но твое поведение не одобряю".
2. Безразличие. "Делай что хочешь, мне все равно", — часто говорят родители устав от капризов ребенка. Но родители не должны показывать того, что им все равно, лучше постараться наладить с ним отношения. Можно сказать, например: "знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому, что люблю тебя. В тот момент, когда тебе понадобиться моя помощь, можешь спросить у меня совета".
3. Чрезмерная строгость. "Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому, что я в доме главная", — нередко утверждают мамы в разговоре с ребенком. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда и рядом нет. При необходимости можно сказать ребенку: "Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, в вечером мы все спокойно обсудим".
4. Избалованность. Избалованным детям очень тяжело приходиться в жизни, они очищают свою беспомощность и одиночество в будущем. «Попробуй сделать это сам, а если не получиться, я тебе с удовольствием помогу.
5. Навязанная детям роль "лучшего друга". "Мой ребенок — мой лучший друг", — заявляют иногда родители. Для них ребенок самое главное в жизни, с ним можно поговорит по душам. Дети делают все, чтоб понравиться, но, к сожалению, их собственные проблемы остаются не решенными.
6. "Больше денег – лучше воспитание". "Больше денег — лучше воспитание", — убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги родители не должны чувствовать угрызение совести, если что то не могут купить ребенку.