Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………………...4
Особенности родительского поведения как предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 4
Дисгармоничные стили семейного воспитания и их признаки 11
Дисгармоничные типы семейного воспитания и их признаки…………...
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………
Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками……………………………
Непослушание и подростковый негативизм как формы сопротивления дисгармоничному родительскому воспитанию……………………………
Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Министерство
образования Республики
Беларусь
Учреждение образования
"Гомельский государственный университет
Имени
Франциска Скорины"
Факультет
психологии и педагогики
Кафедра
педагогики
ДИСГАРОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧИСКИЕ
ДЕВИАЦИИ
ПОДРОСТКОВ
Курсовая работа
Исполнитель:
студент
группы СП-33 Крисько
Ю.О.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук Горленко В.П.
доцент
кафедры педагогики
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1
ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ
КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
1 ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
1.1
Особенности родительского
поведения как предпосылка
формирования стилей
и типов семейного воспитания
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирических приемов в области педагогики и психологии не представляется возможным.
Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей и детей. Вполне понятно, что ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому, как отмечает В.М. Целуйко, именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к деформации личности. [ Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь : Содействие, 2006. – 224 с. С. 101-102].
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия "родительская позиция" и "родительская установка" используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна [ Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. ; под ред. Е.Г. Силяевой. 4 – е изд. , стер. М. : Изд. центр "Академия", 2002. – 192 с. с.98 ].
Как
и любая деятельность, воспитание
имеет свою иерархическую структуру
мотивов. Глубокий психологический
анализ мотивов воспитания ребенка
родителями и следствий их искажения
представлен в работах О.А.
Первую группу составляют мотивы деятельности, определяющие ценностное отношение к ребенку: мотив, реализующий потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке, и мотив, реализующий потребность в смысле жизни. Ребёнок для родителя обладает самоценностью как личность, детско-родительские отношения строятся как диалогическое общение равноправных партнеров, стимулируя личностный рост каждого из них.
Во вторую группу входят социальные мотивы воспитания – мотив долга и мотив социального самоутверждения (престижный). Особенность такой мотивации в том, что воспитание ребенка выступает как условие социального признания и достижения (подтверждения) родителем своего социального статуса. Воспитание в глазах родителя является важной задачей, возложенной на него обществом, и успешность ее решения определяет меру социального успеха и признания воспитателя.
Третья группа – инструментальные мотивы - объединяет мотивы деятельности, в которой ребенок является средством реализации потребностей родителей. Мотив, реализующий потребность достижения, является значимым мотивом-побудителем. В процессе воспитания родители, безусловно, предъявляют определенные требования к уровню достижений и успехов ребенка как важному фактору и критерию оценки эффективности самого процесса воспитания.
Однако, если родители не соизмеряют планку достижений с индивидуально-личностными особенностями и интересами ребенка, с уровнем его возможностей и зоной ближайшего развития, если сами достижения и успехи становятся самоцелью - успех во имя успеха, - то сама сущность процесса воспитания как создания системы условий для оптимальной траектории развития ребенка с учетом его индивидуальности утрачивается. Ценностное значение личности ребенка не высоко, отношение родителей к нему и к своей воспитательской деятельности определяется уровнем достижений ребенка. Мотив воспитания у ребенка определенных качеств обусловлен системой целей воспитания и наличием у родителей идеального образа. Мой ребенок, т.е. образа того, каким они хотят видеть своего ребенка, какие качества в нем воспитать. [ Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 150 ].
Доминирующими в структуре семьи являются супружеские отношения. Именно от их характера и состояния зависит психологический и нравственно-эмоциональный климат семьи, а следовательно, и воспитательные возможности. Результаты исследований Ф.А. Кован показывают связь между качеством супружеских отношений и родительским стилем: большинство пар, удовлетворенных супружеством, проявляют больше теплоты в отношениях, меньше конфликтности и больше взаимопомощи при совместной с ребенком работе и игре по сравнению с неудовлетворительными. Конфликтные отношения между родителями отрицательно влияют на отношение родителей к детям. Последствие таких отношений – непонимание детей, неадекватное оценивание их, а также гипертрофированные связи с ребенком. [ Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб. : Речь, 2005. – 240 с. с. 107]
Одна
из особенностей родительского поведения
заключается в ярко выраженной эмоциональной
форме отношений между
Во-первых, это усталость, которую человек на работе вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома же иногда позволяет себе расслабиться, полагая, что уж завтра точно займется ребенком всерьез.
Во-вторых, неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни, к отсутствию системы. Поэтому на фоне бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. В силу этого, не получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку на стороне.
В-третьих, общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха, отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребенок ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и внеучебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе.
В-четвёртых, недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказаний и поощрений, подавление личности ребенка, использование физических наказаний и др.). [ Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь : Содействие, 2006. – 224 с. С. 101-102].
Неправильный выбор форм, методов
и средств педагогического
Существенной особенностью семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей в качестве образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, учатся таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Специфические
особенности родительского