Дисгароничные стили и типы семейного воспитания и их влияние на поведенчиские девиации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


1 ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………………...4


Особенности родительского поведения как предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 4


Дисгармоничные стили семейного воспитания и их признаки 11


Дисгармоничные типы семейного воспитания и их признаки…………...


ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………


Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками……………………………


Непослушание и подростковый негативизм как формы сопротивления дисгармоничному родительскому воспитанию……………………………


Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания………………………………….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 139.90 Кб (Скачать)
 

      Министерство  образования Республики Беларусь 

             Учреждение  образования

           "Гомельский  государственный  университет

             Имени Франциска Скорины" 

           Факультет психологии и педагогики 

          Кафедра педагогики 
           
           
           
           
           
           

     ДИСГАРОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО

     ВОСПИТАНИЯ  И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧИСКИЕ 

     ДЕВИАЦИИ  ПОДРОСТКОВ 

                           Курсовая работа 
       
       
       
       

Исполнитель:

студент группы СП-33      Крисько Ю.О. 
 

Научный руководитель:

кандидат  педагогических наук     Горленко В.П.

доцент  кафедры педагогики 
 
 
 
 
 
 
 

                              Гомель 2010 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3 

    1      ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ                                  КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………………...4 

    1. Особенности родительского поведения как  предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 4
 
    1. Дисгармоничные  стили семейного воспитания и  их признаки 11
 
    1. Дисгармоничные  типы семейного воспитания и их признаки…………...
 
  1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ  ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО  ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………
 
    1. Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками……………………………
 
    1. Непослушание  и подростковый негативизм как формы  сопротивления дисгармоничному  родительскому воспитанию……………………………
 
    1. Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания………………………………….
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 
 
 
 
 

                
     
     
     
     
     

          1   ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 

    1.1 Особенности родительского поведения как предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 

     Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирических приемов в области педагогики и психологии не представляется возможным.

     Говоря  о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это  – управляемая система взаимоотношений родителей и детей. Вполне понятно, что ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому, как отмечает В.М. Целуйко, именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к деформации личности. [ Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь : Содействие, 2006. – 224 с. С. 101-102].

     Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость  родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия "родительская позиция" и "родительская установка" используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна [ Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. ; под ред. Е.Г. Силяевой. 4 – е изд. , стер. М. : Изд. центр "Академия", 2002. – 192 с. с.98 ].

     Как и любая деятельность, воспитание имеет свою иерархическую структуру  мотивов. Глубокий психологический  анализ мотивов воспитания ребенка  родителями и следствий их искажения  представлен в работах О.А.Карабановой. Все мотивы воспитания она подразделяет на три группы: ценностные, социальные и инструментальные.

     Первую  группу составляют мотивы деятельности, определяющие ценностное отношение к ребенку: мотив, реализующий потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке, и мотив, реализующий потребность в смысле жизни. Ребёнок для родителя обладает самоценностью как личность, детско-родительские отношения строятся как диалогическое общение равноправных партнеров, стимулируя личностный рост каждого из них.

     Во  вторую группу входят социальные мотивы воспитания – мотив долга и мотив социального самоутверждения (престижный). Особенность такой мотивации в том, что воспитание ребенка выступает как условие социального признания и достижения (подтверждения) родителем своего социального статуса. Воспитание в глазах родителя является важной задачей, возложенной на него обществом, и успешность ее решения определяет меру социального успеха и признания воспитателя.

     Третья  группа – инструментальные мотивы - объединяет мотивы деятельности, в которой ребенок является средством реализации потребностей родителей. Мотив, реализующий потребность достижения, является значимым мотивом-побудителем. В процессе воспитания родители, безусловно, предъявляют определенные требования к уровню достижений и успехов ребенка как важному фактору и критерию оценки эффективности самого процесса воспитания.

     Однако, если родители не соизмеряют планку достижений с индивидуально-личностными особенностями и интересами ребенка, с уровнем его возможностей и зоной ближайшего развития, если сами достижения и успехи становятся самоцелью - успех во имя успеха,  - то сама сущность процесса воспитания как создания системы условий для оптимальной траектории развития ребенка с учетом его индивидуальности утрачивается. Ценностное значение личности ребенка не высоко, отношение родителей к нему и к своей воспитательской деятельности определяется уровнем достижений ребенка. Мотив воспитания у ребенка определенных качеств обусловлен системой целей воспитания и наличием у родителей идеального образа. Мой ребенок, т.е. образа того, каким они хотят видеть своего ребенка, какие качества в нем воспитать. [ Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2007. – 320 с. С. 150 ].

     Доминирующими в структуре семьи являются супружеские  отношения. Именно от их характера и состояния зависит психологический и нравственно-эмоциональный климат семьи, а следовательно, и воспитательные возможности. Результаты исследований Ф.А. Кован показывают связь между качеством супружеских отношений и родительским стилем: большинство пар, удовлетворенных супружеством, проявляют больше теплоты в отношениях, меньше конфликтности и больше взаимопомощи при совместной с ребенком работе и игре по сравнению с неудовлетворительными. Конфликтные отношения между родителями отрицательно влияют на отношение родителей к детям. Последствие таких отношений – непонимание детей, неадекватное оценивание их, а также гипертрофированные связи с ребенком. [ Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб. : Речь, 2005. – 240 с.        с. 107]

     Одна  из особенностей родительского поведения  заключается в ярко выраженной эмоциональной  форме отношений между родителями и детьми, основанных на любви. Но, как  известно, одной любви для полноценного воспитания человека недостаточно, более того, безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием  "синдром избалованного ребенка". Вместе с тем не следует забывать, что воспитывать своих детей гораздо труднее, чем чужих. Общественное воспитание протекает в каких-то определенных организационных рамках (школа, внешкольные учреждения, детский дом), и организация этого воспитания носит планомерный характер. Это воспитание не только специально организовано, но и обдумано, подконтрольно, ведется специалистами. Что касается домашнего воспитания, то оно протекает нередко хаотично, "размазано" во времени и "распылено" в бытовых неурядицах. В своей книге "Родители и дети" В.М. Целуйко приводит следующие примеры, свидетельствующие о том, что мешает семейному воспитанию.

     Во-первых, это усталость, которую человек на работе вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома же иногда позволяет себе расслабиться, полагая, что уж завтра точно займется ребенком всерьез.

     Во-вторых,  неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни, к отсутствию системы. Поэтому на фоне бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. В силу этого, не получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку на стороне.

     В-третьих, общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха, отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребенок ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и внеучебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе.

     В-четвёртых, недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказаний и поощрений, подавление личности ребенка, использование физических наказаний и др.). [ Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь : Содействие, 2006. – 224 с. С. 101-102].

       Неправильный выбор форм, методов  и средств педагогического действия, как правило, формирует у детей нездоровые представления, привычки и потребности, которые приводят к ненормальным отношениям с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации. Подобный суррогат воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен и даже вреден для воспитывающихся таким образом детей.

     Существенной  особенностью семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей в качестве образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, учатся таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

     Специфические особенности родительского поведения  наиболее ярко проявляются в целом  ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля родительского поведения, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей. Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в стилях родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношения с детьми.

Информация о работе Дисгароничные стили и типы семейного воспитания и их влияние на поведенчиские девиации подростков