Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………………...4
Особенности родительского поведения как предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 4
Дисгармоничные стили семейного воспитания и их признаки 11
Дисгармоничные типы семейного воспитания и их признаки…………...
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………
Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками……………………………
Непослушание и подростковый негативизм как формы сопротивления дисгармоничному родительскому воспитанию……………………………
Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
В психологии и педагогике семьи принято говорить о четырех тактиках родительского поведения, которые выступают предпосылкой формирования стилей и типов семенного воспитания: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество. Вот как характеризует эти тактики в своей статье "Воспитание как стиль: мера весов" И.М. Слободчиков.
Тактика диктата. Проявляется в систематическом диктаторском поведении одних членов семейства (преимущественно взрослых) над другими, захватом инициативы и подавлении чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребёнка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда открытой ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности, безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.
Тактика опеки. Это система отношений, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности уходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители по сути блокируют процесс серьезной подготовки детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений, именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более, общих проблем семьи.
Тактика «невмешательства». Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить таким образом намеченную линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Тактика сотрудничества. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом [ Слободников, И.М. Воспитание как стиль : мера весов / И.М. Слободников // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. – № 2. – С. 85].
Таким образом, внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье находят отражение в стиле (манере) родительского поведения, характере семейного воспитания и особенностях взаимоотношений с детьми. Стиль ( гр. stylos – остроконечная палочка для письма) – приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком. Стиль семейного воспитания, подчёркивает Е.И. Семеряжко – это наиболее характерные способы отношений – родителей к ребнку, средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Стиль воспитания – это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка. [Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с. С 77].
Окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне понятно, что и сформулированные черты его личности тоже будут патологическими. Известный русский педагог П.Ф. Лесгафт обратил внимание на то обстоятельство, что ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или в скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности. В этой связи им было выделено и описано несколько типов детей, закономерности формирования характера которых обусловлены особенностями семейного микроклимата и образцом поведения взрослых (прежде всего родителей), которые своим личным примером оказывают деструктивное воздействие на становление личности ребенка.
Лицемерный тип порождается в семье, где всегда «за глаза» говорили одно, а «в глаза» – другое; проявляли лицемерие, двойную мораль, хвастались своей ловкостью в достижении собственной выгоды и демонстрировали пренебрежение к людям
Честолюбивый тип формируется там, где семья видит в ребенке будущего гения, стимулирует соперничество, желание первенствовать, чувство тщеславия и превосходства над другими.
Добродушный тип – спокоен, внимателен. Не терпит зло и насилие, защищает других. Не любит подарков, не обращает внимания на свою внешность и одежду. Там, где между супругами сложились отношения спокойной любви, где постоянно объясняют, почему следует поступать так, а не иначе, где приучают к посильному труду, вырастает ребенок добродушного типа. Членам таких семей присущ альтруизм, гуманизм, чувство сопереживания к другим людям.
Мягко-забитый тип (заласканный) – лишен инициативы, в нем сильно развито стадное чувство, как правило, находится под влиянием более сильного. Выдаст друга не из-за выгоды, а потому, что спросили. Сам не может решить простой проблемы. Ребенок такого типа вырастает в семье, где все делалось за него, удовлетворялись все желания, где ребенка без конца ласкали, угождали, стараясь этим сделать его тихим, смирным, послушным. Воля, инициатива у ребенка подавлялись, в результате чего у него сформировался эгоизм.
Злостно-забитый тип – угрюм и подозрителен в отношении к старшим, на ласки отвечает резкими движениями. Движения вообще угловаты и резки. Любит зрелища, связанные с дракой, травлей животных и тому подобное. Развивается в семье, где царит жестокость и отсутствуют ласка и тепло. В такой семье оба родителя считают, что главный принцип воспитания – держать ребенка в "ежовых рукавицах".
Угнетённый тип – смирен и тих, озабочен и скромен, трудолюбив, стесняется похвалы. Этот тип развивается в бедной семье, где ребенок постоянно привык видеть перед собой нужду и недостаток своих родителей. Стойко переносит лишения и преодолевает препятствия. Надежный товарищ. Спокоен и наблюдателен. Всегда стремится с лихвой оплатить услугу. Правдив и строг в исполнении обязанностей. Но все положительные черты, которыми он обладает, "перекрывает" общая пассивность, неспособность устанавливать отношения с людьми в силу чрезмерной замкнутости. Такой ребенок обычно становится "ведомым" в отношениях и подчиняется тому, кто первым обратит на него внимание [ Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П. Ф. Лесгафт // Избранные педагогические сочинения / сост. И.Н. Решетель. – М. : Педагогика, 1988. – С. ].
Семья
представляет собой комплексное
социальное явление, в котором сплелись
воедино многообразные формы
общественных отношений и процессов
и которому присущи многочисленные социальные
функции. Трудно найти другую социальную
группу, в которой удовлетворялось бы
столько разнообразных человеческих и
общественных потребностей, в которой
разворачиваются основные процессы человеческой
жизни и которая настолько связана с жизнью
каждого индивида, что накладывается отпечаток
на все его развитие. Семейное воспитание
– более или менее осознаваемые усилия
по взращиванию ребенка, предпринимаемые
старшими членами семьи, которые направлены
на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали
имеющимся у старших представлениям о
том, каким должен быть и стать ребенок,
подросток, юноша. Если семейная атмосфера
неблагоприятна, то и у ребёнка могут формироваться
различные негативные черты характера
и даже отклонения в поведении. Часто неправильное
воспитание ребенка в семье приводит к
очень тяжелым последствиям, ребенок может
замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять
пожелания взрослых, мало того, у него
могут появиться невротические отклонения.
Для полноценного психического развития
детей нужно понимание и эмоциональная
поддержка взрослых, признание в семье
и в среде сверстников. В общении с другими
многим детям не хватает непосредственности,
уверенности в себе, непринужденности
в отношениях, бодрости и настроения –
многое из перечисленного воспитывается
в семье.
Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье.
«Трудный» подросток как правило живёт в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно далеко. И лишь тогда, когда с подростком случается беда, обращается внимание на уклад жизни семьи, на её мораль, на её жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.
За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности каждого из них. [ Щепетов В.В, Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления / В.В Щепетов // Классный руководитель. – 2008. - № 3 С. 43-49 ]
Семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать такие:
Первое – неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики.
Второе – бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей.
Третье – авторитаризм либо либерализм, безнаказанность и всепрощенчество.
Четвертое – безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье.
Пятое – отсутствие нормального психологического климата в семье.
Шестое – фанатизм в любых его проявлениях.
Седьмое – безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий).
Восьмое – противоправное поведение взрослых. [Шнейдер, Л.Б. Семейная психология : учеб. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – 3-е изд. – М. : Академический проспект; Екатеринбург : Деловая книга, 2007. – 736 с. с. 478]
Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. А.А Реан называет следующие факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков.
Первый фактор – это уровень протекции – т.е. количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка.
Второй фактор – степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.