Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………………...4
Особенности родительского поведения как предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 4
Дисгармоничные стили семейного воспитания и их признаки 11
Дисгармоничные типы семейного воспитания и их признаки…………...
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………
Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками……………………………
Непослушание и подростковый негативизм как формы сопротивления дисгармоничному родительскому воспитанию……………………………
Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
4) "Не думай" (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать). Например, желая отвлечь ребёнка от травмирующей ситуации, мама отвечает на его вопросы так: "Не думай об этом, забудь", тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами.
5) "Не чувствуй" ( "Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери", "Не сахарный – не растаешь"). Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.
6) "Не достигай успеха" ("Я сам не смог закончить институт, но отказываю себе во всём, чтобы ты смогла получить образование"). Увы, в основе подобных директив лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка.
7) "Не будь лидером" ("Будь как всё", "Ну и зачем ты высовывался, вышло хуже для тебя"). Родители, дающие ребёнку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспокоены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеждению, обречены вызывать у других людей.
8) "Не принадлежи" – её передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребёнке "единственного друга". В общении с ребёнком такие родители могут всячески подчёркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле).
9) "Не будь близким". Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта – в отношениях с одним близким человеком. Родители, передающие эту директиву, внушают тем самым ребёнку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, "что любая близость опасна".
10) "Не делай" – то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают её ребёнку, говоря: "Не делай сам, подожди меня". Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что действуют по инерции родительской директивы.
11) "Не будь самим собой". Выражается в выражениях типа "Почему Вася это может, а ты нет?", "Стремись к идеалу"; бывает также , что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы – вызвать неудовлетворённость своим нынешним состояние и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи постоянно неудовлетворённым и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.
12) "Не чувствуй себя хорошо" ("Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на 5"). Ребёнок, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.
Следование директивам помогает зависимому ребёнку приспособиться к требованиям больших и свободных людей (которые решают свои собственные проблемы). Практически воспитывать ребёнка, избегая директив, не очень-то и возможно – для этого требуется как минимум принципиально иной уровень психологической и педагогической грамотности, нежели имеющийся у среднего обывателя, а как максимум – семейная пара, решившая свои личные проблемы и свободная от создания новых[Слободчиков, И.М. Воспитание как стиль : мера весов / И.М. Слободчиков // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. – № 2. – С. 85-96 с.95].
Самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви. Рассматривая ребенка как личную и частную собственность, такие родители могут либо чрезмерно опекать его, стремясь немедленно удовлетворять любую прихоть, либо постоянно наказывать, испытывая на нем самые жестокие средства воздействия, либо всяческими способами уклонятся от воспитания, предоставляя ребенку полную свободу. При этом они могут искренне верить в то, что делают это исключительно для его же блага, помогают ему в жизненном становлении. Осознание ошибок может прийти очень поздно, когда исправить что-либо в деформированной личности ребенка бывает невозможно[ Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи : кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с. с. 185].
Семейное
воспитание играет огромную роль в
развитии ребенка как личности. Говоря
иначе, это основа будущего. Если эту
основу заложить неправильно, могут произойти
серьезные, чаще всего непоправимые последствия.
Все родители воспитывают детей в меру
своего умения и понимания жизни, редко
задумываясь о том, почему в определенных
ситуациях поступают так, а не иначе. Не
у всех родителей сформирована педагогическая
культуры и вследствие этого они допускают
ошибки в воспитании. Различных классификаций
к проблеме ошибок в семейном воспитании
достаточно много. Однако наиболее общие
ошибки это: конфликтная ситуация между
родителями – различные подходы к воспитанию детей;
неумение пользоваться поощрениями и
наказаниями; подавление личности ребенка;
отсутствие цели воспитания; незнание
возрастных особенностей детей. Очень
часто родители неосознанно проецируют
(переносят) свои проблемы на ребенка.
Они обвиняют ребенка в своих неудачах,
в том, что присуще им самим, т.е. они видят
недостатки у ребенка, но не осознают,
что ребенок научился им именно у него,
взрослого.
2.2
Непослушание и подростковый
негативизм как формы
сопротивления дисгармоничному
родительскому воспитанию
Чувство взрослости, возникающее в подростковом возрасте, не позволяет им всегда и во всем слушать родителей. А когда родительское воспитание носит дисгармоничный характер, сопротивление подростка возрастает. Каждый удар по самолюбию, каждый конфликт с подростком обостряет его сопротивление родительской воле [ Верницкая Н.Н. Трудный ребенок / Н.Н. Верницкая. – Минск : Нар. асвета, 1989. – 128 с. с. 105].
Причин непослушания подростка довольно много. Это может быть связано и с гормональными изменениями, и с генетической предрасположенностью и с попыткой самоутвердится, но чаще всего – это непонимание со стороны родителей и попытки противостоять неправильному воспитанию.
Непослушание – форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.
Ш а л о с т ь – краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, забава или проделка в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим. Шалость следует отличать от явно хулиганских поступков. Шалость, даже самая безудержная, не содержит злого умысла. Но способность к нему может развиваться, если оставлять шалости без внимания.
О з о р с т в о тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя. Шалость и озорство не сильно присущи подростковому возрасту. Для данного возраста наиболее частой формой непослушания является проступок.
П р о с т у п о к – это уже социально опасное явление. Это всегда намеренное нарушение требований взрослых если и без злого умысла если и без злого умысла, то с пониманием того, что поступок плох. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением. Подобные суждения ошибочны, потому что проступки есть ни что иное, как внешняя форма проявления тех отрицательных черт характера, которые свидетельствуют об определенных деформациях личности. Поэтому родители не должны оставлять без внимания проступки детей [ Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи : кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с. с. 217].
Вследствие неправильного воспитания в семье возникают ошибки в поведении детей. В подростковом возрасте ошибки в поведении проявляются в слепом копировании поступков взрослых, неумении действовать самостоятельно, преждевременном взрослении. Отсюда типичные недостатки поведения подростков – драчливость, грубость, невыдержанность, активно отрицательное отношение к учению, негативизм, обособленность, замкнутость, конфликтные отношения с окружающими. При повышенной критичности подростка усиливается его восприимчивость к отрицательным влияниям. В силу отражательной природы психики и возрастных особенностей именно в подростковом возрасте появление недостатков в поведении – процесс естественный и неизбежный. Если на эти недостатки накладываются еще и ошибки воспитания, то это порождает отрицательные свойства характера[ Работа с трудными детьми: книга для учителя / А. И. Кочетов, Н.И. Верницкая. – М. : Просвещение, 1986. – 186 с. с. 12].
Немало проблем порождает такая форма детского поведения, как негативизм.
Негативизм ( от лат. negatives – отрицательный) – один из симптомов некоторых психических заболеваний, выражающийся в противодействии всякому вмешательству извне [ Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 368с. с. 167].
Негативизм возникает как форма протеста ребенка против реально существующего неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Негативизм может выражаться пассивно (отказом от действия) и активно (поступками "наоборот"). Негативизм бывает эпизодическим или устойчивым, который постепенно становится чертой характера. У подростка негативные формы поведения отражают потребность в самоутверждении. Негативизм может проявляться и как протест против несправедливости взрослых, как реакция на обиду. К числу наиболее распространенных причин негативизма относятся прежде всего педагогические ошибки родителей, неуважительное отношение к личности ребенка. Предъявляя требования к ребенку, родители не всегда учитывают его психическое состояние: перегруженность впечатлениями, переутомление, эффективные переживания, вызывающие заторможенность. Негативное поведение возникает на почве эмоционального неблагополучия, поэтому негативизм не может быть устранен жестким требованием и наказанием.
Дети с указанными признаками поведения, часто спорят со взрослыми, теряют терпение, бранятся, сердятся, возмущаются и легко раздражаются другими. Они часто не выполняют просьб и требований других и специально раздражают их. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Названные нарушения почти всегда проявляется дома и в школе при взаимодействии с родителями, другими взрослыми или сверстниками, которых ребенок хорошо знает.
Следует отметить, что у мальчиков не выявлено непосредственных связей между указанными выше параметрами. Обнаружена опосредованная связь – негативизм возникает у мальчиков с депрессивными тенденциями, которые воспитывались в атмосфере повышенной моральной ответственности. Такой стиль характеризуется эмоциональным равнодушием родителей, игнорированием детских потребностей и вседозволенностью, причем родители ожидают и требуют от подростка результатов гораздо больших, чем он в состоянии достичь.
У девочек негативизм вызывается жестким обращением. Отличительной особенностью данного стиля является полное ограничение свободы и самостоятельности подростка (ситуация «все нельзя»). При такой ситуации у подростков появляется реакция эмансипации, т.е. сильная потребность в освобождении от контроля и опеки родителей с целью получения самоутверждения и независимости. В связи с чем подростки, удовлетворяя эти потребности, проявляют непослушание, игнорируют мнение и распоряжения взрослых, стремятся к независимому образу жизни, саботируют существующие порядки и традиции [Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. – Мн.: НИО, 1997. – 198 с.].
Существуют следующие формы проявления негативизма: капризы, упрямство, своеволие.
К а п р и з ы – особенность поведения ребенка, выражающаяся в целесообразных и неразумных действиях, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне капризы проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче: это бурные проявления гнева и злости. Нервная реакция взрослых на капризы детей – наиболее частая причина, из-за которой они повторяются. Капризный ребенок своими командами и капризами утверждает себя. Капризы могут носить характер случайных, эпизодических проявлений, но нередко закрепляются и превращаются в привычную форму поведения ребенка, выражающуюся в агрессивности и плаче. Они становятся отрицательной чертой личности. В тенденции к капризам в известной мере сказываются некоторые возрастные особенности детей (неокрепшая нервная система, слабая воля, эмоциональная возбужденность). Однако основная причина капризов – неправильное воспитание.
Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений. Иногда они обусловливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы — это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»). Главная причина возникновения капризов — неправильное воспитание/Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребенка не развивают его волю, а наоборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым[Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002, 332 с. с.156]