Дисгароничные стили и типы семейного воспитания и их влияние на поведенчиские девиации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


1 ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………………...4


Особенности родительского поведения как предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 4


Дисгармоничные стили семейного воспитания и их признаки 11


Дисгармоничные типы семейного воспитания и их признаки…………...


ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………


Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками……………………………


Непослушание и подростковый негативизм как формы сопротивления дисгармоничному родительскому воспитанию……………………………


Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания………………………………….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 139.90 Кб (Скачать)

     Капризы могут возникнуть в ответ на слишком  потакающие действия взрослых, на их противоречивые требованиях, на чрезмерно строгие  меры, которые применяются. Также  капризы могут свидетельствовать  о фрустрации потребностей ребенка (в любви, внимании, автономии) или об эмоциональной травме.

     У п р я м с т в о – это и психическое состояние, и отрицательная черта поведения ребенка, выражающаяся в необоснованном  и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям других людей, вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Упрямство бывает стойким и ситуативным. Упрямство в слабой форме – это всего лишь особенность поведения, которую нетрудно исправить, а в устойчивых формах оно является чертой характера. В подростковом возрасте стремясь к реальной самостоятельности и независимости, подросток жаждет противодействовать чужой воле, непременно настоять на своем, не разобравшись кто прав, а кто нет. Причина упрямства, как складывающейся черты характера и как формы поведения связана прежде всего с неправильным воспитанием. Чаще всего упрямство – это привычная форма поведения избалованного ребенка, выросшего в атмосфере неразумной любви, захваливания, отсутствия требовательности со стороны взрослых, привыкшего к тому, что все его желания, прихоти бесприкословно выполняются. Но упрямство может быть и формой протеста ребенка, выражением недовольства, необоснованным подавлением его развивающейся самостоятельности и инициативы, чрезмерно строгим режимом, муштрой, множеством необоснованных запретов, несправедливостью взрослых. Кроме того, упрямство может быть следствием подражания соответствующему поведению родителей. Упрямство, если своевременно не обратить на него внимания и не принять меры к его преодолению, может стать чертой характера [ Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи : кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.   с. 217]. В подростковом возрасте чувство взрослости не позволяет подростку всегда и во всем слушать родителей: формируется ложное убеждение в том, что товарищи засмеют. А их мнение в этот период важнее мнения родителей. С этим не могут примерится многие папы и мамы. Но это тоже потребности роста и необходимый элемент психики.

     Упрямство – одно из ранних проявлений нарушения  поведения. В клинической психологии упрямство связывается с внушаемостью. Она, по убеждению психотерапевта В.Леви, – важнейшее человеческое качество, «ворота души»: открытость другому, способность верить. Детская внушаемость сохраняется и у взрослого, хотя и претерпевает серьезные изменения, переходит на новые уровни. Благодаря внушаемости ребенок трансформируется в социуме, делается человеком своего времени и своего места.

     Внушаемость и упрямство – явления, рядом  находящиеся. Ребенок часто сопротивляется внушениям, но природа этого сопротивления может быть различной. Обострение упрямства приходится на подростковый кризис, период гормональной бури, когда максимальными становятся и внушаемость, и антивнушаемость. Подросток бурно стремится узнать мир и себя, примерить новые роли, испытать невероятное, проверить известное. Ему нужны трудности и ошибки, он хочет сам делать свою судьбу, но и понять себя. Становится настоятельной потребность в уважении, доверии, принятии, любви. Нарастает потребность защитить себя от внушающих воздействий ближайшего окружения. В этот период подросток меняется, претерпевает изменение его отношения к себе. Открытость, склонность к диалогу и даже потребность в нем сменяются стремлением закрыть свой внутренний мир. В эти периоды дети воспринимают даже, казалось бы, безобидные, нейтральные вопросы, высказывания, замечания как попытку грубого вторжения в их внутренний мир и соответственно реагируют на это. [Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. –  М. : Академия, 2002. –272 с.  с. 88]. Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы [Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений / И. П. Подласый. – M.: Владос, 2002. – 332 с.  с. 155].

     С в о е в о л и е –  разновидность негативизма, отличающаяся от упрямства тем, что его основу составляют прихоть ребенка, его произвол, который бывает разумным и неразумным. Проявляется произвол большей частью как действие, идущее вразрез или не согласующееся с требованиями, советами, указаниями старших. Определенную роль в проявлении своеволия играет неправильное воспитание, эгоизм ребенка потакание его прихотям, непоследовательность в требованиях к нему[ Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи : кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.   с. 217]. Своеволие характеризуется депрессивным эмоциональным состоянием. Его целью является уход от трудностей. Проявляется своеволие как нежелание, неумение понять себя. [Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений / И. П. Подласый. – M.: Владос, 2002. – 332 с.  с. 147].

     Однако  непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой  обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, как следствие недоработок воспитания порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными. Так, непонимание или игнорирование взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям. Он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл. Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами. К сожалению, в школьной и семейной практике часть педагогов и родителей до сих пор в своих рассуждениях и действиях придерживаются «удобной» формулы: подросток — ребенок, и поэтому он должен беспрекословно слушаться учителя, родителей уже потому, что они взрослые. Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы, ставит того в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Например, в некоторых семьях самостоятельность подростков, — понятие весьма относительное. Матери и отцы, сознавая необходимость изменения отношений с растущими детьми, стараются шире вовлекать их в семейные дела, в разнообразный труд, дают им те или иные поручения. Но при этом подростки сами не выбирают дела, не участвуют в его планировании, все строго регламентируется взрослыми. Отсутствует принцип добровольности, дети не привлекаются к обсуждению совершаемых дел, что глушит инициативу, творчество ребят. Ошибка в данном случае заключается в том, что взрослые не учитывают психологических особенностей детей разных возрастов, плохо используют их возможности, в том числе активность, энергию подростков, их стремление к самостоятельности. Предоставить детям самостоятельность, свободу в выборе действия мешает мысль «как бы чего не вышло». Родители создают всевозможные ограничения, надзор. [ Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М. : Институт практической психологии, 1996. – 304 с.  с. 221].

       Постоянный прессинг на личность  подростка вызовет непослушание  и стремление выйти из-под контроля: он перестанет делиться с родителями  своими делами, станет скрывать  свои мысли, и в компании  друзей будет чувствовать себя лучше, чем дома.

     Негативизм  – это лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям; форма протеста против неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников – реально существующего или воспринимаемого как таковое.

     Может проявляться в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчужденности. Однако непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, как следствие недоработок воспитания порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными. Так, непонимание или игнорирование взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям. Он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3 Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания 

     Семья может быть неполной, может быть полной, но с противоречивым воспитанием, подавляющим ребенка, или с "тепличными" условиями. Порой неполная семья  более полезна для ребенка, чем  полная, в которой отец-пьяница терроризирует семью и т.д. Иногда семьи внешне хорошие, но родители чрезмерно заняты собой, своими производственными  делами, мало внимания уделяют ребенку. Это может вызвать дерзкое поведение, "бунт" его ранимой души[ Михеева, Г.В. Подходы к работе с неблагополучными семьями / Г.В. Михеева // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – №7. С. 11-13  с.11].

    Семейные  конфликты и низкая родительская компетентность в вопросах воспитания в подростковый период особенно чревата  необратимыми последствиями отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Одна из главных тенденций подросткового возраста – переориентация социокультурного взаимодействия подростка с родителями, учителями и вообще старшими на ровесников, более или менее равных себе по уровню социализации. В этой связи ведущей деятельностью в подростковый период становится межличностное общение, появляется подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно быстро меняющие друг друга увлечения: интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, телесно-мануальные, накопительские, информативно-манипулятивные [Ваткевич, В.Ю. Проблемы социализации подростков из семей с низким воспитательным потенциалом / В. Ю. Ваткевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. - № 10. – С. 22- 27.  с.24].

    Педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание. Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое в настоящее время нередко проявляется у многих женщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение депривирует психическое развитие детей и чревато разными неприятными последствиями. В том случае, если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям. Американские психологи, исследовавшие условия семейного воспитания детей с нервно-психическими заболеваниями, пришли к выводу, что для этих семей характерно однотипное поведение матерей, которые в отношениях с детьми придерживались принципа жесткого доминирования и тотального контроля, свои браки считали неудачными, проповедовали жертвенное отношение к семье, к детям.   [ Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. М. : Редакционно-издательский центр Консорциума «СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ РОССИИ». – 1994. –   221с. с.154

Информация о работе Дисгароничные стили и типы семейного воспитания и их влияние на поведенчиские девиации подростков