Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………………...4
Особенности родительского поведения как предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 4
Дисгармоничные стили семейного воспитания и их признаки 11
Дисгармоничные типы семейного воспитания и их признаки…………...
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………
Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками……………………………
Непослушание и подростковый негативизм как формы сопротивления дисгармоничному родительскому воспитанию……………………………
Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Третий фактор – воспитательная позиция родителей – т.е. совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих прежде всего самих родителей как субъектов воспитания. [ Реан, А.А. Психология подростка: учебник / А.А.Реан. – СПб : ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2006, - 480 с. С. 237 ].
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. [ Дерклеева, Н. И, Новые родительские собрания : 10 – 11 классы / Н. И. Дерклеева. – М. : ВАКО, 2006. – 208 с. ]
Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывает влияние:
- типы темпераментов родителей, их совместимость;
-
традиции семей, в которых
-
научно-педагогическая
- уровень образования родителей.
По мнению З.В. Баерунас существуют следующие варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения: первый – отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребёнка; второй – высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту; третий – преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка; четвёртый – хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей. [ Степанов, В.Г, Психология трудных школьников : учеб. пособие для учителей и родителей / ]
В классической литературе наиболее часто выделяют следующие стили семейного воспитания: авторитетный, демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный. Первые два стиля являются наиболее благоприятными. Авторитарный, либеральный и индифферентный стили могут приводить к различным нарушениям.
Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. Дети часто бывают тревожны, а потому несчастны.
Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) – образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. По мнению Бомринд, многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль родительского поведения по Маккоби и Мартин, отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает оттого, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению. [ Андреева, Т.В Семейная психология : учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244с. с. 207 ].
Н. И. Дереклеева называет следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.
К дисгармоничным стилям семейного воспитания можно отнести следующие стили:
Попустительский стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые заняты собой и их мало волнует душевное состояние ребёнка, его потребности и запросы. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Такие дети могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Они не требовательны к себе, но требовательны к другим. Дети конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Родители, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребёнку. Они стараются все время подчеркивать достоинства своего ребенка, даже к недостаткам относятся с любовью и умилением.
Состязательный стиль семейного воспитания. При данном стиле воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Родители очень любят хвастаться достижениями своих детей, что приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества ребенка. В результате такого воспитания формируется поисковый социально-психологический тип личности. Дети могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству или в том случае, если у них что-либо не получается. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей.
Предупредительный стиль семейного воспитания. В процессе данного стиля воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности. Одной из причин предупредительного стиля воспитания может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей. Ребенок в такой семье практически лишён активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно. Родители всё возможно и даже невозможное, чтобы их ребенок не испытывал никаких трудностей. Главные отличительные черты детей инфантильного типа личности – несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны.
Контролирующий стиль семейного воспитания. Родители строго регламентируют и контролируют деятельность ребенка. Они достаточно активно используют методы наказания. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка. Дети тревожного типа угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Они очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу. В силу того что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными к другим людям. Также у них наблюдается гипертрофированная любовь к себе. [ Дерклеева, Н. И, Новые родительские собрания : 10 – 11 классы / Н. И. Дерклеева. – М. : ВАКО, 2006. – 208 с. ]
Наряду со всем вышесказанным можно выделить ещё те стили родительского поведения, которые отнесены специалистами исключительно к разряду нежелательных ( дети из таких семей часто попадают в "группу риска").
– Попустительско-снисходительный стиль. Родители благодушны, всерьез не реагируют на проблемные моменты в поведении ребенка. Они на придают серьезного значения поведению детей, считая, что оно связанно с возрастом.
– Позиция круговой обороны. Родители строят отношения с подростком по принципу «наш ребенок всегда прав». Они оправдывают ребенка даже если он совершил преступление, обвиняя при этом кого-то другого. Дети в таких семьях обычно отличаются лживостью и жестокостью и трудно поддаются перевопитанию.
– Демонстративный стиль. Родители всем и всюду жалуются на своего подростка, говоря при этом, что прилагают очень много усилий, что бы их ребенок вырос достойным человеком, но все бесполезно. В результате у подростков утрачивается чувство стыдливости и раскаяния за свои поступки, появляется озлобленность по отношению к взрослым.
– Педантично-подозрительный стиль. Родители абсолютно не доверяют своим детям и контролируют во всём.
– Жестко-авторитарный стиль. Злоупотребление родителями физических наказаний. В результате подросток становится боязливым, безвольным, несамостоятельным, а в другом случае – озлобленным и раздражительным.
– Увещевательный стиль. Родители проявляют по отношению к детям полную беспомощность – уговаривают, объясняют, не применяя никаких воздействий и наказаний. Дети в таком случае «садятся родителям на голову» и не воспринимают никаких воздействий со стороны.
– Отстраненно-равнодушный стиль. Родители полностью заняты собой – устройством своей личной жизни, карьеры, а дети предоставлены сами себе. Как следствие дети не хотят бывать дома, способны привязываться к любому постороннему человеку, относится к нему с теплотой и доверием.
– Воспитание по типу «кумир семьи». Родители безоговорочно выполняют любые просьбы и прихоти ребенка. Это приводит к формированию у детей крайнего эгоцентризма и эгоизма.
– Непоследовательный стиль. У родителей возникают резкие эмоциональные перепады по отношению к детям, не хватает выдержки и самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики. Подросток вследствие становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением родителей [ Целуйко, В.М. Психология современной семьи : кн. для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 287 с. С 276].
Многие родители воспринимают детей в семье как подчиненных, как объект обожания или поклонения, или как свое произведение, которое существует для того, чтобы оправдывать ожидания родителей. Ребенок может последовать совету родителей, принять модель их реакции бездоказательно, и это заменит ему собственный недостающий опыт, но только в том случае, если родители пользуются доверием ребенка. Мало требовать от детей уважения и доверия, нужно самим быть с ним честным и заслуживающим доверия. Родители, которые пользуются настоящим уважением и доверием детей служат им примером [ Ивлева, В.В. Семейная психология: учеб. пособие / В.В. Ивлева. – Мн. : Совр. шк., 2006. – 325 с. с 239].
Отклонение
черт характера и поведение детей
формируется в результате отклонений
в семейных отношениях и воспитании. Семейное
воспитание достаточно сложное и противоречивое
явление. Наиболее типичные тактики поведения
родителей по отношению к детям отражаются
в различных стилях воспитания. Гармоничные
стили воспитания способствуют нормальному
психологическому развитию личности,
а в результате дисгармоничных стилей
воспитания у детей могут формироваться
различные нарушения (эмоциональные, поведенческие).
Да в чистом виде стили семейного воспитания
встречаются не так и часто, но и не так
и редко, просто это не всегда разглядишь.
Зато всегда очень хороши последствия
воспитания, взгляды на жизнь, на людей,
на себя, приоритеты и установки – всё
в человеке есть, и всё это закладывали
родители на протяжении всего воспитательного
процесса, руководствуясь своими принципами
и мотивами.
Вне семьи невозможно полноценно воспитать человека, но не всегда условия воспитания в семье способствуют благоприятному развитию ребенка. [с.90].
Ролевая структура в гармоничной семье должна быть целостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается, и прежде всего отмечается нарушение позиции ребенка.
Например, ребенок выполняет следующие роли:
– «любимчик» (по выражению Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса – «расширение сферы родительских чувств») – чрезмерная концентрация на ребенке; возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения почему-либо не удовлетворяют родителей или отсутствуют (развод, смерть одного из супругов). Появляется стремление отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь».