Дисгароничные стили и типы семейного воспитания и их влияние на поведенчиские девиации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


1 ДИСГАРМОНИЧНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАКСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………………...4


Особенности родительского поведения как предпосылка формирования стилей и типов семейного воспитания 4


Дисгармоничные стили семейного воспитания и их признаки 11


Дисгармоничные типы семейного воспитания и их признаки…………...


ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ДИСГАРМОНИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………


Некомпетентность и педагогические ошибки родителей во взаимоотношениях с подростками……………………………


Непослушание и подростковый негативизм как формы сопротивления дисгармоничному родительскому воспитанию……………………………


Девиантно-делинквентные и криминальные действия и поступки подростков в аспекте семейного воспитания………………………………….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 139.90 Кб (Скачать)

     7. "Наполеоновские планы". "Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволяю ему упустить шанс". Цель — образование любой ценой, даже если он этого не хочет.

     8. Недостаток ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.

     9. Перепады настроения родителей. Из-за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».

     10. Слишком мало времени на воспитание. "К сожалению, у меня совсем нет времени", — так говорят своему ребенку собственные родители, забывая главное, надо и время для него найти. [ Сухарь, Е.А. Ошибки семейного воспитания / Е.А. Сухарь // Воспитание школьников.  – 2005. –  № 3. – С. 46-48. С. 46 ].

      И. В. Гребенников говорит о том, что ошибки родителей условно  можно подразделить на две группы: первая – неправильное представление и действие отцов и матерей, связанные с влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера; вторая – неправильные представления и поступки родителей, связанные с целенаправленным воздействием на формирование личности школьника.

      К числу наиболее серьезных и типичных ошибок в семейном воспитании относится недооценка роли личного примера  родителей, единства предъявляемых к ребенку требований, недостаточное внимание к организации жизни детей в семье. Не менее пагубно на формировании личности детей в семье отражается перекладывание ответственности за воспитание детей на ясли, детсад, школу; отстранение детей от посильного домашнего труда; неумение пользоваться поощрениями и наказаниями; применение физических наказаний; отсутствие такта в отношениях  ребенком; ссоры родителей в присутствии детей; неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы); переоценка родителями своих воспитательных возможностей; неоправданная идеализация своих детей; равнодушие к детям; материальная избалованность; отсутствие требовательности, оправдание чему видится родителям в том, что родился слабеньким (хоть сейчас и опережает сверстников по физическому развитию), что трудное детство было у отца с матерью пусть единственный ребенок живет лучше нас – без забот и печали); проявление чрезмерного родительского честолюбия.

      Большинство ошибок отрицательно воздействуют на формирование и подростков трудолюбия, коллективизма, инициативности, дисциплинированности, ответственности, честности, требовательности к себе и других качеств личности  [ Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. : И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М. :  Политиздат, – 1990, – 319 с.   с. 261].

      Л. Смагина выделяет следующие ошибки семейного воспитания:

      Родительские  ножницы или расхождения в требованиях взрослых. Когда, например, мать разрешает то, что запрещает отец, бабушка позволяет все, а дедушка – ничего, то ребенок полностью теряет ориентацию. Итогом бывает установка: "когда все нельзя, тогда все можно". Поэтому ребенок точно должен знать, что нельзя и почему, и где можно, а где нельзя.

      Диктат, подавление личности ребенка. Многие взрослые считают себя абсолютным авторитетом для ребенка: только они знают что хорошо, а что плохо, что делать в каждую минуту, и постоянно контролируют детей. А потом родители жалуются на несообразительность, несобранность подростка.

      Запаздывание в восприятии нового уровня развития ребенка. В результате родители не принимают во внимание потребности взрослеющего ребенка, приписывают его поступкам несуществующие мотивы и по ним выносят суждения. И тогда взрослые и дети смотрят на одни и те же вещи, говорят вроде бы на одном и том же языке, но не понимают друг друга. Родителям надо знать, что дети живут не только в соответствие с нормами взрослых, но и требованиями, которые сложились внутри класса, группы.

      Концентрация  внимания на исправлении недостатков вместо формирования желаемых качеств и умений. Всегда легче строить, чем перестраивать, проще приучать к труду, чем потом бороться с ленью, прививать щедрость, а не искоренять жадность.

      Родители  стремятся сразу отреагировать на какие-то нежелательные действия ребенка или на полученные им сведения, находясь в состоянии возбуждения. При этом взрослые не успевают проанализировать ситуацию или даже допустить мысль, что он был прав. Многие родители отвергают саму мысль о том, чтобы признать перед ребенком свою вину. Якобы в глазах детей взрослые должны выглядеть безупречными.

      Многим  родителям свойственно стремление к подгонке ребенка под некий  стереотип, идеализированное представление о том, каким он должен быть. А то не совпадает с образцом: у него что-то лишнее, чего-то не хватает. Самое правильное – принимать детей таким, каковы они есть. [Смагина, Л.  Азы семейной педагогики / Л. Смагина // Пралеска. – 2006. № 11. – С. 57-64  с.63].

      По  мнению Н.Н. Учаева, существуют следующие  ошибки семейного воспитания.

     Двойственность  родительского воспитания и отношения: еще невзрослый, но уже не ребенок.  Родителей раздражает "неопрятность", неаккуратность", "нежелание следить за собой". В результате положительные качества подростка не видятся или недооцениваются, зато недостатки, скорее несовершенства, выглядят чуть ли не сложившимися пороками. Сочетание сверхтребовательности, ориентации на эталон "идеального ребенка" с эмоционально холодным, отвергающим отношением.

     Излишняя  близость, сверхзабота, перерастающей иной раз в известный принцип "жить за ребенка". Одна из причин психологической слепоты родителей может крыться в их бессознательном стремлении сохранить ту эмоциональную близость с ребенком, которой характеризуются отношения матери и ребенка в раннем детстве. Нередко, в силу определенных жизненных обстоятельств мать видит в ребенке единственное близкое существо или отец считает, что сын призван стать его вторым "Я". Пример родителей, конечно, одно из сильнейших средств воспитания, однако вряд ли разумно требовать от ребенка тотального подражания одному из родителей. Сделав из себя идеальный эталон для воспроизведения, такие родители вытесняют из своего сознания тот факт, что сами они далеки от совершенства [ Учаева, Н.Н. Взрослые и дети: типичные ошибки семейного воспитания / Н.Н. Усачева // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – № 5. – С. 28-30.   с. 28].

     И.М. Слободчиков в своей статье "Воспитание как стиль: мера весов" говорит об ошибках воспитания, вызванных мотивацией родителей.

     Воспитание  и потребность  в эмоциональном  контакте. Может случится так, что цель воспитания ребенка оказывается именно в удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга, чем сокращают круг общения подростка. Естественно, подросток начинает бунтовать  против такого отношения к себе.

     Воспитание  и потребность  смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Родители, считают себя счастливыми только тогда, когда они нужны. Ярким примером тому служит мама, не желающая выпускать отрока из-под своей опеки. В результате он получает необходимое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына мама преследует с поразительным упорством. Вред самопожертвования для ребенка очевиден.

     Воспитание  и потребность  достижения. Цель воспитания может состоять в том, чтобы добиться того, что не удавалось родителям из-за отсутствия необходимых условий или потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Интересы, способности, возможности ребенка не принимаются во внимание. Ребенок становится перед выбором. Он может принять чуждые для себя идеалы, что бы обеспечить чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, который скорее всего закончится полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей и в результате возникают глубокие конфликты между ребенком и родителями.

     Воспитание  как реализация определенной системы. В некоторых семьях цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой, в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Такие родители относительно невнимательны к индивидуальности психического мира ребенка.

     Воспитание как формирование определенных качеств.Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми. Ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами и т.п. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формирование у ребёнка черт противоположного пола, подспудное убеждение его в том, что такой, какой он есть, ребёнок не нужен и т.д. У ребенка возникает убеждение в том, что такой, какой он есть, ребенок им не нужен.

    Регулирующее  воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитее, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход [ Слободчиков, И.М. Воспитание как стиль : мера весов / И.М. Слободчиков // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. – № 2. – С. 85-96  с.92].

    Е.В. Антипова выделяет следующие наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании:

    1) отсутствие цели воспитания ребенка  с детства;

    2) отсутствие между родителями  согласованности в вопросах воспитания;

    3) сосредоточенность на улучшении  материально-бытовых условий семьи (это, как правило, ведет к тому, что родители придают второстепенное значение воспитанию ребенка, считая, что у него должно быть все, чего не было у них самих в детстве);

    4) неблагоприятные экологические  условия, когда многие дети  страдают серьёзными заболеваниями,  и родители, боясь ухудшить состояние  здоровья ребенка, не предъявляют  к нему необходимых требований. [Антипова, Е. В. Воспитательный потенциал современной семьи / Е.В. Антипова // Праблемы выхавання, – 2006. – № 6. – С. 13 – 18.]

    Родительское внушение, программирование принято называть “родительскими директивами”. Наиболее типичные из этих директив:

      1) "Не живи" ("Мне не нужна такая плохая девочка"). Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребёнком посредством возбуждения в нём хронического чувства вины, связанного с фактом самого его присутствия в жизни родителя. Взрослый как бы заставляет ребёнка поверить в его (ребёнка) ответственность за нерешённые задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, при том за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию.

     2) "Не будь ребёнком" ("Пора  тебе думать своей головой", "Ну ты же не маленький, чтобы..."). Такая директива достаётся единственным или старшим детям и соединена с подавлением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.

     3) "Не расти" ("Ты ещё мала, чтобы краситься", "Мама тебя никогда не бросит", "Не торопись взрослеть"). Чаще всего достаётся младшим или единственным детям. Такую директиву ребёнку дают родители, боящиеся взросления своего ребёнка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит их опять лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.

Информация о работе Дисгароничные стили и типы семейного воспитания и их влияние на поведенчиские девиации подростков