Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;

3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

5. Выявить эффективность предлагаемой программы

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

1.1. Детско-родительских отношений как

предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9

1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12

1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29

2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37

Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47

3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60

3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66

Заключение……………………………………………………………….…74

Литература…………………………………………………………………..76

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

     – для развития умения устанавливать  контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию;

     – для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребёнку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у неё настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как её можно развеселить»;

     - для развития у детей чувства  эмпатии используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: «Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями?»

     Предложите  детям самим сочинить сказку:

     а) «сказка по-новому» – за основу берётся старая сказка, но детям предлагается наделить героев противоположными качествами (лиса становится послушной; заяц хитрым…);

     б) «салат из сказок» – соединяются  несколько сказок в одну (Кащей  встречает зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка играется с яблочками). Вариантов переплетений может быть множество, главное – не забывать о первых героях;

     в) «сказка – калька» – главные  герои сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства – фантастические, невероятные («лиса и заяц обитают  на летающей тарелке; Золушка живёт в девятиэтажном доме» и т.д.);

     г) «продолжи сказку, придумай ей конец» (если бы петух не выгнал лису из избушки; если бы Иван-Царевич не победил  Кащея; если бы Алёнушка не смогла спасти своего братца и т.п.).  
 

     Заключение

     Детско-родительские отношения являются одним из важнейших факторов развития ребенка, понятие «родительское отношение», по мнению Т.В. Архиреевой и   И.Г. Чесновой, актуально прежде всего применительно к младшему школьному возрасту (7-11 лет).  Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Так, например, Е.О.Смирнов, раскрывая специфику детско-родительских отношений. Она считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка.

     В литературных источниках широко представлены стили семейного воспитания детей  с акцентуациями характера и  психопатиями А. Э. Личко 1983, а также рассмотрен тип родительского отношения, который способствует возникновению той или иной аномалии развития Э.Г. Эйдемиллер 1996, А.И. Захаровым и Г.А. Ковалевым были рассмотрены параметра родительского воспитания, а также приводится ряд подходов к анализу семейных взаимоотношений (Т.Гордон, 1997). Исследования А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б.Эльконина (1976) и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

     Среди отечественных авторов ведущее  место в разработке проблемы коррекционно-педагогической помощи семьям, имеющим детей с  проблемами в развитии, принадлежит  Т. Н. Волковской. В зарубежной психологии детско-родительских отношений давно изучается проблема восприятия родительского отношения детьми: сначала с позиции психоанализа (А.Фрейд, З.Фрейд).

     Составленная  и проведенная в ходе исследования диагностическая программа по выявлению  особенностей детско-родительских отношений  в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии включала в себя 5 методик направленных на изучение стилей семейного воспитания, степени заботы родителей и изучение отношение детей к родителям. На основе результатов констатирующего этапа диагностического исследования был выявлен ряд негативных показателей, свидетельствующий о нарушении позиции родителей в вопросах воспитания детей: гиперопека, гиперпротекция, инвалидизация, неустойчивость стиля воспитания.

     На  основе полученных данных была составлена и проведена коррекционно-развивающая программа, состоящая из 16 занятий, которые включали  в себя элементы тренинга, сюжетно-ролевые игры, беседы в кругу, семинары и лекции, анкетирование участников, индивидуальную и групповую рефлексию, дискуссии и диалоги, разбор конфликтных ситуаций т.д. Применённые в ходе тренинговых занятиях технологии были, во-первых, личностно ориентированный характер, во-вторых, имели диалогическое основание, в-третьих, носили рефлексивный характер.

     Сравнительный анализ полученных результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования дает возможность говорить о положительной динамике в уменьшении многих отрицательных показателей в воспитании и отношении, как к родителям, так и к детям.

     Мы  предполагаем, что для закрепления  положительной динамики детско-родительских отношений и последующей их оптимизации, необходимо проводить дальнейшую работу по данной проблеме учитывая описанные выше рекомендации. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, а также при планировании обучающих, развивающих тренинговых программ для родителей, способствующих их личностному росту.

     Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась. 

    Список используемой литературы:

  1. Андреева, Т.В. Семейная психология [Текст] / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
  2. Архиреева, Т.В. Становление критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста [Текст] / Т. В. Архиреева // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 29-37.
  3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие / Л.Н. Блинова. – М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002. –136 с.
  4. Божович,  Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]  / Л. И. Божович. - 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 352 с.
  5. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст] : краткий лекционный курс / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001 - с. 36 - 63.
  6. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А.Власова, М.С Певзнер. – М.: Издательский центр «Академия», 1973.-464 с.
  7. Волковская, Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения [Текст]  / Т.Н. Волконская //Дефектология.- 1994. – №4.– с.66-72.
  8. Выгодский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] : учебное пособие / Л.С. Выгодский. -  М.: Союз, 2006г - 224 с.
  9. Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2003г – 512 с.
  10. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] : деловая книга / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург:, 2000г.
  11. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] : учебное пособие / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2005г – 176с.
  12. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст] : учебное пособие / В.Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 2001.- 320с.
  13. Дьяченко, М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь- справочник [Текст] / М.И Дьяченко, Л.А. Кандыбович.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 567с.
  14. Ильин, В.А. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни [Текст] / В.А. Ильин. - М.: Класс, 2002г – 208с.
  15. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основа семейного консультирования [Текст] : учебное пособие / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005г – 320с
  16. Кашапов, Р.Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. [Текст] / Р.Р. Кашапов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003г.
  17. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. – 160с.
  18. 17. Корсини,  Р., А. Ауэрбаха. Психологическая энциклопедия [Текст] / Р. Корсини, А. Ауэрбах. - СПб.: Питер, 2003г –   1096 с.
  19. Кошкарова, Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений [Текст] / Т.А. Кошкарова// Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.
  20. Крючева, Я.В. Решение проблем детей с ЗПР через работу с родителями [Текст] / Я.В. Крючева// Потенциал личности: комплексная проблема. Материалы второй Всероссийской Internet-конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им Г. Р. Державина, 2003. С. 44-47.
  21. Крючева, Я.В. Семинар для родителей, имеющих детей с ЗПР [Текст] / Я.В. Крючева// Наука. Техника. Инновации. Материалы докладов региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Часть 5. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002.
  22. Крючева, Я.В. Семья глазами ребенка с ЗПР [Текст] / Я.В. Крючева// Образование в 21 веке. Материалы всероссийской научной заочной конференции. Тверь: ООО «Буквица» г. Тверь, 2003.
  23. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
  24. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по общей психологии [Текст] / А.Ф. Лазурский// Программа исследования личности. - СПб.: Алетейя, 2001 г - 192 с.
  25. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] : учебное пособие / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2007 – 592с
  26. Марковская, И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская// Журнал практического психолога.- 2000.- №3.- с.51-5
  27. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская. – СПб.:Изд-во Речь.2002.–160с.
  28. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания [Текст] / В.М. Минияров. – Москва-Воронеж.: Изд-во НПО МОДЭК,2000.–256с.
  29. Мишина, Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы дефектолога с семьёй, воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушением психофизического развития - методические рекомендации [Текст] : Г.А. Мишина// Дефектология.- 2001.-№1.-с.7 – 14.
  30. Монахова, А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия[Текст] / А.Ю. Монахова - Ярославль: , 2002.
  31. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999г – 456с.
  32. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] : Учебник для студентов ВУЗов / В.С. Мухин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
  33. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] : Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ МОДЭК, 2004г – 400 с.
  34. Никашина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В.Б. Никашина. - М.:Владос, 2003. – 128с.
  35. Никулина, В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка [Текст] / В.Д. Никулина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, №4. С.40-48.
  36. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова.- М.: Изд-во института психотерапии, 2003.- 240с.
  37. Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст] : тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002. – 160с.
  38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] /  под ред. Силяевой Е.Г. - М.: Академия, 2002г – 192 с.
  39. Психология человека от рождения до смерти [Текст] /  под ред. Реана А.А. - СПб.: Прайм-еврознак, 2002г – 656 с.
  40. Разина, Н.Р. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений [Текст] / Н.Р. Разина// Вопросы психологии. – 2000. -№5.-с.23 - 29.
  41. Разумова, А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей [Текст] / А.В. Разумова // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.
  42. Райгородский, Д.Я. Психология семьи [Текст] :  учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики/ Д.Я. Райгородский. -  Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000 – 752с.
  43. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов. – М.,2004.
  44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн. - Питер, 2000г – 720с
  45. Савина, Е.А., Смирнова Е.О. Родители и дети:  психология взаимоотношений [Текст] / Е.А Савина, Е.О. Смирнова. - М.: Когито-Центр, 2003г – 230 с.
  46. Сатир, В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту [Текст] / В. Сатир.- М., 2000.
  47. Селивёрстова, Н.Я. Психодиагностика ребёнка: за и против [Текст] / Н.Я. Селивёрстова // Вопросы психологии.- 2000.- №3.- с.14-18.
  48. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н.Ю. Синягина. - М., 2001.- 118с.
  49. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 2002
  50. Смирнова, Е.О., Соколова, М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка [Текст] / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова// Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.102-108с.
  51. Смирнова, Е.О., Быкова, М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения [Текст] /  Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии.- 2000.- №3.- с.3- 9.
  52. Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А. Спиваковская. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
  53. Спогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Смирнова. - М.: Аспект Пресс, 2005г – 460с.
  54. Столин, В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики [Текст] / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга// Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1999.- №3.- с.16-37.
  55. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков [Текст] : справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.
  56. Фридман, И.К. О контакте родителей с детьми [Текст] / И.К. Фридман// Вопросы психологии.- 1990.- №1.- с.93-99.
  57. Хрестоматия по детской психологии [Текст] :  Учебное пособие для студентов/ сост. и ред. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.
  58. Цпоркина, И.В., Кабанова Е.А. Домашняя дипломатия или как установить отношения между родителями и детьми [Текст] / И.В. Цпоркина, Е.А. Кабанова. -  М.: АСТ–пресс книга, 2006г – 304 с.
  59. Шапиро, А.З. Психолого – гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений [Текст] / А.З. Шапиро// Вопросы психологии.- 1994.- №4.- с.45-46.
  60. Шейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст] / Л.Д. Шейдер. - М.: Академический проект, 2006г –  768 с.
  61. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. -  СПб., 1999.
  62. Ягодина, Л.А. Совместная семейная игровая терапия в условиях детского сада [Текст] / Л.А. Ягодина // Психолог в детском саду.- 2003.- №3.- с.118-124.
  63. http://www.psyparents.ru/index.php?view=links
  64. http://www.koob.ru/psychology/
  65. http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=3&page=1
  66. http://testoteka.narod.ru/dro/0.html
  67. http://www.psypodderjka.ru/content/view/32/

Информация о работе Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии