–
для развития умения устанавливать
контакт с собеседником предложите
детям игровую ситуацию;
–
для развития умения понимать настроение
и чувства другого предложите
ребёнку понаблюдать за кем-либо из родственников,
например: «Посмотри внимательно на маму.
Как ты думаешь, какое у неё настроение?
(Грустное.) Давай придумаем, как её можно
развеселить»;
-
для развития у детей чувства
эмпатии используйте сюжеты сказок.
Попытайтесь узнать у детей: «Что хорошего
в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови.
Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие?
Что хорошего может произойти со сказочными
героями?»
Предложите
детям самим сочинить сказку:
а)
«сказка по-новому» – за основу
берётся старая сказка, но детям предлагается
наделить героев противоположными качествами
(лиса становится послушной; заяц хитрым…);
б)
«салат из сказок» – соединяются
несколько сказок в одну (Кащей
встречает зайчика и отправляется
в избушку к Бабе Яге, где Иванушка
играется с яблочками). Вариантов переплетений
может быть множество, главное – не забывать
о первых героях;
в)
«сказка – калька» – главные
герои сказки остаются, но попадают
в другие обстоятельства – фантастические,
невероятные («лиса и заяц обитают
на летающей тарелке; Золушка живёт в девятиэтажном
доме» и т.д.);
г)
«продолжи сказку, придумай ей конец»
(если бы петух не выгнал лису из избушки;
если бы Иван-Царевич не победил
Кащея; если бы Алёнушка не смогла спасти
своего братца и т.п.).
Заключение
Детско-родительские
отношения являются одним из важнейших
факторов развития ребенка, понятие «родительское
отношение», по мнению Т.В. Архиреевой
и И.Г. Чесновой, актуально прежде
всего применительно к младшему школьному
возрасту (7-11 лет). Детско-родительские
отношения отличаются от всех других видов
межличностных отношений и, в этом смысле,
они достаточно специфичны. Так, например,
Е.О.Смирнов, раскрывая специфику детско-родительских
отношений. Она считает, что, во-первых,
они характеризуются сильной эмоциональной
значимостью, как для ребенка, так и для
родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность
в отношениях родителя и ребенка.
В
литературных источниках широко представлены
стили семейного воспитания детей
с акцентуациями характера и
психопатиями А. Э. Личко 1983, а также рассмотрен
тип родительского отношения, который
способствует возникновению той или иной
аномалии развития Э.Г. Эйдемиллер 1996,
А.И. Захаровым и Г.А. Ковалевым были рассмотрены
параметра родительского воспитания,
а также приводится ряд подходов к анализу
семейных взаимоотношений (Т.Гордон, 1997).
Исследования А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии
(1980), Д.Б.Эльконина (1976) и других показали,
что психическое развитие ребенка определяется
его эмоциональным контактом и особенностями
сотрудничества с родителями.
Среди
отечественных авторов ведущее
место в разработке проблемы коррекционно-педагогической
помощи семьям, имеющим детей с
проблемами в развитии, принадлежит
Т. Н. Волковской. В зарубежной психологии
детско-родительских отношений давно
изучается проблема восприятия родительского
отношения детьми: сначала с позиции психоанализа
(А.Фрейд, З.Фрейд).
Составленная
и проведенная в ходе исследования
диагностическая программа по выявлению
особенностей детско-родительских отношений
в семьях воспитывающих детей с проблемами
в развитии включала в себя 5 методик направленных
на изучение стилей семейного воспитания,
степени заботы родителей и изучение отношение
детей к родителям. На основе результатов
констатирующего этапа диагностического
исследования был выявлен ряд негативных
показателей, свидетельствующий о нарушении
позиции родителей в вопросах воспитания
детей: гиперопека, гиперпротекция, инвалидизация,
неустойчивость стиля воспитания.
На
основе полученных данных была составлена
и проведена коррекционно-развивающая
программа, состоящая из 16 занятий, которые
включали в себя элементы тренинга,
сюжетно-ролевые игры, беседы в кругу,
семинары и лекции, анкетирование участников,
индивидуальную и групповую рефлексию,
дискуссии и диалоги, разбор конфликтных
ситуаций т.д. Применённые в ходе тренинговых
занятиях технологии были, во-первых, личностно
ориентированный характер, во-вторых,
имели диалогическое основание, в-третьих,
носили рефлексивный характер.
Сравнительный
анализ полученных результатов на констатирующем
и контрольном этапах исследования дает
возможность говорить о положительной
динамике в уменьшении многих отрицательных
показателей в воспитании и отношении,
как к родителям, так и к детям.
Мы
предполагаем, что для закрепления
положительной динамики детско-родительских
отношений и последующей их оптимизации,
необходимо проводить дальнейшую работу
по данной проблеме учитывая описанные
выше рекомендации. Кроме того, полученные
данные можно учитывать при разработке
групповых и индивидуальных программ,
направленных на коррекцию детско-родительских
отношений, а также при планировании обучающих,
развивающих тренинговых программ для
родителей, способствующих их личностному
росту.
Таким
образом, цель достигнута, задачи выполнены,
гипотеза подтвердилась.
- Андреева,
Т.В. Семейная психология [Текст] / Т.В. Андреева.
- СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
- Архиреева,
Т.В. Становление критического отношения
к себе у детей младшего школьного возраста
[Текст] / Т. В. Архиреева // Вопросы психологии.
- 2005. - № 3. - С. 29-37.
- Блинова,
Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании
детей с задержкой психического развития
[Текст] : учебное пособие / Л.Н. Блинова.
– М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002. –136 с.
- Божович,
Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]
/ Л. И. Божович. - 2-е изд. М.: Издательство
«Институт практической психологии»,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 352 с.
- Варга, А.Я.
Системная семейная психотерапия [Текст]
: краткий лекционный курс / А.Я. Варга.
- СПб.: Речь, 2001 - с. 36 - 63.
- Власова,
Т.А. О детях с отклонениями в развитии
[Текст] / Т.А.Власова, М.С Певзнер. – М.:
Издательский центр «Академия», 1973.-464
с.
- Волковская,
Т.Н. Возможные способы организации и содержание
работы с родителями в условиях коррекционного
дошкольного учреждения [Текст] / Т.Н.
Волконская //Дефектология.- 1994. – №4.–
с.66-72.
- Выгодский,
Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]
: учебное пособие / Л.С. Выгодский. -
М.: Союз, 2006г - 224 с.
- Гамезо, М.В.,
Петрова Е.А., Орлова Л. Возрастная и педагогическая
психология [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова.
– М.: Педагогическое общество России,
2003г – 512 с.
- Дружинин,
В.Н. Психология семьи [Текст] : деловая
книга / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург:,
2000г.
- Дружинин,
В.Н. Психология семьи [Текст] : учебное
пособие / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2005г
– 176с.
- Дружинин,
В.Н. Экспериментальная психология [Текст]
: учебное пособие / В.Н. Дружинин.- СПб.:
Питер, 2001.- 320с.
- Дьяченко,
М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-
справочник [Текст] / М.И Дьяченко, Л.А. Кандыбович.-
Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 567с.
- Ильин, В.А.
Археология детства: психологические
механизмы семейной жизни [Текст] / В.А.
Ильин. - М.: Класс, 2002г – 208с.
- Карабанова,
О.А. Психология семейных отношений и основа
семейного консультирования [Текст] : учебное
пособие / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики,
2005г – 320с
- Кашапов,
Р.Р. Практическая психология для родителей,
или Педагогика взаимности. [Текст] / Р.Р.
Кашапов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003г.
- Клюева, Н.В.
Психолог и семья: диагностика, консультации,
тренинг [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль:
Академия развития, Академия Холдинг,
2002. – 160с.
- 17. Корсини,
Р., А.
Ауэрбаха. Психологическая энциклопедия
[Текст] / Р. Корсини, А. Ауэрбах. - СПб.: Питер,
2003г – 1096 с.
- Кошкарова,
Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских
отношений [Текст] / Т.А. Кошкарова// Школа
здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.
- Крючева,
Я.В. Решение проблем детей с ЗПР через
работу с родителями [Текст] / Я.В. Крючева//
Потенциал личности: комплексная проблема.
Материалы второй Всероссийской Internet-конференции.
Тамбов: Изд-во ТГУ им Г. Р. Державина, 2003.
С. 44-47.
- Крючева,
Я.В. Семинар для родителей, имеющих детей
с ЗПР [Текст] / Я.В. Крючева// Наука. Техника.
Инновации. Материалы докладов региональной
научной конференции студентов, аспирантов
и молодых ученых. Часть 5. Новосибирск:
Изд-во НГТУ, 2002.
- Крючева,
Я.В. Семья глазами ребенка с ЗПР [Текст]
/ Я.В. Крючева// Образование в 21 веке. Материалы
всероссийской научной заочной конференции.
Тверь: ООО «Буквица» г. Тверь, 2003.
- Куликова,
Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание
[Текст] : Учебник для студ. сред. пед. учеб.
Заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский
центр «Академия», 2000г.
- Лазурский,
А.Ф. Избранные труды по общей психологии
[Текст] / А.Ф. Лазурский// Программа исследования
личности. - СПб.: Алетейя, 2001 г - 192 с.
- Маклаков,
А.Г. Общая психология [Текст] : учебное
пособие / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2007
– 592с
- Марковская,
И.М. Опросник для изучения взаимодействия
родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская//
Журнал практического психолога.- 2000.-
№3.- с.51-5
- Марковская,
И.М. Тренинг взаимодействия родителей
с детьми [Текст] / И.М. Марковская. – СПб.:Изд-во
Речь.2002.–160с.
- Минияров,
В.М. Психология семейного воспитания
[Текст] / В.М. Минияров. – Москва-Воронеж.:
Изд-во НПО МОДЭК,2000.–256с.
- Мишина, Г.А.
Формы организации коррекционно-педагогической
работы дефектолога с семьёй, воспитывающей
ребёнка раннего возраста с нарушением
психофизического развития - методические
рекомендации [Текст] : Г.А. Мишина// Дефектология.-
2001.-№1.-с.7 – 14.
- Монахова,
А.Ю. Психолог и семья: активные методы
взаимодействия[Текст] / А.Ю. Монахова -
Ярославль: , 2002.
- Мухина, В.С.
Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество [Текст]
/ В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999г – 456с.
- Мухина, В.С.
Возрастная психология [Текст] : Учебник
для студентов ВУЗов / В.С. Мухин. – М.: Издательский
центр «Академия», 2007. – 432 с.
- Мясищев,
В.Н. Психология отношений [Текст] : Избранные
психологические труды / В.Н. Мясищев. -
М.: МПСИ МОДЭК, 2004г – 400 с.
- Никашина,
В.Б. Практическая психология в работе
с детьми с задержкой психического развития
[Текст] / В.Б. Никашина. - М.:Владос, 2003. –
128с.
- Никулина,
В.Д. Рекомендации по психокоррекционной
работе с семьями, воспитывающими проблемного
ребенка [Текст] / В.Д. Никулина// Воспитание
и обучение детей с нарушениями развития,
2002, №4. С.40-48.
- Овчарова,
Р.В. Психологическое сопровождение родительства
[Текст] / Р.В. Овчарова.- М.: Изд-во института
психотерапии, 2003.- 240с.
- Панфилова,
М.А. Игротерапия общения [Текст] : тесты
и коррекционные игры / М.А. Панфилова.
– М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002. – 160с.
- Психология
семейных отношений с основами семейного
консультирования [Текст] / под ред.
Силяевой Е.Г. - М.: Академия, 2002г – 192 с.
- Психология
человека от рождения до смерти [Текст]
/ под ред. Реана А.А. - СПб.: Прайм-еврознак,
2002г – 656 с.
- Разина, Н.Р.
Опыт исследования структуры и динамики
родительских отношений [Текст] / Н.Р. Разина//
Вопросы психологии. – 2000. -№5.-с.23 - 29.
- Разумова,
А.В. Стили семейного воспитания и восприятие
родителями своих детей [Текст] / А.В. Разумова
// Вестник Московского университета.-
2000.- №1.- с.88-93.
- Райгородский,
Д.Я. Психология семьи [Текст] : учебное
пособие для факультетов психологии, социологии,
экономики и журналистики/ Д.Я. Райгородский.
- Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000 – 752с.
- Рогов, Е.И.
Настольная книга практического психолога
в образовании [Текст] / Е.И. Рогов. – М.,2004.
- Рубинштейн,
С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.
Рубенштейн. - Питер, 2000г – 720с
- Савина, Е.А.,
Смирнова Е.О. Родители и дети: психология
взаимоотношений [Текст] / Е.А Савина, Е.О.
Смирнова. - М.: Когито-Центр, 2003г – 230 с.
- Сатир, В.
Вы и ваша семья. Руководство по личностному
росту [Текст] / В. Сатир.- М., 2000.
- Селивёрстова,
Н.Я. Психодиагностика ребёнка: за и против
[Текст] / Н.Я. Селивёрстова // Вопросы психологии.-
2000.- №3.- с.14-18.
- Синягина,
Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция
детско-родительских отношений [Текст]
/ Н.Ю. Синягина. - М., 2001.- 118с.
- Слободчиков,
В.И., Исаев, Е.И. Психология человека [Текст]
/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 2002
- Смирнова,
Е.О., Соколова, М.В. Динамика родительского
отношения в онтогенезе ребёнка [Текст]
/ Е.О. Смирнова, М.В. Соколова// Психолог
в детском саду.- 2003.- №4.- с.102-108с.
- Смирнова,
Е.О., Быкова, М.В. Опыт исследования структуры
и динамики родительского отношения [Текст]
/ Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы
психологии.- 2000.- №3.- с.3- 9.
- Спиваковская,
А. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст]
/ А. Спиваковская. – ООО Апрель Пресс,
ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
- Спогова,
Е.Е. Психология развития человека [Текст]
/ Е.Е. Смирнова. - М.: Аспект Пресс, 2005г –
460с.
- Столин,
В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология
развития ребёнка и взаимоотношений родителей
и детей как теоретическая основа консультационной
практики [Текст] / В.В. Столин, Е.Т. Соколова,
А.Я. Варга// Семья в психологической консультации:
Опыт и проблемы психологического консультирования
/ под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. –
1999.- №3.- с.16-37.
- Фридман,
Л.М. Психология детей и подростков [Текст]
: справочник для учителей и воспитателей.
- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.-
480с.
- Фридман,
И.К. О контакте родителей с детьми [Текст]
/ И.К. Фридман// Вопросы психологии.- 1990.-
№1.- с.93-99.
- Хрестоматия
по детской психологии [Текст] : Учебное
пособие для студентов/ сост. и ред. Г.В.
Бурменская.- М.: Институт практической
психологии, 1996.- 264с.
- Цпоркина,
И.В., Кабанова Е.А. Домашняя дипломатия
или как установить отношения между родителями
и детьми [Текст] / И.В. Цпоркина, Е.А. Кабанова.
- М.: АСТ–пресс книга, 2006г – 304 с.
- Шапиро,
А.З. Психолого – гуманистические проблемы
позитивно-негативных внутрисемейных
отношений [Текст] / А.З. Шапиро// Вопросы
психологии.- 1994.- №4.- с.45-46.
- Шейдер,
Л.Б. Семейная психология [Текст] / Л.Д. Шейдер.
- М.: Академический проект, 2006г – 768
с.
- Эйдемиллер,
Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия
семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий.
- СПб., 1999.
- Ягодина,
Л.А. Совместная семейная игровая терапия
в условиях детского сада [Текст] / Л.А.
Ягодина // Психолог в детском саду.- 2003.-
№3.- с.118-124.
- http://www.psyparents.ru/index.php?view=links
- http://www.koob.ru/psychology/
- http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=3&page=1
- http://testoteka.narod.ru/dro/0.html
- http://www.psypodderjka.ru/content/view/32/