Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;
3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии
5. Выявить эффективность предлагаемой программы
Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.
1.1. Детско-родительских отношений как
предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9
1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12
1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21
Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29
2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37
Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47
3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60
3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66
Заключение……………………………………………………………….…74
Литература…………………………………………………………………..76
Тип воспитания | Семья 1 | Семья 2 | Семья 3 | Семья 4 | Семья 5 | Семья 6 | Семья 7 | Семья 8 | Семья 9 |
Гиперпротекция Г+ | _ | + | _ | _ | + | + | + | + | + |
Гипопротекция Г- | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ |
Потворствование У+ | _ | _ | _ | _ | + | _ | _ | _ | + |
Игнорирование потребностей ребенка У– | _ | _ | _ | _ | _ | + | _ | _ | _ |
Чрезмерность требований-обязанностей Т+ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | + | _ |
Недостаточность требований-обязанностей ребенка Т- | _ | _ | _ | _ | _ | _ | + | _ | _ |
Чрезмерность требований-запретов З+ | _ | + | _ | _ | _ | _ | + | _ | _ |
Недостаточность требований-запретов к ребенку З– | _ | _ | + | _ | _ | _ | _ | _ | + |
Чрезмерность санкцийС+ | _ | + | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ |
Минимальность санкций С- | _ | _ | _ | _ | + | + | _ | + | |
Неустойчивость стиля воспитания Н | _ | + | _ | _ | _ | _ | + | + | _ |
Расширение сферы родительских чувств РРЧ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ |
Предпочтение в подростке детских качеств ПДК | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ |
Воспитательная неуверенность родителя ВН | _ | _ | _ | _ | + | _ | + | _ | + |
Фобия утраты ребенка ФУ | _ | _ | + | _ | _ | _ | _ | + | _ |
Неразвитость родительских чувств НРЧ | _ | _ | + | _ | _ | _ | _ | + | _ |
Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств ПНК | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | + | _ |
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания ВК | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | + | _ |
Шкала предпочтения женских качеств - ПЖК | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | + | _ |
Шкала предпочтения мужских качеств - ПМК | _ | + | _ | _ | + | + | + | _ | _ |
Как мы видим из таблицы наиболее выраженные типы воспитания являются Гиперпротекция (Г+), Потворствование (У+), Чрезмерность требований-запретов З+, Минимальность санкций С-, Неустойчивость стиля воспитания Н, Воспитательная неуверенность родителя ВН, Фобия утраты ребенка ФУ, Неразвитость родительских чувств НРЧ.
Гиперпротекция
(шкала Г+). При гиперпротекции родители
уделяют ребенку крайне много
времени, сил и внимания, и воспитание
его стало центральным делом
их жизни. Потворствование (шкала У+).
О потворствовании мы говорим в тех
случаях, когда родители стремятся к максимальному
и некритическому удовлетворению любых
потребностей ребенка или подростка. Они
"балуют" его. Любое его желание для
них – закон. Объясняя необходимость такого
воспитания, родители приводят аргументы,
являющиеся типичной рационализацией
– "слабость ребенка", его исключительность,
желание дать ему то, чего был сам лишен
в свое время родителями, что ребенок растет
без отца и т.д. Типичные высказывания
приведены в шкале У+. При потворствовании
родители бессознательно проецируют на
детей свои ранее неудовлетворенные потребности
и ищут способы заместительного удовлетворения
их за счет воспитательных действий. Чрезмерность
требований-запретов (шкала З+). Такой подход
может лежать в основе типа негармонического
воспитания "доминирующая гиперпротекция".
В этой ситуации ребенку "все нельзя".
Ему предъявляется огромное количество
требований, ограничивающих его свободу
и самостоятельность. У стеничных детей
и подростков такое воспитание форсирует
возникновение реакций оппозиции и эмансипации,
у менее стеничных предопределяет развитие
черт сенситивной и тревожно-мнительной
(психастенической) акцентуаций. Минимальность
санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают
обходиться либо вовсе без наказаний,
либо применяют их крайне редко. Они уповают
на поощрения, сомневаются в результативности
любых наказаний. Неустойчивость стиля
воспитания (шкала Н). Под таким воспитанием
мы понимаем резкую смену стиля приемов,
представляющих собой переход от очень
строгого к либеральному и затем, наоборот,
переход от значительного внимания к ребенку
к эмоциональному отвержению его родителями.
Воспитательная неуверенность родителя
(шкала ВН). Обусловливаемое нарушение
воспитания - потворствующая гиперпротекция,
либо просто пониженный уровень требований.
Воспитательную неуверенность родителя
можно было бы назвать "слабым местом"
личности родителя. В этом случае происходит
перераспределение власти в семье между
родителями и ребенком (подростком) в пользу
последнего. Родитель идет "на поводу"
у ребенка, уступает даже в тех вопросах,
в которых уступать, по его же мнению, никак
нельзя. Это происходит потому, что подросток
сумел найти к своему родителю подход,
нащупал его "слабое место" и добивается
для себя в этой ситуации "минимум требований
- максимум прав". Фобия утраты ребенка
(шкала ФУ). Обусловливаемое нарушение
воспитания - потворствующая или доминирующая
гиперпротекция. "Слабое место" -
повышенная неуверенность, боязнь ошибиться,
преувеличенные представления о "хрупкости"
ребенка, его болезненности и т.д. Другой
источник - перенесенные ребенком тяжелые
заболевания, если они были длительными.
Отношение родителей к ребенку или подростку
формировалось под воздействием страха
утраты его. Этот страх заставляет родителей
тревожно прислушиваться к любым пожеланиям
ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая
гиперпротекция), в других случаях - мелочно
опекать его (доминирующая гиперпротекция).
Неразвитость родительских чувств (шкала
НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания
- гипопротекция, эмоциональное отвержение,
жестокое обращение. Адекватное воспитание
детей и подростков возможно лишь тогда,
когда родителями движут какие-либо достаточно
сильные мотивы: чувство долга, симпатия,
любовь к ребенку, потребность "реализовать
себя" в детях, "продолжить себя".
Слабость, неразвитость родительских
чувств нередко встречается у родителей
подростков с отклонениями личностного
развития. Однако, это явление очень редко
ими осознается, а еще реже признается
как таковое. Внешне оно проявляется в
нежелании иметь дело с ребенком (подростком),
в плохой переносимости его общества,
поверхностности интереса к его делам.
2. Тест «Мера заботы»
По
результатам данного теста
Рис. 2 Уровень заботы на констатирующем этапе
В
семьях, набравших высокий балл главный
мотив поведения – интересы ребенка.
Такая позиция достойна одобрения,
однако несколько заострена. Это может
повлечь за собой чрезмерную опеку. В таких
семьях взрослые выполняют за ребенка
все, стремятся оградить его от мнимых
опасностей, заставляют следовать своим
требованиям, суждениям. В результате
у ребенка может сформироваться пассивная
зависимость от родителей, которая по
мере взросления будет препятствовать
личностному росту.
Методика идентификации детей с родителями опросник А.И. Зарова
Результаты
диагностики компетентности и престижности
родителей в воспитании детей представлены
на рисунке 3
Рис.3
Идентификация детей с
На
графике четко видно приоритет
мамы, по сравнению с отцом. Несмотря на
то, что выборка состоит из 9 человек из
которых 7 мальчиков большей компетентностью
и престижностью пользуется все же мама.
Обратим внимание на наиболее тревожные
результаты. Мы можем констатировать,
что 22% детей ощущают со стороны папы
неприятие, отсутствие любви и уважения,
эмоциональное отвержение, враждебность
отцов, их отрицательное отношение к себе
испытывают и воспринимают воспитательную
тактику отцов как непоследовательную,
дисгармоничную.
Методика изучения родительских установок PARI
Результаты
диагностики отношения
Результаты методики изучения родительских установок
Таблица 7
№ п.п. | Отношение к семейной роли | Отношение родителей к ребенку | ||
Оптимальный эмоциональный контакт | Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком | Излишняя концентрация на ребенке | ||
Семья 1 | 21 | 12 | 7 | 20 |
Семья 2 | 24 | 13 | 10 | 23 |
Семья 3 | 23 | 12 | 9 | 23 |
Семья 4 | 24 | 14 | 8 | 15 |
Семья 5 | 28 | 13 | 9 | 21 |
Семья 6 | 30 | 11 | 9 | 21 |
Семья 7 | 26 | 8 | 6 | 19 |
Семья 8 | 28 | 13 | 9 | 21 |
Семья 9 | 25 | 11 | 7 | 19 |
Среднее по группе |
|
|
|
|
Рис.
4 Результаты методики PARI на констатирующем
этапе
Как
мы можем видеть из таблицы № 7 отношение
к семейной роли у всех 9 родителей максимально
высокое. Показатели эмоционального контакта
и излишней эмоциональной дистанции находятся
в норме. А вот показатели концентрации
на ребенке занимают максимальные значения.
Что может свидетельствовать о несамостоятельности
ребенка и чрезмерной опеки родителей.
Для более ясной картины давайте посмотрим
на следующую таблицу, где отражены некоторые
моменты которые могут сказаться негативно
на воспитании ребенка.
Результаты методики PARI
Таблица №8
Аспекты - Признаки: | Семья 1 | Семья 2 | Семья 3 | Семья 4 | Семья 5 | Семья 6 | Семья 7 | Семья 8 | Семья 9 |
Вербализация | 20 | 18 | 18 | 19 | |||||
Ощущение самопожертвования | 19 | 19 | 19 | ||||||
Раздражительность | 20 | 20 | 20 | ||||||
Сверхавторитет | 20 | 19 | 19 | 20 | |||||
Подавление агрессивности | 18 | ||||||||
Безучастность мужа | 19 | ||||||||
Доминирование матери | 20 | ||||||||
Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка | 18 | ||||||||
Несамостоятельность матери | 18 | 18 | 18 | ||||||
Опасение обидеть | 18 | 18 | 18 | 19 | 18 |
Анализируя
полученные данные по таблице № 8 можно
отметить, что раздражительность — склонность
к неадекватным, чрезмерным реакциям на
обычные раздражители внешней или внутренней
среды. Из за вспышек раздражительности
ребенок может реагировать на недостаток
любви, наказание или чрезмерную строгость
и авторитарность родителей. Установлено,
что излишняя концентрация, как и излишняя
эмоциональная дистанция, с ребенком связаны
с доминированием матери в семье и неудовлетворенностью
женщины ролью хозяйки. Излишняя эмоциональная
дистанция также связана с "безучастностью"
мужа, а излишняя концентрация на ребенке
- с зависимостью матери и ограниченностью
рамками семьи. Особый интерес вызывает
взаимосвязь оптимальности эмоционального
контакта и сверхавторитета родителей.
Такая взаимосвязь может быть связана
с приравниванием матерями оптимальности
эмоционального контакта и "послушностью"
ребенка, признанием авторитарности родительского
мнения.
Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Результаты
диагностики родительского
Результаты опросника родительского отношения ОРО
Таблица № 9
№ п/п | отвержение | Социальная желательность | Симбиоз | гиперсоциализация | инфантилизация | |
Семья 1 | 46% | 25% | 43% | 86% | 50% | |
Семья 2 | 33% | 100% | 100% | 71,5% | 37,5% | |
Семья 3 | 43% | 100% | 57% | 100% | 62,5% | |
Семья 4 | 33% | 37,5% | 86% | 86% | 75% | |
Семья 5 | 33% | 100% | 57% | 43% | 12,5% | |
Семья 6 | 3% | 87,5% | 71% | 57% | 12,5 | |
Семья 7 | 43% | 75% | 86% | 71% | 37,5% | |
Семья 8 | 37% | 100% | 57% | 43% | 25% | |
Семья 9 | 43% | 100% | 71,5% | 28,5% | 50% | |
Среднее по группе | 34,8% | 80,5% | 69,8% | 60,7% | 38,9% |