Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;

3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

5. Выявить эффективность предлагаемой программы

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

1.1. Детско-родительских отношений как

предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9

1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12

1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29

2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37

Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47

3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60

3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66

Заключение……………………………………………………………….…74

Литература…………………………………………………………………..76

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

 

Тип воспитания Семья 1 Семья 2 Семья 3 Семья 4 Семья 5 Семья 6 Семья 7 Семья 8 Семья 9
Гиперпротекция  Г+ _ + _ _ + + + + +
Гипопротекция Г- _ _ _ _ _ _ _ _ _
Потворствование У+ _ _ _ _ + _ _ _ +
Игнорирование потребностей ребенка У– _ _ _ _ _ + _ _ _
Чрезмерность  требований-обязанностей Т+ _ _ _ _ _ _ _ + _
Недостаточность требований-обязанностей ребенка Т- _ _ _ _ _ _ + _ _
Чрезмерность  требований-запретов З+ _ + _ _ _ _ + _ _
Недостаточность требований-запретов к ребенку З– _ _ + _ _ _ _ _ +
Чрезмерность  санкцийС+ _ + _ _ _ _ _ _ _
Минимальность санкций С- _ _ _ _ + + _   +
Неустойчивость  стиля воспитания Н _ + _ _ _ _ + + _
Расширение  сферы родительских чувств РРЧ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Предпочтение  в подростке детских качеств  ПДК _ _ _ _ _ _ _ _ _
Воспитательная  неуверенность родителя ВН _ _ _ _ + _ + _ +
Фобия утраты ребенка ФУ _ _ + _ _ _ _ + _
Неразвитость  родительских чувств НРЧ _ _ + _ _ _ _ + _
Проекция  на ребенка собственных нежелаемых качеств ПНК _ _ _ _ _ _ _ + _
Вынесение конфликта между супругами в  сферу воспитания ВК _ _ _ _ _ _ _ + _
Шкала предпочтения женских качеств - ПЖК _ _ _ _ _ _ _ + _
Шкала предпочтения мужских качеств - ПМК  _ + _ _ + + + _ _

 

     Как мы видим из таблицы наиболее выраженные типы воспитания являются Гиперпротекция (Г+), Потворствование (У+), Чрезмерность требований-запретов З+, Минимальность  санкций С-, Неустойчивость стиля  воспитания Н, Воспитательная неуверенность  родителя ВН, Фобия утраты ребенка ФУ, Неразвитость родительских чувств НРЧ.

     Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много  времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом  их жизни. Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они "балуют" его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – "слабость ребенка", его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий. Чрезмерность требований-запретов (шкала З+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания "доминирующая гиперпротекция". В этой ситуации ребенку "все нельзя". Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н). Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать "слабым местом" личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его "слабое место" и добивается для себя в этой ситуации "минимум требований - максимум прав". Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая или доминирующая гиперпротекция. "Слабое место" - повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о "хрупкости" ребенка, его болезненности и т.д. Другой источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях - мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания - гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность "реализовать себя" в детях, "продолжить себя". Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями личностного развития. Однако, это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам.  

     2. Тест «Мера заботы»

     По  результатам данного теста получились следующие данные: из 9 семей 5 набрали  высокие баллы, остальные 4 человека набрали средний балл. В процентном соотношении данные представлены в ниже расположенном рисунке №2 

     

     Рис. 2 Уровень заботы на констатирующем этапе

     В семьях, набравших высокий балл главный  мотив поведения – интересы ребенка. Такая позиция достойна одобрения, однако несколько заострена. Это может повлечь за собой чрезмерную опеку. В таких семьях взрослые выполняют за ребенка все, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям. В результате у ребенка может сформироваться пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления будет препятствовать личностному росту.  
 

     Методика  идентификации детей  с родителями опросник А.И. Зарова

     Результаты  диагностики компетентности и престижности родителей в воспитании детей представлены на рисунке 3 

     Рис.3 Идентификация детей с родителями на констатирующем этапе

     На  графике четко видно приоритет мамы, по сравнению с отцом. Несмотря на то, что выборка состоит из 9 человек из которых 7 мальчиков большей компетентностью и престижностью пользуется все же мама. Обратим внимание на наиболее тревожные результаты. Мы можем констатировать, что 22%  детей ощущают со стороны папы неприятие, отсутствие любви и уважения, эмоциональное отвержение, враждебность отцов, их отрицательное отношение к себе испытывают и воспринимают воспитательную тактику отцов как непоследовательную, дисгармоничную. 

     Методика  изучения родительских установок PARI

     Результаты  диагностики отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) представлены в таблицах № 6 и № 7. 
 

     Результаты  методики изучения родительских установок

     Таблица 7

№ п.п. Отношение к семейной роли Отношение родителей к ребенку
Оптимальный эмоциональный контакт Излишняя  эмоциональная дистанция с ребенком Излишняя  концентрация на ребенке
Семья 1 21 12 7 20
Семья 2 24 13 10 23
Семья 3 23 12 9 23
Семья 4 24 14 8 15
Семья 5 28 13 9 21
Семья 6 30 11 9 21
Семья 7 26 8 6 19
Семья 8 28 13 9 21
Семья 9 25 11 7 19
Среднее по группе
    25,3
    11,9
    8,5
    20,3

 

     

     Рис.  4 Результаты  методики PARI  на констатирующем этапе 

     Как мы можем видеть из таблицы № 7 отношение к семейной роли у всех 9 родителей максимально высокое. Показатели эмоционального контакта и излишней эмоциональной дистанции находятся в норме. А вот показатели концентрации на ребенке занимают максимальные значения. Что может свидетельствовать о несамостоятельности ребенка и чрезмерной опеки родителей. Для более ясной картины давайте посмотрим на следующую таблицу, где отражены некоторые моменты которые могут сказаться негативно на воспитании ребенка. 

     Результаты  методики PARI

     Таблица №8

Аспекты - Признаки: Семья 1 Семья 2 Семья 3 Семья 4 Семья 5 Семья 6 Семья 7 Семья 8 Семья 9
Вербализация  20     18 18     19  
Ощущение  самопожертвования     19     19 19    
Раздражительность   20   20 20        
Сверхавторитет    20       19 19   20
Подавление  агрессивности                 18
Безучастность мужа           19      
Доминирование матери           20      
Чрезвычайное  вмешательство в мир ребенка           18      
Несамостоятельность матери   18   18 18        
Опасение  обидеть   18   18 18     19 18

 
 

     Анализируя  полученные данные по таблице № 8 можно отметить, что раздражительность — склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней или внутренней среды. Из за  вспышек раздражительности ребенок может реагировать на недостаток любви, наказание или чрезмерную строгость и авторитарность родителей. Установлено, что излишняя концентрация, как и излишняя эмоциональная дистанция, с ребенком связаны с доминированием матери в семье и неудовлетворенностью женщины ролью хозяйки. Излишняя эмоциональная дистанция также связана с "безучастностью" мужа, а излишняя концентрация на ребенке - с зависимостью матери и ограниченностью рамками семьи. Особый интерес вызывает взаимосвязь оптимальности эмоционального контакта и сверхавторитета родителей. Такая взаимосвязь может быть связана с приравниванием матерями оптимальности эмоционального контакта и "послушностью" ребенка, признанием авторитарности родительского мнения. 

     Опросник  родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

     Результаты  диагностики родительского отношения предствлены в таблице № 8

     Результаты  опросника родительского  отношения ОРО

     Таблица № 9

№ п/п отвержение Социальная  желательность Симбиоз гиперсоциализация инфантилизация
Семья 1 46% 25% 43% 86% 50%
Семья 2 33% 100% 100% 71,5% 37,5%
Семья 3 43% 100% 57% 100% 62,5%
Семья 4 33% 37,5% 86% 86% 75%
Семья 5 33% 100% 57% 43% 12,5%
Семья 6 3% 87,5% 71% 57% 12,5
Семья 7 43% 75% 86% 71% 37,5%
Семья 8 37% 100% 57% 43% 25%
Семья 9 43% 100% 71,5% 28,5% 50%
Среднее по группе 34,8% 80,5% 69,8% 60,7% 38,9%

Информация о работе Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии