Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;

3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

5. Выявить эффективность предлагаемой программы

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

1.1. Детско-родительских отношений как

предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9

1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12

1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29

2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37

Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47

3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60

3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66

Заключение……………………………………………………………….…74

Литература…………………………………………………………………..76

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

     Недостаточность детско-родительских отношений приобретает  эмоционально-неблагоприятные оттенки: отвержение, изолированность, агрессия, страх. Лишь у части детей формируются  гармоничные и адекватные отношения с близкими лицами. У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются девиации в личностном развитии, обусловленные не только конституциональными особенностями и воздействием дефекта, но и нарушениями межличностного взаимодействия и контактов. Доминирующими негативными личностными тенденциями являются: агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность, коммуникативные нарушения. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость оказания детям психологической помощи, включающей не только коррекцию личностных нарушений, но и оптимизацию внутрисемейных отношений [46, 83]. 
 
 
 
 
 
 

     Вывод по 1 главе

     В контексте изучения особенностей детско-родительских отношений описана обширная феноменология  стилей семейного воспитания с точки  зрения учета определяющей позиции родителя в этом процессе. Позиция родителя включает в себя такие компоненты, как особенности эмоциональной связи с ребенком, мотивы и ценности родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, способы социального контроля.

     Разработкой критериев выделения стилей воспитания занимались многие отечественные и  зарубежные исследователи (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.), но всё еще  остается недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско-родительских отношений и соотнесения особенностей образа с тактиками реализации взаимодействия ребенка с родителем.

     Можно отметить, что специфика родительского  отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, - большая любовь и глубинная связь (личностное отношение), а с другой - объективное, оценочное отношение, направленное на формирование необходимых качеств и способов поведения (предметное отношение).

     В нашей работе диференциированны  понятия «детско-родительские отношения», «родительское, отношение» и «родительские  установки», которые имеют пересекающиеся значения и выступают часто как  синонимы. Специфика детско-родительских отношений состоит в том, что они двусторонние, обе стороны (родитель и ребенок) активно формируют систему отношений. Эти отношения изначально неравноправные, однако тяготеющие к равноправию. Продуктом этих отношений является сформированная личность ребенка.

     Таким образом, детско-родительские отношения можно определить как систему отношений между взрослым и ребенком, состоящими в непосредственном родстве, они появляются с рождением ребенка и в процессе взаимодействия родителя и ребенка имеют свою динамику и специфическое содержание. Эти отношения зависят от трех факторов: родитель, ребенок, культурно-исторический контекст отношений. Анализ этих факторов представлен в работах Ф. Ариес, Э. Берна, Д. Боулби, М.В. Быковой (2000), И.С. Кона, А. Крафта, Г. Лэндрета (2000), М. Мид, Е.О. Смирновой (2000), A.C. Спиваковской. (1999), Э. Фромма (1998) и Г.Т. Хоментаускаса (1989) 
 
 

     Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей  с проблемами в  развитии 

     2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии

     Исследование  особенностей детско-родительких отношений  в семьях воспитывающих детей  с проблемами в развитии проводилось  на базе «Дет сад - Школа №1» и условно включало в себя 3 этапа:

     1. Формирование проблемы исследования, анализ литературы, составление и разработка диагностической программы исследования; формирование выборки исследования – родители и учащиеся класса компенсирующего обучения, анализ документации. Проведение исследования на констатирующем этапе эксперимента.

     Длительность  этапа- с сентября по октябрь 2009 года.

     2. Составление программы коррекции детско-родительского отношения в семьях воспитывающих ребенка с проблемами в развитии на основе результатов диагностического исследования и выявленных особенностей,  и её реализация.

     Длительность  этапа – с ноября 2009 г. по апрель 2010 года.

     3. Проведение контрольного этапа, выявление эффективности предложенной программы, формирование выводов и рекомендаций.

     Для изучения особенностей детско-родительких  отношений была составлена программа  исследования, которая включила объективные  методики исследования, которые направлены на изучение, как родительского отношения, так и изучение отношения детей к собственным родителям.

     Выборку исследования составили 9 семей учащихся 4 класса обучающихся в классе компенсирующего  вида, куда были направлены по решению  ПМПК.

     Характеристика  диагностической  программы исследования

     Таблица № 1

№ п/п Критерий

исследования

     Название  и автор методики      Цель
1 Тип семейного  воспитания Методика Эйдемиллера  Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений"

( АСВ)

Исследование  типа семейного воспитания
2 Степень опеки  и заботы родителей Опросник "Мера заботы" И.М. Марковской. Определение степени  опеки и заботы родителей
3 Отношение детей  к родителям Методика идентификации  детей с родителями, опросник А. И. Зарова Определение отношения  к родителям
4 Отношение родителей  к воспитанию детей и семейным ролям Методика PARI. Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Определение отношения  родителей к воспитанию детей  и семейным ролям
5 Тип детско-родительского  отношения Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. Определение детско-родительских отношений

 
 

     Характеристика  выборки исследования

     Таблица № 2

№ п/п Имя ребенка Возраст Родители
Семья 1 Вадим 9лет Любовь З., Михаил З.
Семья 2 Лиза 10 лет Мария М., Дмитрий  М.
Семья  3 Мария 10 лет Светлана Т., Алексей Т.
Семья 4 Денис 9 лет Галина Б., Владимир Б.
Семья 5 Александр 10 лет Евгения К., Виктор К.
Семья 6 Данила 9 лет Анна Ф., Илья Ф.
Семья 7 Таня 9 лет Юлия Ч., Сергей Ч.
Семья 8 Кирилл 10 лет Елена К., Денис  К.
Семья 9 Антон 10 лет Ирина У. Роман  У.
Семья 10 Алексей 9 лет Екатерина Щ., Владимир Щ.

 

     Описание  методик:

     1. Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" ( АСВ)

     Цель: Исследование типа семейного воспитания. Анализируя процесс воспитания в  семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье. Предлагаемый опросник АСВ поможет найти ответ на первые два вопроса. 
 

     2.    Опросник "Мера  заботы" И.М. Марковской.

     Опросник  предназначен для изучения представлений  ребенка о стиле семейного  воспитания; использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем  в представлениях членов семьи, кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка.  Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться так же вредна, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция.

     Опросник  состоит из 15 вопросов, отвечать на которые нужно: категорически не согласен; я не спешил бы с этим согласиться: это, пожалуй, верно: совершенно верно, я считаю именно так. 

     3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А. И. Зарова

     Цель - определение компетентности и престижности родителей в восприятии детей,  также выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

     Посредством первых 5 вопросов диагностируются  компетентность и престижность родителей  в восприятии детей, остальные вопросы  направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

     При обработке и анализе результатов  опроса важно учитывать следующее:

     – возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

     – успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);

     – идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

     – уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;

     Идентификация с родителем того же пола у девочек  отличается от подобной идентификации  у мальчиков следующими особенностями:

     а) большим возрастным периодом идентификации  девочек;

     б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

     в) большей значимостью для идентификации  девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

     г) большей зависимостью идентификации  девочек от характера отношений  между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается  на идентификации девочек с матерью;

     д) меньшим влиянием сестры на идентификацию  девочек с матерью, чем брата  на идентификацию мальчиков с  отцом. 

     4. Методика PARI. Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.

     Опросник  отношений, предназначен для изучения отношения родителей(прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия (А - активное согласие, а- частичное согласие, б - частичное несогласие, Б - полное несогласие). Результаты опросника анализируются по 23 аспектам-признакам, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются детско-родительских отношений. В свою очередь эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:

Информация о работе Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии