Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;
3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии
5. Выявить эффективность предлагаемой программы
Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.
1.1. Детско-родительских отношений как
предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9
1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12
1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21
Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29
2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37
Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47
3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60
3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66
Заключение……………………………………………………………….…74
Литература…………………………………………………………………..76
Недостаточность
детско-родительских отношений приобретает
эмоционально-неблагоприятные
Вывод по 1 главе
В контексте изучения особенностей детско-родительских отношений описана обширная феноменология стилей семейного воспитания с точки зрения учета определяющей позиции родителя в этом процессе. Позиция родителя включает в себя такие компоненты, как особенности эмоциональной связи с ребенком, мотивы и ценности родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, способы социального контроля.
Разработкой критериев выделения стилей воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.), но всё еще остается недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско-родительских отношений и соотнесения особенностей образа с тактиками реализации взаимодействия ребенка с родителем.
Можно
отметить, что специфика родительского
отношения заключается в
В нашей работе диференциированны понятия «детско-родительские отношения», «родительское, отношение» и «родительские установки», которые имеют пересекающиеся значения и выступают часто как синонимы. Специфика детско-родительских отношений состоит в том, что они двусторонние, обе стороны (родитель и ребенок) активно формируют систему отношений. Эти отношения изначально неравноправные, однако тяготеющие к равноправию. Продуктом этих отношений является сформированная личность ребенка.
Таким
образом, детско-родительские отношения
можно определить как систему отношений
между взрослым и ребенком, состоящими
в непосредственном родстве, они появляются
с рождением ребенка и в процессе взаимодействия
родителя и ребенка имеют свою динамику
и специфическое содержание. Эти отношения
зависят от трех факторов: родитель, ребенок,
культурно-исторический контекст отношений.
Анализ этих факторов представлен в работах
Ф. Ариес, Э. Берна, Д. Боулби, М.В. Быковой
(2000), И.С. Кона, А. Крафта, Г. Лэндрета (2000),
М. Мид, Е.О. Смирновой (2000), A.C. Спиваковской.
(1999), Э. Фромма (1998) и Г.Т. Хоментаускаса
(1989)
Глава
2. Методические основы
исследование особенностей
детско-родительских
отношений в семьях,
воспитывающих детей
с проблемами в
развитии
2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии
Исследование особенностей детско-родительких отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии проводилось на базе «Дет сад - Школа №1» и условно включало в себя 3 этапа:
1. Формирование проблемы исследования, анализ литературы, составление и разработка диагностической программы исследования; формирование выборки исследования – родители и учащиеся класса компенсирующего обучения, анализ документации. Проведение исследования на констатирующем этапе эксперимента.
Длительность этапа- с сентября по октябрь 2009 года.
2. Составление программы коррекции детско-родительского отношения в семьях воспитывающих ребенка с проблемами в развитии на основе результатов диагностического исследования и выявленных особенностей, и её реализация.
Длительность этапа – с ноября 2009 г. по апрель 2010 года.
3. Проведение контрольного этапа, выявление эффективности предложенной программы, формирование выводов и рекомендаций.
Для изучения особенностей детско-родительких отношений была составлена программа исследования, которая включила объективные методики исследования, которые направлены на изучение, как родительского отношения, так и изучение отношения детей к собственным родителям.
Выборку исследования составили 9 семей учащихся 4 класса обучающихся в классе компенсирующего вида, куда были направлены по решению ПМПК.
Характеристика диагностической программы исследования
Таблица № 1
№ п/п | Критерий
исследования |
Название и автор методики | Цель |
1 | Тип семейного воспитания | Методика Эйдемиллера
Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных
взаимоотношений"
( АСВ) |
Исследование типа семейного воспитания |
2 | Степень опеки и заботы родителей | Опросник "Мера заботы" И.М. Марковской. | Определение степени опеки и заботы родителей |
3 | Отношение детей к родителям | Методика идентификации детей с родителями, опросник А. И. Зарова | Определение отношения к родителям |
4 | Отношение родителей к воспитанию детей и семейным ролям | Методика PARI. Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. | Определение отношения родителей к воспитанию детей и семейным ролям |
5 | Тип детско-родительского отношения | Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. | Определение детско-родительских отношений |
Характеристика выборки исследования
Таблица № 2
№ п/п | Имя ребенка | Возраст | Родители |
Семья 1 | Вадим | 9лет | Любовь З., Михаил З. |
Семья 2 | Лиза | 10 лет | Мария М., Дмитрий М. |
Семья 3 | Мария | 10 лет | Светлана Т., Алексей Т. |
Семья 4 | Денис | 9 лет | Галина Б., Владимир Б. |
Семья 5 | Александр | 10 лет | Евгения К., Виктор К. |
Семья 6 | Данила | 9 лет | Анна Ф., Илья Ф. |
Семья 7 | Таня | 9 лет | Юлия Ч., Сергей Ч. |
Семья 8 | Кирилл | 10 лет | Елена К., Денис К. |
Семья 9 | Антон | 10 лет | Ирина У. Роман У. |
Семья 10 | Алексей | 9 лет | Екатерина Щ., Владимир Щ. |
Описание методик:
1. Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" ( АСВ)
Цель:
Исследование типа семейного воспитания.
Анализируя процесс воспитания в
семье, врач или психолог, должны ответить
на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими
способами родители воспитывают ребенка
(тип воспитания). В случае если этот тип
способствует возникновению и развитию
патологических изменений личности ребенка,
приходится ответить и на второй вопрос:
почему родители воспитывают именно таким
образом, т.е. каковы причины, вызывающие
данный тип воспитания. Установив эту
причину, необходимо ответить и на третий
вопрос – о месте этой причины в совокупности
отношений в семье. Предлагаемый опросник
АСВ поможет найти ответ на первые два
вопроса.
2. Опросник "Мера заботы" И.М. Марковской.
Опросник предназначен для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания; использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи, кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка. Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться так же вредна, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция.
Опросник
состоит из 15 вопросов, отвечать на
которые нужно: категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться: это,
пожалуй, верно: совершенно верно, я считаю
именно так.
3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А. И. Зарова
Цель - определение компетентности и престижности родителей в восприятии детей, также выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
При
обработке и анализе
– возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;
– успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);
– идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
– уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;
Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
а) большим возрастным периодом идентификации девочек;
б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
в)
большей значимостью для
г)
большей зависимостью идентификации
девочек от характера отношений
между родителями, когда конфликт
матери с отцом отрицательно сказывается
на идентификации девочек с
д)
меньшим влиянием сестры на идентификацию
девочек с матерью, чем брата
на идентификацию мальчиков с
отцом.
4. Методика PARI. Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.
Опросник отношений, предназначен для изучения отношения родителей(прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия (А - активное согласие, а- частичное согласие, б - частичное несогласие, Б - полное несогласие). Результаты опросника анализируются по 23 аспектам-признакам, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются детско-родительских отношений. В свою очередь эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: