Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;
3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии
5. Выявить эффективность предлагаемой программы
Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.
1.1. Детско-родительских отношений как
предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9
1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12
1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21
Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29
2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37
Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47
3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60
3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66
Заключение……………………………………………………………….…74
Литература…………………………………………………………………..76
1
- оптимальный эмоциональный
2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
3
- излишняя концентрация на
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Схема пересчета ответов в баллы содержится в "ключе" методики. Сумма цифровой
значимости
прямо пропорционально
5. Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.
Тест - опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обратившихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Методика ОРО в большей мере ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребёнку. Можно сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителей в воспитании конкретного ребёнка.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики. Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
При проведении психодиагностических мероприятий мы опирались на принципы изучения семьи ребёнка данной категории, разработанные В.В.Ткачёвой (Л. 40).
Принцип
комплексности и
Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребёнком и родителями и ребёнком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза».
Принцип ведущей деятельности. Этот принцип подробно раскрыт в отечественной психологии и педагогики. При этом необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью.
Принцип
гуманного и деликатного
Принцип
единства диагностики и коррекционно-
Принцип конфиденциальности и профессиональной этики педагога. Информация личного характера не может быть разглашена и использована во вред семье или самому больному ребёнку. Соблюдение принципа позволяет создать между членами семьи и специалистом доверительные отношения, что, в свою очередь, положительно влияет как на доверительность результатов психодиагностики, так и на динамику последующих психо-коррекционных мероприятий.
Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребёнка. Этот принцип позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребёнка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.
Принцип
учёта психологических особенностей родителей,
воспитывающих детей с отклонениями в
развитии. Этот принцип позволяет наметить
пути коррекции негармоничных типов воспитания
и деструктивных форм общения в семье;
нейтрализовать конфликты; смягчить проявление
личностных акцентуаций характера членов
семьи; гармонизировать атмосферу в семье
и сформировать адекватное отношение
здоровых членов семьи к проблемному ребёнку.
2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Цель – коррекция и оптимизация детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Задачи:
– осуществление психологического просвещения родителей в отношении психологических особенностей детей с проблемами в развитии;
– помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
– создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
– формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Направления:
Цель – дать знания об особенностях психического развития детей с проблемами в развитии и способах воспитания и обучения таких детей.
Методы работы – лекции, семинары, беседы.
Включает
в себя совместную работу с детьми и родителями
по коррекции и оптимизации детско-родительских
отношений. Формы совместной работы –
тренинги, игры и упражнения.
Примерная структура занятий
Таблица
№ 3
Этапы | Время | Задачи | Средства | Роль ведущего |
Вводная часть | 5 – 10 мин | 1. Объединение,
сплочение группы
2. Развитие межличностных связей 3. Включение в совместную деятельность |
Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием | Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства |
Основное содержание | 40 – 60 мин | Задачи исходят из целей каждого занятия | Разнообразные формы активности (игры, этюды, упражнения) | 1. Дать определённую
информацию в доступной форме
2. Предоставить возможность выразить свои чувства 3. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации |
Завершение занятия | 10 – 15 мин | 1. Возможность
выплеснуть накопившееся 2. Завершение
работы в позитивном 3. Рефлексия занятия |
Родительский
круг релаксационные игры
Обсуждение занятия |
Эмоциональная поддержка детей и родителей |
Содержание коррекционно-развивающей программы.
Таблица
№ 4
№ п/п | Тема занятия | Цель | Содержание |
1 | Давайте познакомимся |
знакомство
детей и родителей между собой,
установление дружелюбной атмосферы
в группе, активизация коммуникаций
в семье. |
Приветствие, упражнение “Круг знакомств”, принятие групповых правил, упражнение «Перестановка», упражнение “Знакомство руками”, упражнение “Рисунок вдвоем”, завершение занятия, родительский круг |
2 | «Архипелаг средства общения» | расширение
арсенала средств общения, наработка
навыков социального |
Приветствие, выбор капитана, задание «Мимическая гимнастика», Миниатюра «Жесты», задание «Эти разные слова», психологические этюды, ритуал прощания, рефлексия занятия, домашнее задание. |
3 |
Невербальное
общение |
формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества. | Приветствие ведущего, упражнение “Договорись взглядом”, упражнение “Зеркало”, упражнение “Угадай, чьи руки”, упражнение “Мигалки”, упражнение “Пальчики-предлагалки”, завершение занятия, родительский круг. |
4 | «Я и ты» |
развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе. | Приветствие ведущего,
упражнение “Постукивающий массаж”, упражнение “Монстр”, упражнение “Остров”, упражнение “Круг общения”, завершение занятия, родительский круг. |
5 | Остров забытых ощущений | эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя; развитие эмпатии; улучшение самочувствия при межличностном общении. | Приветствие ведущего, упражнение «Растем», упражнение «Чаша», упражнение «Прогулка вслепую». упражнение на пространственное расширение, упражнение «Кристалл», завершение занятия, родительский круг. |
6 |
Мир детский и мир взрослый | сознание разницы
между «миром» ребенка и |
Приветствие, упражнение «Комплимент», упражнение «Мир детский и мир взрослый», упражнение «Погружение», упражнение «Билль о правах», психогимнастическое упражнение, завершение занятия, родительский круг. |
7 | Проблемы детей
и проблемы родителей.
Активное слушание как способ решения проблем детей. |
прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания. | Приветствие, психогимнастическое упражнение, информационная часть, упражнение «Активное слушание», упражнение «Словарь чувств», завершение занятия, родительский круг. |
8 | Активное слушание (продолжение) | продолжение знакомства с приемами активного слушания и отработка навыков в упражнениях. | Приветствие, психогимнастическое упражнение, информационная часть, упражнение «Что мне помогает», психогимнастическое упражнение, завершение занятия, родительский круг. |
9 | Поощренья и наказания | знакомство с принципами использования поощрений и наказаний. | Приветствие, психогимнастическое упражнение, информационная часть, психогимнастическое упражнение - Футболки с надписями, упражнение “Пирамида”, завершение занятия, родительский круг. |
10 | Как мы чувствуем друг друга | научится «чувствовать» друг друга. | Приветствие, упражнение “Давайте поздороваемся”, упражнение “Слепой и поводырь”, упражнение “Неваляшка”, упражнение “Нехочухи”, упражнение “Беседа одним карандашом”, ролевая игра “Ситуации”, упражнение “Самоуважение”, завершение занятия, родительский круг. |
11 | Трудный случай (по схеме балинтовской группы) | повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми. | Приветствие, психогимнастическое упражнение, информационная часть, завершающий ритуал, родительский круг |
12 | Волшебный остров | улучшение взаимоотношений взрослых и детей. Раскрытие мира эмоций и способы их выражения. | Приветствие, выбор
капитана, упражнение «Пантомима», упражнение
«Оркестр», упражнение «Немой театр»,
упражнение «Ясновидцы», ритуал прощания,
домашнее задание. |
13 | Счастливая страна взаимопонимания | закрепление позитивного отношения к себе; психотерапевтическое воздействие. | Приветствие, выбор
капитана, упражнение «Испытания», задание
«Совместный рисунок экипажа», задание
«Защита семейного герба», упражнение
«Я сразу стану счастливее, если...»,
задание «Театрализованное |
14 | Сказкотерапия | позволит более четко осознать свои проблемы, стать самим собой, а также построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. | Приветствие, «Разогревающая» игра, постановка спектакля по сказке, обсуждение спектакля, конструирование сказки, обсуждение структуры сказки, ознакомление со следующей сказкой, ритуал прощания, родительский круг |
15 | Океан человеческих чувств | помочь участникам осознать собственные ценности, выстроить их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности. Главный, но не всегда достижимый результат — понимание того, что, выбирая свою систему ценностей и следуя ей, человек реализует свою свободу. | Приветствие, психогимнастическое упражнение, игра «Магазин ценностей», обсуждение вариантов продолжения сказки, обсуждение проблемы смысла жизни, игра «Клубочек», ритуал прощания |
16 | Заключительное занятие | обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе. | Приветствие, психогимнастическое упражнение, упражнение «Семейные заповеди», упражнение «Семейный портрет», тематическая беседа. |
Тематический план занятий с родителями в рамках просветительского направления
Таблица № 5
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во часов |
1 | Норма и отклонения. Виды отклонений в психическом развитии | Раскрыть понятия норма и отклонение, а также дать классификацию видов отклонений в психическом развитии ребенка | 2 |
2 | Психологические
особенности детей с |
Раскрыть сущность психологических особенностей детей с проблемами в обучении. | 2 |
3 | Особенности воспитания детей с трудностями в обучении | Ознакомление родителей об эффективных способах воспитания детей с трудностями в обучении | 3 |
4 | Особенности
обучения детей с особыми |
Освещение проблем обучения детей с различными отклонениями в развитии | 3 |
5 | Методы эффективного взаимодействия с детьми | Изучение психологических особенностей межличностного общения детей с проблемами в развитии | 3 |
Глава
3. Экспериментальная
работа по выявлению
особенностей детско-родительских
отношений в семьях,
воспитывающих детей
с проблемами в развитии.
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа.
1. Методика "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)
Анализ результатов, полученных с помощью методики "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) представлены на рисунке 1 и в таблице № 5
Рис.1.
Типы воспитания в семьях на констатирующем
этапе эксперимента
Для более
наглядного вида ниже представлена таблица
№ 6