Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;

3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

5. Выявить эффективность предлагаемой программы

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

1.1. Детско-родительских отношений как

предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9

1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12

1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29

2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37

Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47

3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60

3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66

Заключение……………………………………………………………….…74

Литература…………………………………………………………………..76

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

     1 - оптимальный эмоциональный контакт,

     2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,

     3 - излишняя концентрация на ребенке.

     Каждый  признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Схема пересчета ответов в  баллы содержится в "ключе" методики. Сумма цифровой

     значимости  прямо пропорционально определяет степень выраженность признака. Методика широко использовалась в Польше и  Чехословакии. В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет 

     5. Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.

     Тест - опросник родительского отношения  представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление  родительского отношения у лиц, обратившихся за психологической помощью  по вопросам воспитания детей и общения  с ними.

     Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

     Методика  ОРО в большей мере ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребёнку. Можно сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителей в воспитании конкретного ребёнка.

     Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики. Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

     При проведении психодиагностических мероприятий мы опирались на принципы изучения семьи ребёнка данной категории, разработанные В.В.Ткачёвой (Л. 40).

     Принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи. На современном  этапе субъектом исследования является уже не только сам проблемный ребёнок. В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие ребенка.

     Принцип сотрудничества между родителями и  специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребёнком и родителями и ребёнком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза».

     Принцип ведущей деятельности. Этот принцип  подробно раскрыт в отечественной  психологии и педагогики. При этом необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью.

     Принцип гуманного и деликатного отношения  к членам семьи и к самому ребёнку. Исследовательская работа не должна стать причиной семейных потрясений. Напротив, она должна быть направлена на улучшение взаимоотношений между членами семьи. Поэтому, кроме диагностических, она включает психо-коррекционные и психотерапевтические процедуры.

     Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т.д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития

     Принцип конфиденциальности и профессиональной этики педагога. Информация личного  характера не может быть разглашена и использована во вред семье или  самому больному ребёнку. Соблюдение принципа позволяет создать между членами семьи и специалистом доверительные отношения, что, в свою очередь, положительно влияет как на доверительность результатов психодиагностики, так и на динамику последующих психо-коррекционных мероприятий.

     Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребёнка. Этот принцип позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребёнка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.

     Принцип учёта психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.  Этот принцип позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания и деструктивных форм общения в семье; нейтрализовать конфликты; смягчить проявление личностных акцентуаций характера членов семьи; гармонизировать атмосферу в семье и сформировать адекватное отношение здоровых членов семьи к проблемному ребёнку. 

     2.2. Программа по коррекции  детско-родительских  отношений в семьях, воспитывающих детей  с проблемами в развитии.

     Цель – коррекция и оптимизация детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

     Задачи:

     – осуществление психологического просвещения родителей в отношении психологических особенностей детей с проблемами в развитии;

     – помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

     – создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

     – формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

     Направления:

    1. Просветительское направление

Цель  – дать знания об особенностях психического развития детей с проблемами в  развитии и способах воспитания и  обучения таких детей.

Методы  работы – лекции, семинары, беседы.

    1. Коррекционно-развивающее направление

Включает в себя совместную работу с детьми и родителями по коррекции и оптимизации детско-родительских отношений. Формы совместной работы – тренинги, игры и упражнения. 

Примерная структура занятий

     Таблица № 3 

Этапы Время Задачи Средства Роль ведущего
Вводная часть 5 – 10 мин 1. Объединение,  сплочение группы

2. Развитие межличностных  связей

3. Включение  в совместную деятельность

Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется  новым содержанием Предоставить  каждому участнику возможность  поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства
Основное  содержание 40 – 60 мин Задачи  исходят  из целей каждого занятия Разнообразные формы активности (игры, этюды, упражнения) 1. Дать определённую  информацию в доступной форме

2. Предоставить  возможность выразить свои чувства

3. Помочь овладеть  новыми навыками, основываясь на  полученной информации

Завершение  занятия 10 – 15 мин 1. Возможность  выплеснуть накопившееся напряжение

2. Завершение  работы в позитивном эмоциональном  состоянии

3. Рефлексия занятия

Родительский  круг релаксационные игры

Обсуждение занятия

Эмоциональная поддержка детей и родителей

 

     Содержание  коррекционно-развивающей  программы.

     Таблица № 4 

№ п/п Тема занятия      Цель Содержание
1 Давайте познакомимся 
 
 
 
     
знакомство  детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы  в группе, активизация коммуникаций в семье. 
     
Приветствие, упражнение “Круг  знакомств”, принятие групповых правил, упражнение «Перестановка»,  упражнение “Знакомство руками”, упражнение “Рисунок вдвоем”, завершение занятия, родительский круг
2 «Архипелаг  средства общения» расширение  арсенала средств общения, наработка  навыков социального взаимодействия, коррекция личностных проблем. Приветствие, выбор  капитана, задание «Мимическая гимнастика», Миниатюра «Жесты», задание «Эти разные слова», психологические этюды, ритуал прощания, рефлексия занятия, домашнее задание.
 
3
Невербальное  общение 
 
     
формирование  представлений о невербальных средствах  общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества. Приветствие ведущего, упражнение “Договорись взглядом”,  упражнение “Зеркало”, упражнение “Угадай, чьи руки”, упражнение “Мигалки”, упражнение “Пальчики-предлагалки”, завершение занятия,  родительский круг.
4 «Я и ты» 
     
развитие навыков  сотрудничества в паре взрослый –  ребенок, развитие умения работать в  группе. Приветствие ведущего,

упражнение  “Постукивающий массаж”, упражнение “Монстр”, упражнение “Остров”, упражнение “Круг общения”, завершение занятия, родительский круг.

5 Остров забытых  ощущений       эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя; развитие эмпатии; улучшение самочувствия при межличностном общении. Приветствие ведущего, упражнение «Растем»,  упражнение «Чаша», упражнение «Прогулка вслепую». упражнение на пространственное расширение, упражнение «Кристалл», завершение занятия, родительский круг.
 
6
Мир детский  и мир взрослый       сознание разницы  между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка. Приветствие, упражнение «Комплимент», упражнение «Мир детский  и мир взрослый», упражнение «Погружение», упражнение «Билль о правах», психогимнастическое упражнение, завершение занятия, родительский круг.
7 Проблемы детей  и проблемы родителей.

Активное  слушание как способ решения 

проблем детей.

прояснить различия проблем родителей и проблем  детей; познакомиться с целями и  приемами активного слушания, развить навыки активного слушания. Приветствие, психогимнастическое  упражнение, информационная часть, упражнение «Активное слушание», упражнение «Словарь чувств», завершение занятия, родительский круг.
8 Активное слушание (продолжение) продолжение знакомства с приемами активного слушания и отработка навыков в упражнениях. Приветствие, психогимнастическое  упражнение, информационная часть, упражнение «Что мне помогает», психогимнастическое  упражнение, завершение занятия, родительский круг.
9 Поощренья и  наказания знакомство  с принципами использования поощрений  и наказаний. Приветствие, психогимнастическое  упражнение, информационная часть, психогимнастическое  упражнение - Футболки с надписями, упражнение “Пирамида”, завершение занятия, родительский круг.
10 Как мы чувствуем  друг друга научится «чувствовать»  друг друга. Приветствие, упражнение “Давайте поздороваемся”, упражнение “Слепой и поводырь”, упражнение “Неваляшка”, упражнение “Нехочухи”, упражнение “Беседа одним карандашом”, ролевая игра “Ситуации”, упражнение “Самоуважение”, завершение занятия, родительский круг.
11 Трудный случай (по схеме балинтовской группы)       повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения  с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми. Приветствие, психогимнастическое  упражнение, информационная часть, завершающий  ритуал, родительский круг
12 Волшебный остров       улучшение взаимоотношений  взрослых и детей. Раскрытие мира эмоций и способы их выражения. Приветствие, выбор  капитана, упражнение «Пантомима», упражнение «Оркестр», упражнение «Немой театр», упражнение «Ясновидцы», ритуал прощания,

домашнее  задание.

13 Счастливая  страна взаимопонимания закрепление позитивного  отношения к себе; психотерапевтическое воздействие. Приветствие, выбор  капитана, упражнение «Испытания», задание  «Совместный рисунок экипажа», задание  «Защита семейного герба», упражнение «Я сразу стану счастливее, если...», задание «Театрализованное представление», рефлексия занятия.
14 Сказкотерапия позволит более  четко осознать свои проблемы, стать  самим собой, а также построить  особые доверительные, близкие отношения  с окружающими. Приветствие, «Разогревающая»  игра, постановка спектакля по сказке, обсуждение спектакля, конструирование сказки, обсуждение структуры сказки, ознакомление со следующей сказкой, ритуал прощания, родительский круг
15 Океан человеческих чувств помочь участникам осознать собственные ценности, выстроить  их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности. Главный, но не всегда достижимый результат — понимание того, что, выбирая свою систему ценностей и следуя ей, человек реализует свою свободу. Приветствие, психогимнастическое  упражнение, игра «Магазин ценностей», обсуждение вариантов продолжения сказки, обсуждение проблемы смысла жизни, игра «Клубочек», ритуал прощания
16 Заключительное  занятие обсуждение  семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе. Приветствие, психогимнастическое  упражнение, упражнение «Семейные заповеди», упражнение «Семейный портрет», тематическая беседа.

 

     Тематический  план занятий с  родителями в рамках просветительского  направления

     Таблица № 5

№ п/п Тема занятия Цель занятия Кол-во часов
1      Норма и отклонения. Виды отклонений в психическом развитии Раскрыть понятия  норма и отклонение, а также  дать классификацию видов отклонений в психическом развитии ребенка 2
2      Психологические особенности детей с трудностями  в обучении Раскрыть сущность психологических особенностей детей с проблемами в обучении. 2
3      Особенности воспитания детей с трудностями  в обучении Ознакомление  родителей об эффективных способах воспитания детей с трудностями  в обучении 3
4      Особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями Освещение проблем обучения детей с различными отклонениями в развитии 3
5      Методы  эффективного взаимодействия с детьми Изучение психологических  особенностей межличностного общения  детей с проблемами в развитии 3

 

     Глава 3. Экспериментальная  работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии. 

     3.1. Анализ результатов  констатирующего  этапа.

     1. Методика "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)

     Анализ  результатов, полученных с помощью  методики "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) представлены на рисунке 1 и в таблице № 5

     

      

     Рис.1. Типы воспитания в семьях на констатирующем этапе эксперимента 

Для более  наглядного вида ниже представлена таблица  № 6 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии