Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;
3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии
5. Выявить эффективность предлагаемой программы
Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.
1.1. Детско-родительских отношений как
предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9
1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12
1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21
Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29
2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37
Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47
3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60
3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66
Заключение……………………………………………………………….…74
Литература…………………………………………………………………..76
Содержание
Введение……………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.
1.1. Детско-родительских отношений как
предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9
1.2.
Влияние родительских установок
и стилей воспитания на
1.3.
Особенности родительских
Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
2.1.
Диагностическая программа по
выявлению особенностей детско-
2.2.
Программа по коррекции детско-
Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
3.1.
Анализ результатов
3.2.
Сравнительный анализ
3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66
Заключение………………………………………
Литература………………………………………
Приложения
Введение.
Актуальность исследования. В отечественной и зарубежной психологической науке проблеме влияния семьи на формирование личности ребенка уделено большое внимание. Многие авторы подчеркивают важную роль доброжелательной атмосферы, взаимоотношений в семье (В.К.Котырло, С.А.Ландывир, В.В.Кондратова, В.В.Столин). Но главное внимание уделяется особенностям поведения родителей с ребенком, манерой общения с ним, воспитанием (Е.С.Шефер, А.И.Захаров, А.Е.Личко, В.И.Гарбузов, Э.Г.Эйдемиллер, А.Я.Варга, А.В.Петров, В.Г.Левкович, Т.В.Архиреева, Т.В.Нещерет, А.С.Спиваковская).
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Теория психоанализа стала определяющим направлением основных концепция детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношения между детьми и родителями (Э.Эриксон, К. Хорни и др.). Ребенок осознает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. В первоначальном варианте данные теория привязанности воспринималась как отношение к себе и к близкому человеку, который дает чувство защищенности и безопасности. В современном исследовании привязанность рассматривается не как отношение, а как стратегия поведения с родителями.
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина «семейное воспитание сложная система. Оно должно иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка, и основываться на определённых принципах:
Божович Л.И. в работе Этапы формирования личности в онтогенезе установила [4? 157], что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе «Семья и социализация ребенка» рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле.
В настоящее время исследователи в области психологии уделяют пристальное внимание проблемам, связанным с развитием детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, начиная с первых месяцев жизни, нуждаются в специальных мероприятиях, направленных на формирование у них механизмов компенсации дефекта и их социально-психологическую адаптацию к условиям современной жизни. Особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях.
В психологии существует ряд
работ, посвященных проблеме
Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой, родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.
Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.
Объект исследования - детско-родительские отношения
Предмет исследования - особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коррекция детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии, будет оптимальна, если учитывать особенности родительского отношения в таких семьях и если программа будет направлена на:
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;
3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии
5. Выявить эффективность предлагаемой программы
Поставленные задачи определили выбор методов исследования:
– анализ документации;
– формирующий эксперимент в единстве трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного;
– тестирование;
– качественный и количественный анализ результатов.
Методологической основой исследования являются теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского, теория о ведущей роли обучения и воспитания в развитии психики ребенка Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.; теории личностно-деятельностного подхода к пониманию развития психики П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.; психология детско-родительских отношений (Н. Бекер, А.Я. Варга, А.И. Захаров, Г.А. Ковалев. А.В. Петровский, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Е. Шефер и др.).
База
исследования – «Дет сад - Школа №1»
в классе компенсирующего вида для детей
с проблемами в развитии. В экспериментальном
изучении принимали участие 9 семей учеников
4 класса.
Глава
1. Теоретическое
обоснование проблемы
исследования особенностей
детско-родительских
отношений в семьях
воспитывающих детей
с проблемами в развитии.
1.1
Детско-родительских
отношений как предмет
исследования в отечественной
и зарубежной психологии
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.
Детско-родительские отношения – это один из важнейших факторов развития ребенка. Так, В.В.Абраменкова (2002), обосновывая необходимость разработки новой области социальной психологии детства, предметом которой должны стать отношения ребенка с миром и другими людьми, опосредованные совместной деятельностью, закономерности их порождения и функционирования в конкретно-исторической социальной ситуации развития [1, 68], в пространстве жизнедеятельности ребенка выделяет плоскости его отношений с родителями.
Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи [11, 97].
В динамике детско-родительских отношений отчетливо прослеживается в периодизации развития ребенка, где кризис развития существенно меняет ситуацию детско-родительского взаимодействия. Детско-родительское отношение - один из видов человеческих отношений. Это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю, особенностей их восприятия, понимания и оценок друг друга, а также совокупность поведенческих откликов (целей, намерений и т.п.).
Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е.О.Смирнова [50, 15], раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому. На данную двойственность в отношениях указывает в своей эпигенетической концепции и Э. Эриксон, называя ее «двойственной интенцией», которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. В-третьих, особенность родительского отношения заключается в постоянном его изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Те отношения, которые сложились в младенчестве, оказываются неприемлемыми для ребенка трех лет и более.
В отечественной психологии достаточно подробно разработана проблема периодизации психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.). Было показано, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения с взрослыми и сверстниками, формы общения с взрослыми, а также отмечена важная роль кризисов развития как механизм изменения социальной ситуации развития ребенка, которые в первую очередь меняют именно родительское отношение к ребенку, выводя его на качественно новый уровень, дающий простор для дальнейшего развития ребенка.