Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;

3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

5. Выявить эффективность предлагаемой программы

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

1.1. Детско-родительских отношений как

предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9

1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12

1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29

2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37

Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47

3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60

3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66

Заключение……………………………………………………………….…74

Литература…………………………………………………………………..76

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение………………………………………………………………………4

     Глава 1. Теоретическое  обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей  с проблемами в  развитии.

     1.1. Детско-родительских отношений как

предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9

     1.2. Влияние родительских  установок  и стилей воспитания на психическое  развитие ребенка…………………………………………………….12

     1.3. Особенности родительских отношений  к ребенку с проблемами в  развитии и их основные нарушения………………………………………………21

     Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей  с проблемами в  развитии.

     2.1. Диагностическая программа по  выявлению особенностей детско-родительских  отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29

     2.2. Программа по коррекции детско-родительских  отношений в семьях, воспитывающих  детей с проблемами в развитии………………………………..37

     Глава 3. Экспериментальная  работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

     3.1. Анализ результатов констатирующего  этапа………………………....47

     3.2. Сравнительный анализ констатирующего  и контрольного этапов….60

     3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66

     Заключение……………………………………………………………….…74

     Литература…………………………………………………………………..76

     Приложения 
 

     Введение.

     Актуальность  исследования. В отечественной и зарубежной психологической науке проблеме влияния семьи на формирование личности ребенка уделено большое внимание. Многие авторы подчеркивают важную роль доброжелательной атмосферы, взаимоотношений в семье (В.К.Котырло, С.А.Ландывир, В.В.Кондратова, В.В.Столин). Но главное внимание уделяется особенностям поведения родителей с ребенком, манерой общения с ним, воспитанием (Е.С.Шефер, А.И.Захаров, А.Е.Личко, В.И.Гарбузов, Э.Г.Эйдемиллер, А.Я.Варга, А.В.Петров, В.Г.Левкович, Т.В.Архиреева, Т.В.Нещерет, А.С.Спиваковская).

     Первым  научным направлением, поставившим  детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Теория психоанализа стала определяющим направлением основных концепция детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношения между детьми и родителями (Э.Эриксон, К. Хорни и др.). Ребенок осознает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. В первоначальном варианте данные теория привязанности воспринималась как отношение к себе и к близкому человеку, который дает чувство защищенности и безопасности. В современном исследовании привязанность рассматривается не как отношение, а как стратегия поведения с родителями.

     По  мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина «семейное  воспитание сложная система. Оно  должно иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка, и основываться на определённых принципах:

  1. гуманность и милосердие к растущему человеку;
  2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
  3. открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье;
  4. последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  5. оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.

     Божович Л.И. в работе Этапы формирования личности в онтогенезе установила [4? 157], что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе «Семья и социализация ребенка» рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле.

     В настоящее время исследователи  в области психологии уделяют  пристальное внимание проблемам, связанным  с развитием детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, начиная с первых месяцев жизни, нуждаются в специальных мероприятиях, направленных на формирование у них механизмов компенсации дефекта и их социально-психологическую адаптацию к условиям современной жизни.  Особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях.

       В психологии существует ряд  работ, посвященных проблеме оказания  ранней психолого-педагогической  помощи семьям, воспитывающим детей  с отклонениями в развитии. Авторы  указывают, что одним из условий,  обеспечивающих успешность ранней коррекции детей с отклонениями в развитии, являются детско-родительские отношения и активное участие родителей в коррекционной работе.

     Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые  напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой, родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.

     Цель  исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.

     Объект  исследования -  детско-родительские отношения

     Предмет исследования -  особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

     Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что коррекция детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии, будет оптимальна, если учитывать особенности родительского отношения в таких семьях и если программа будет направлена на:

  1. психологическое просвещение родителей в отношении детей с проблемами в развитии;
  2. создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
  3. формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.

     Задачи:

     1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

     2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;

     3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

     4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

     5. Выявить эффективность предлагаемой программы

     Поставленные  задачи определили выбор методов исследования: 

  • анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

     – анализ документации;

     – формирующий эксперимент в единстве трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного;

     – тестирование;

     – качественный и количественный анализ результатов.

     Методологической  основой исследования являются теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского, теория о ведущей роли обучения и воспитания в развитии психики ребенка Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.; теории личностно-деятельностного подхода к пониманию развития психики П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.; психология детско-родительских отношений (Н. Бекер, А.Я. Варга, А.И. Захаров, Г.А. Ковалев. А.В. Петровский, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Е. Шефер и др.).

     База  исследования – «Дет сад - Школа №1» в классе компенсирующего вида для детей с проблемами в развитии. В экспериментальном изучении принимали участие 9 семей учеников 4 класса. 

     Глава 1. Теоретическое  обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей  с проблемами в развитии. 

     1.1 Детско-родительских отношений как предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии 

     Изучение  детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания  факторов, влияющих на становление  личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

     Детско-родительские отношения – это один из важнейших  факторов развития ребенка. Так, В.В.Абраменкова (2002), обосновывая необходимость  разработки новой области социальной психологии детства, предметом которой должны стать отношения ребенка с миром и другими людьми, опосредованные совместной деятельностью, закономерности их порождения и функционирования в конкретно-исторической социальной ситуации развития [1, 68], в пространстве жизнедеятельности ребенка выделяет плоскости его отношений с родителями.

     Семья выступает институтом первичной  социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение  человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи [11, 97].

     В динамике детско-родительских отношений  отчетливо прослеживается в периодизации развития ребенка, где кризис развития существенно меняет ситуацию детско-родительского взаимодействия. Детско-родительское отношение - один из видов человеческих отношений. Это система разнообразных  чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю, особенностей их восприятия, понимания и оценок друг друга, а также совокупность поведенческих откликов (целей, намерений и т.п.).

     Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений  и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е.О.Смирнова [50, 15], раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому. На данную двойственность в отношениях указывает в своей эпигенетической концепции и Э. Эриксон, называя ее «двойственной интенцией», которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. В-третьих, особенность родительского отношения заключается в постоянном его изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Те отношения, которые сложились в младенчестве, оказываются неприемлемыми для ребенка трех лет и более.

     В отечественной психологии достаточно подробно разработана проблема периодизации психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин,              М.И. Лисина и др.). Было показано, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения с взрослыми и сверстниками, формы общения с взрослыми, а также отмечена важная роль кризисов развития как механизм изменения социальной ситуации развития ребенка, которые в первую очередь меняют именно родительское отношение к ребенку, выводя его на качественно новый уровень, дающий простор для дальнейшего развития ребенка.

Информация о работе Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии