Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;

3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

5. Выявить эффективность предлагаемой программы

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

1.1. Детско-родительских отношений как

предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9

1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12

1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29

2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37

Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47

3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60

3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66

Заключение……………………………………………………………….…74

Литература…………………………………………………………………..76

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

     Понятие «родительское отношение», по мнению Т.В. Архиреевой и   И.Г. Чесновой, актуально прежде всего применительно  к младшему школьному возрасту (7-11 лет), так как в этом возрасте для  развития ребенка важно благоприятное  родительское отношение, ведь на его основе формируется самоотношение ребенка, определяющее то, какие культурные образцы личностного функционирования будут им усваиваться [2, 31].

     В литературе чаще рассматривается одна сторона детско-родительских отношений - родительское отношение, описываемое весьма различными понятиями и терминами (роль, родительская позиция, стили воспитания и др.). При этом, приоритетно изучая отношения матери и ребенка, вводится в качестве субъекта взаимодействия - обобщенный родитель. Однако детско-родительские отношения – это двусторонний процесс взаимоотношений, в котором принимают участие 2 субъекта - родитель и ребенок. Это отношение формирует образы друг друга: как у родителя - образ его ребенка, так и у ребенка - образ его родителя.

     Среди отечественных авторов ведущее место в разработке проблемы коррекционно-педагогической помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии, принадлежит Т. Н. Волковской, в работах которой определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультирования таких семей.

     В зарубежной психологии детско-родительских отношений давно изучается проблема восприятия родительского отношения  детьми: сначала с позиции психоанализа (А.Фрейд, З.Фрейд), последующие работы основывались на данных проективных  методик («Рисунок семьи», тест Р.Жиля и т.п.), результаты которых носят субъективный характер.

     По  мнению Л. Беньямина, отношения с  родителями ребенок строит на основе двух основных стратегий:

     1) стратегия  «дополнительного  поведения», где  ребенок реагирует  инициативой  на предоставление самостоятельности,  бегством на преследование;

     2) стратегия  «защитного поведения», где ребенок  в ответ на  отвержение начинает вести себя  так как, будто его любят,  как бы приглашая родителей  изменить свое отношение к  нему.

     Так в объяснении детского отношения к родителям  существует гипотеза «воспроизводства отношений», дающая представление о  том, что ребенок относится к другому и к себе так, как родители относятся или относились к нему [28]. Ребенок интериоризирует способы родительского отношения и управления поведением посредством механизма интроекции, описанного З.Фрейдом [17].  

     1.2. Влияние родительских  установок и стилей  воспитания на  психическое развитие  ребенка 

     Родительские  установки или позиции – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, эмоционального родительского отношения к ребёнку, восприятие ребёнка родителем и способы поведения с ним [60, 112].

     Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется как синоним понятию «позиции», хотя целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребёнком, а характеризуют отношение к детям вообще.

     Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребёнком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребёнок живёт в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Всё это сказывается на ребёнке в виде общих нарушений психического развития.

     Дети  в детских учреждениях без  материнской заботы и ласки отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощённостью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым – они быстро привязываются к любому лицу («прилипчивы»), но столь же быстро отвыкают.

     Отдалённые  последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений  – вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности, – неспособности к эмоциональной привязанности и любви, отсутствия чувства общности с другими людьми, глобального отвержения себя и мира социальных отношений. Другой вариант искаженного развития соответствует классическому типу невротической личности – низкое самоуважение, повышенная тревожность, зависимость, навязчивый страх потери объекта привязанности.

     Разные  стили ухода и обращения, с  ребёнком начиная с первых дней его  жизни, формируют те или иные особенности  его психики и поведения. Психологом  С. Броди, были выделены четыре типа материнского отношения:

     – Матери первого типа легко и органично приспосабливаются к потребностям ребёнка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

     – Матери второго типа сознательно стараются приспособиться к потребностям ребёнка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносит в их поведение напряжённость, недостаток непосредственности в общении с ребёнком. Они чаще доминируют, а не уступают.

     – Матери третьего типа не проявляют большого интереса к ребёнку. Основу материнства составляет чувство долга. В отношениях с ребёнком почти нет теплоты и совсем нет спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяют жёсткий контроль (например, они последовательно и сурово старались приучить ребёнка полутора лет к навыкам опрятности).

     – Матери четвёртого типа характеризуются непоследовательностью. Они проявляют неадекватность к возрасту и потребностям ребёнка, допускают много ошибок в воспитании и плохо понимают своего ребёнка. Их прямые воспитательные воздействия так же, как и реакции на одни и те же поступки ребёнка противоречивы.

     По  нашему мнению, наиболее тяжелым для  ребёнка оказывается четвёртый  тип материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребёнка ощущения стабильности окружающего мира и провоцируют повышенную тревожность. Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребёнка, то у ребёнка возникает чувство опасности. Дефицит родительской отзывчивости способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии.

     Различают также стили родительского воспитания.

     Демократический стиль определяется:

     – высоким уровнем вербального  общения между детьми и родителями;

     – включённостью детей в обсуждение семейных проблем, учётом их мнения;

     – готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и одновременно их верой в успех самостоятельной  деятельности ребёнка;

     – ограничением собственной субъективности в видении ребёнка.

     Контролирующий  стиль включает:

     – ограничения поведения детей;

     – чёткое и ясное разъяснение ребёнку  смысла ограничений;

     – отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

     В семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризуются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличаются также хорошим физическим развитием, лёгкостью вступления в контакты со сверстниками.

     При контролирующем типе воспитания дети послушны, внушаемы, боязливы, не слишком  настойчивы в достижении собственных  целей, неагрессивны.

     При смешанном типе воспитания детям  присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

     Исследователи выделяют совокупность детских черт, связанных с фактором родительского  контроля. Были выявлены три группы детей.

     Компетентные – с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, с умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избегающие новых ситуаций.

     Избегающие  – с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

     Незрелые  – неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

     Некоторые авторы, например, А.И. Захаров, Г.А. Ковалев и др. выделяют также четыре параметра родительского воспитания.

     Родительский  контроль – контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также  на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.

     Родительские  требования – побуждающие к развитию у детей зрелости: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности  в интеллектуальной, эмоциональной  сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

     Воспитательное  воздействие в ходе общения с  детьми – родители с высоким баллом по этому показателю, чтобы добиться послушания, стремятся использовать убеждение, обосновывают свою точку  зрения и одновременно готовы обсуждать её с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают чётко и однозначно своих требований и недовольств или раздражения, но чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, крику, ругани.

     Эмоциональная поддержка – родители выражают сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоции направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

     Наиболее  распространённым механизмом формирования характерологических черт ребёнка выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объёмом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребёнку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к учебной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, доброжелательны и эмпатичны. Но пагубное влияние среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитания способствует развитию личности ребёнка по психопатическому или невротическому типу.

     В.И. Гарбузов с соавторами разграничивает неправильное воспитание следующим  образом:

     Воспитание  по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребёнка, попытки «улучшения», «коррекции» врождённого типа реагирования, сочетающиеся с жёстким контролем, регламентацией всей жизни ребёнка, с императивным навязыванием ему «единственно правильного» типа поведения. Наряду с жёстким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребёнка, полным попустительством.

     Воспитание  по типу Б (гиперсоциализирующее) –  тревожно-мнительная концентрация родителей на состоянии здоровья ребёнка, его социальном статусе среди друзей и особенно в детском саду, ожидание успехов на занятиях и в дальнейшем в школе (родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребёнка, однако либо вовсе не учитывают, либо недооценивают реальных психофизических особенностей и ограничений ребёнка).

     Воспитание  по типу В (эгоцентрическое) – «кумир семьи», «смысл жизни», т.е. культивирование  внимания всех членов семьи на ребёнке  иногда в ущерб другим детям или  членам семьи.

     В литературных источниках широко представлены стили семейного воспитания детей  с акцентуациями характера и  психопатиями А. Э. Личко 1983, а также  рассмотрен тип родительского отношения, который способствует возникновению  той или иной аномалии развития Э.Г. Эйдемиллер 1996. К таким стилям можно отнести следующие:

     – гипопротекция: недостаток опеки и  контроля за поведением, доходящий  иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному  благополучию ребёнка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формальном контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключённости в жизнь ребёнка. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для детей и подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типу, провоцируя асоциальное поведение – побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и приятии, эмоциональное отвержение ребёнка, невключение его в семейную общность;

     – доминирующая гиперпротекция: обострённое  внимание и забота о ребёнке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений  и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявляется у детей с психостенической, сензитивной и астено-невротической акцентуациями.

Информация о работе Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии