Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;
3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии
5. Выявить эффективность предлагаемой программы
Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.
1.1. Детско-родительских отношений как
предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9
1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12
1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21
Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29
2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37
Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47
3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60
3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66
Заключение……………………………………………………………….…74
Литература…………………………………………………………………..76
Понятие «родительское отношение», по мнению Т.В. Архиреевой и И.Г. Чесновой, актуально прежде всего применительно к младшему школьному возрасту (7-11 лет), так как в этом возрасте для развития ребенка важно благоприятное родительское отношение, ведь на его основе формируется самоотношение ребенка, определяющее то, какие культурные образцы личностного функционирования будут им усваиваться [2, 31].
В литературе чаще рассматривается одна сторона детско-родительских отношений - родительское отношение, описываемое весьма различными понятиями и терминами (роль, родительская позиция, стили воспитания и др.). При этом, приоритетно изучая отношения матери и ребенка, вводится в качестве субъекта взаимодействия - обобщенный родитель. Однако детско-родительские отношения – это двусторонний процесс взаимоотношений, в котором принимают участие 2 субъекта - родитель и ребенок. Это отношение формирует образы друг друга: как у родителя - образ его ребенка, так и у ребенка - образ его родителя.
Среди отечественных авторов ведущее место в разработке проблемы коррекционно-педагогической помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии, принадлежит Т. Н. Волковской, в работах которой определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультирования таких семей.
В
зарубежной психологии детско-родительских
отношений давно изучается
По мнению Л. Беньямина, отношения с родителями ребенок строит на основе двух основных стратегий:
1) стратегия «дополнительного поведения», где ребенок реагирует инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование;
2)
стратегия «защитного
Так
в объяснении детского отношения к
родителям существует гипотеза «воспроизводства
отношений», дающая представление о
том, что ребенок относится к другому и
к себе так, как родители относятся или
относились к нему [28]. Ребенок интериоризирует
способы родительского отношения и управления
поведением посредством механизма интроекции,
описанного З.Фрейдом [17].
1.2.
Влияние родительских
установок и стилей
воспитания на
психическое развитие
ребенка
Родительские установки или позиции – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, эмоционального родительского отношения к ребёнку, восприятие ребёнка родителем и способы поведения с ним [60, 112].
Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется как синоним понятию «позиции», хотя целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребёнком, а характеризуют отношение к детям вообще.
Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребёнком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребёнок живёт в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Всё это сказывается на ребёнке в виде общих нарушений психического развития.
Дети в детских учреждениях без материнской заботы и ласки отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощённостью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым – они быстро привязываются к любому лицу («прилипчивы»), но столь же быстро отвыкают.
Отдалённые
последствия материнской
Разные стили ухода и обращения, с ребёнком начиная с первых дней его жизни, формируют те или иные особенности его психики и поведения. Психологом С. Броди, были выделены четыре типа материнского отношения:
– Матери первого типа легко и органично приспосабливаются к потребностям ребёнка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение.
– Матери второго типа сознательно стараются приспособиться к потребностям ребёнка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносит в их поведение напряжённость, недостаток непосредственности в общении с ребёнком. Они чаще доминируют, а не уступают.
– Матери третьего типа не проявляют большого интереса к ребёнку. Основу материнства составляет чувство долга. В отношениях с ребёнком почти нет теплоты и совсем нет спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяют жёсткий контроль (например, они последовательно и сурово старались приучить ребёнка полутора лет к навыкам опрятности).
– Матери четвёртого типа характеризуются непоследовательностью. Они проявляют неадекватность к возрасту и потребностям ребёнка, допускают много ошибок в воспитании и плохо понимают своего ребёнка. Их прямые воспитательные воздействия так же, как и реакции на одни и те же поступки ребёнка противоречивы.
По нашему мнению, наиболее тяжелым для ребёнка оказывается четвёртый тип материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребёнка ощущения стабильности окружающего мира и провоцируют повышенную тревожность. Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребёнка, то у ребёнка возникает чувство опасности. Дефицит родительской отзывчивости способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии.
Различают
также стили родительского
Демократический стиль определяется:
– высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями;
–
включённостью детей в
– готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и одновременно их верой в успех самостоятельной деятельности ребёнка;
– ограничением собственной субъективности в видении ребёнка.
Контролирующий стиль включает:
– ограничения поведения детей;
– чёткое и ясное разъяснение ребёнку смысла ограничений;
– отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
В семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризуются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличаются также хорошим физическим развитием, лёгкостью вступления в контакты со сверстниками.
При контролирующем типе воспитания дети послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.
При смешанном типе воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.
Исследователи выделяют совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выявлены три группы детей.
Компетентные – с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, с умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избегающие новых ситуаций.
Избегающие – с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.
Незрелые – неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.
Некоторые авторы, например, А.И. Захаров, Г.А. Ковалев и др. выделяют также четыре параметра родительского воспитания.
Родительский контроль – контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.
Родительские требования – побуждающие к развитию у детей зрелости: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.
Воспитательное воздействие в ходе общения с детьми – родители с высоким баллом по этому показателю, чтобы добиться послушания, стремятся использовать убеждение, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать её с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают чётко и однозначно своих требований и недовольств или раздражения, но чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, крику, ругани.
Эмоциональная поддержка – родители выражают сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоции направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
Наиболее распространённым механизмом формирования характерологических черт ребёнка выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объёмом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребёнку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к учебной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, доброжелательны и эмпатичны. Но пагубное влияние среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитания способствует развитию личности ребёнка по психопатическому или невротическому типу.
В.И. Гарбузов с соавторами разграничивает неправильное воспитание следующим образом:
Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребёнка, попытки «улучшения», «коррекции» врождённого типа реагирования, сочетающиеся с жёстким контролем, регламентацией всей жизни ребёнка, с императивным навязыванием ему «единственно правильного» типа поведения. Наряду с жёстким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребёнка, полным попустительством.
Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) – тревожно-мнительная концентрация родителей на состоянии здоровья ребёнка, его социальном статусе среди друзей и особенно в детском саду, ожидание успехов на занятиях и в дальнейшем в школе (родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребёнка, однако либо вовсе не учитывают, либо недооценивают реальных психофизических особенностей и ограничений ребёнка).
Воспитание по типу В (эгоцентрическое) – «кумир семьи», «смысл жизни», т.е. культивирование внимания всех членов семьи на ребёнке иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
В литературных источниках широко представлены стили семейного воспитания детей с акцентуациями характера и психопатиями А. Э. Личко 1983, а также рассмотрен тип родительского отношения, который способствует возникновению той или иной аномалии развития Э.Г. Эйдемиллер 1996. К таким стилям можно отнести следующие:
– гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребёнка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формальном контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключённости в жизнь ребёнка. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для детей и подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типу, провоцируя асоциальное поведение – побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и приятии, эмоциональное отвержение ребёнка, невключение его в семейную общность;
–
доминирующая гиперпротекция: обострённое
внимание и забота о ребёнке сочетается
с мелочным контролем, обилием ограничений
и запретов, что усиливает