Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;

3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

5. Выявить эффективность предлагаемой программы

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

1.1. Детско-родительских отношений как

предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9

1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12

1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29

2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37

Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47

3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60

3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66

Заключение……………………………………………………………….…74

Литература…………………………………………………………………..76

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

     У гипертимных детей и подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает  реакции эмансипации;

     – потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребёнка, чрезмерное покровительство  и обожание, результирующее непомерно  высокий уровень притязаний ребёнка, безудержное стремление к лидерству  и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного круга;

     – эмоциональное отвержение: игнорирование  потребностей ребёнка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребёнком, постоянным ощущением родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно живой и активный для своего возраста». Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции; шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грёз, неустойчивые находят отдушину в детских и подростковых компаниях;

     – повышенная моральная ответственность: несоответствующее возрасту и реальным возможностям ребёнка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребёнка ответственности  за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – всё это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. И в условиях такого воспитания ребёнку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребёнка».

     В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного  воспитания (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980) [61, 137].

     1. Отношение матери к сыну как  к «замещающему» мужа: требование  активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться  постоянно в обществе сына, быть  в курсе его личной жизни,  стремление ограничить его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствие контакта с сыном, его желание отгородиться от неё, его «презрение».

     2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое  желание удержать и привязать  к себе ребёнка, лишить его  самостоятельности из-за страха  возможного несчастья с ребёнком в будущем (комплекс «умной Эльзы»). В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребёнка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желание всё сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребёнка», что по существу означает «зачёркивание» реального ребёнка, стагнацию развития ребёнка, регресс и фиксацию на примитивных формах ободрения ради обеспечения симбиотических связей с ним.

     3. Воспитательных контроль посредством  нарочитого лишения любви. Нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребёнку или подростку демонстрируется: «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребёнком, недопустимости такого поведения, не демонстрируют явно негативных чувств, которые они переживают в связи с плохим поведением ребёнка. С ним не разговаривают, его подчёркнуто игнорируют, говорят о ребёнке в третьем лице как об отсутствующем. Послушание достигается ценой обесценивания «я», сохранения примитивной привязанности.

     4. Воспитательный контроль посредством  вызова чувства вины. Ребёнок,  нарушающий запрет, клеймится родителями  как «неблагодарный», «предавший  родительскую любовь», «доводящий до сердечных приступов» и т.д. Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом ребёнка оказаться виновным в неблагополучии родителей, отношениями зависимости.

     В литературе приводится ряд подходов к анализу семейных взаимоотношений, в том числе предлагается следующие диагностические критерии семейной дисгармонии (Т.Гордон, 1997):

     1 - эмоциональные контакты: смягчение  стрессов; психологическая защищённость.

     2 – модель поведения: способность  приспосабливаться к меняющимся  условиям среды; дисциплинированность при последовательности требований.

     3 – коммуникативные связи: вербальные (требование, понимание, сопереживание,  порицание т.п.); невербальные (поза, мимика, жесты и т.п.).

     4 – источник жизненного опыта:  стиль преодоления стрессов; выполнение домашних обязанностей; игры и занятия; совместные мероприятия.

     Исследования  А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б.Эльконина (1976) и других показали, что психическое  развитие ребенка определяется его  эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

     Таким образом, можно со всей определенностью  утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую  они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка. Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, "базовой" причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений "мать — ребенок" (Н.М. Гордецова, 1978; А.И.Захаров, 1988; А.С. Спиваковская, 1988; В.С. Манова-Томова, 1981; М.Раттер, 1987 и др.). 

     1.3. Особенности родительских  отношений к ребенку  с проблемами в  развитии и их  основные нарушения 

     Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость  родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

     Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.

       Трудности, которые постоянно  испытывает семья с проблемным  ребенком, значительно отличаются  от повседневных забот, которыми  живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Рождение ребенка с нарушением для большинства семей является огромной трагедией. М.М. Семаго выделил следующие особенности семей, имеющих детей с патологией:

  • Нарушается взаимодействие с социумом (родные, знакомые, врачи, педагоги и др. специалисты). При этом наблюдается замыкание в своей семье, неадекватна реакция на врачебные и педагогические рекомендации, конфронтация с детскими дошкольными учреждениям и в дальнейшем со школой.
  • Нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские. Как правило, в этом случае позиция отце меняется сильнее. Отцы болезненнее переживают, что его ребенок болен и что он, как и другие, здоровые члены семьи, находится в ситуации «заброшенного». В крайних случаях это приводит к распаду семьи.
  • Возможно нарушение репродуктивного поведения, характерного для данного типа семьи. В случае небольшого риска рождения ребенка с той же патологией супруги принимают решение не иметь больше детей. И наоборот, часто бывает, что даже, если риск рождения аномального ребенка очень велик, супруги очень сильно желают иметь последующих детей.
  • Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка. Необратимость диагноза и вытекающих из него последствий признается не всеми родителями и не сразу. На словах, соглашаясь с врачами и специалистами, родители тратят огромные силы и средства на «хождение по кругу специалистов» надеясь, что диагноз не подтвердиться. Не иссякает надежда и на чудодейственные лекарства, возможности лечения, которые помогут изменить состояние ребенка.

     Длительный  стресс приводит к появлению повышенной раздражительности, взаимным упрекам, ухудшению супружеских отношений  в целом. Многообразие реакций родителей  на появление ребенка с патологией, по мнению многих исследователей, можно  условно разделить на 4 основных этапа:

  • Состояние шока, растерянности, иногда страха.
  • Негативизм, отрицание поставленного диагноза.
  • Принятие диагноза и связанная с этим депрессия.
  • Самостоятельное, сознательное обращение родителей к специалистам.

     «Образ  ребенка», и связанная с этим степень несоответствия ему конкретных детей во многом определяется общими ценностями и установками общества. В частности, современная культура очень сильно ориентирована на социальные достижения, большую степень включенности человека в социальные контакты, его интеллектуальные достижения.

     Подобные  социокультурные традиции и общественные ценности способствуют тому, что психическое  нарушение ребенка является сильнейшей психологической травмой для  родителей. Усугубляет положение семьи  и зачастую негативное отношение общества к психически неполноценным людям. В иерархии различных видов патологии психические нарушения стоят очень низко. К переживаниям, связанным с состоянием ребенка, у многих родителей добавляется чувство вины, стыда, смущения за ребенка, родители предпочитают не афишировать, чем он болен.

     Понимание родителями ребенка невозможно без  осознания родителями специфики  заболевания и адекватного отношения  родителей к здоровью ребенка  и его заболеванию. Современные  исследования проблемы восприятия болезни, как самим заболевшим, так и его ближайшим окружением, касаются чаще всего, соматической патологии. В них подчеркивается часто встречающееся несоответствие субъективного восприятия болезни его объективной картине, что может негативно отразиться на процессе лечения и реабилитации больного. Взаимопонимание в вопросе отношения к болезни ребенка между родителями и специалистами — врачами, психологами, дефектологами является условием успешного лечения, обучения, социальной адаптации ребенка и подготовкой его к взрослой жизни.

     Для достижения воспитания социально одобряемого  поведения родитель должен решить ряд  конкретных задач: помочь ребёнку при  включении его в систему социальных отношений; формирование состояния  социальной значимости; формирование навыков удовлетворения социальных потребностей общественно приемлемым нормам; воспитание умения осознанно подчиняться нормам и требованиям общественной морали [35, 42]. Отклонения в поведении индивида отрицательно сказываются на развитии самой личности.

     Негативный  опыт общения со взрослыми в семье  и вне ее приводит к тому, что  в новой ситуации дети с проблемами в развитии, предвидя непонимание  каких-либо требований или заданий, заранее прогнозируют себе неуспех. Они находятся в напряжении и  испытывают отрицательные эмоции (Н. Л. Белопольская, И. Ю. Кулагина, А. Н. Цымбалюк и др.). Многие отстающие в развитии дети находятся в состоянии тревоги, у них возникает страх перед возможным наказанием. Ребенок боится даже воображаемых наказаний, особенно физических. Надеясь избежать наказания, некоторые дети готовы выполнять любые требования (часто совершенно неоправданные), ограничивающие их поведение. Такое состояние ребенка препятствует осознанному освоению социально одобряемых правил поведения и способов общения с окружающими.

     Недостаточность познавательных процессов у детей  с отклонениями в развитии является причиной своеобразия формирования их эмоционально-волевой, личностной и  поведенческой сфер (Ж. И. Шиф и  др.). Не следует также забывать об особенностях преморбидных личностных характеристик, которые каждый ребенок наследует от своих родителей. Становление вышеупомянутых сфер у детей происходит на измененной основе, что, несомненно, ведет к качественным отличиям от нормативных эталонов. С другой стороны, недостаточность и неадекватность взаимодействия родителей с детьми в эмоциональном плане усугубляет их дефект, искажает личностное развитие и снижает возможности социально-приспособительных характеристик.

     Результаты  исследований (Т. Н. Волковская, 2003; А. И. Захаров, 1976; M. M. Либлинг, 1996; Н. В. Мазурова, 1997; И. И. Мамайчук, 1989; Г. А. Мишина, 1998; Л. И. Солнцева, 1988; B. B. Ткачева, 2005) показывают, что у любого ребенка с отклонениями в развитии имеют место нарушения во взаимодействии с родителями. В качестве критерия оценки детско-родительских отношений используется эмоциональная (позитивная или негативная) апелляция детей к родителям в продуктах деятельности, а также непосредственная оценка отношений с родителями, данная детьми.

     Каждый  ребенок с отклонениями в развитии демонстрирует высокую потребность в эмоционально-положительных контактах с родителями, их тепле и близости. Недостаточность и неадекватность детско - родительского общения проявляется в замещении родителей другими субъектами. Отсутствие родительского тепла изменяет личностную сферу ребенка, формируя вместо позитивно устойчивых черт характера, необходимых для успешной адаптации в социуме, неадекватные личностные характеристики.      Взаимодействие детей с социальной средой приобретает неадекватные формы, возникают коммуникативные проблемы и барьеры. Отношения с людьми окрашиваются в сознании ребенка в неблагоприятные тона, для них характерны отгороженность, тревожность, агрессия. Неадекватное отношение родителей (других лиц) к детям отражается в их продуктивной деятельности. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным миром и формируют дезадаптивные характерологические черты личности.

Информация о работе Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии