Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа
Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;
3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии
5. Выявить эффективность предлагаемой программы
Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.
1.1. Детско-родительских отношений как
предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9
1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12
1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21
Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29
2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37
Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47
3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60
3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66
Заключение……………………………………………………………….…74
Литература…………………………………………………………………..76
"Отвержение".
Шкала отражает интегральное
эмоциональное отношение к
"Социальная
желательность " - социально желательный
образ родительского отношения.
"Симбиоз"
- шкала отражает межличностную
дистанцию в общении с
"Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают.
"Инфантилизация" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся ему детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии.
Рис 5. Результаты опросника родительского отношения ОРО на констатирующем этапе
Шкала «социальная желательности», «симбиоз» и «гиперсоциализация» по результатам методики получили максимальные значения. Что может свидетельствовать о том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Однако родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. При высоком балле по шкале «гиперсоциализации» в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.
Выводы по констатирующему этапу.
По полученным результатам методики Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) получились следующие показатели наиболее выраженных типов воспитания:
– Гиперпротекция (Г+) = 67%,
– Потворствование (У+) = 22%,
– Чрезмерность требований-запретов З+ = 22%,
– Минимальность санкций С- = 33%,
– Неустойчивость стиля воспитания Н = 33%,
– Воспитательная неуверенность родителя ВН = 33%,
– Фобия утраты ребенка ФУ = 22%,
– Неразвитость родительских чувств НРЧ = 22%.
По результатам теста «Мера заботы» получились следующие данные: из 9 семей 5 набрали высокие баллы, остальные 4 человека набрали средний балл. В семьях, набравших высокий балл главный мотив поведения – интересы ребенка. Такая позиция достойна одобрения, однако несколько заострена. Это может повлечь за собой чрезмерную опеку. В таких семьях взрослые выполняют за ребенка все, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям. В результате у ребенка может сформироваться пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления будет препятствовать личностному росту. «Воспитывать детей – значит учить их обходится без нас». По результатам методики идентификации детей с родителями опросник А.И. Зарова четко виден приоритет мамы, по сравнению с отцом. Несмотря на то, что выборка состоит из 9 человек из которых 7 мальчиков большей компетентностью и престижностью пользуется все же мама. Обратим внимание на наиболее тревожные результаты. Мы можем констатировать, что 22% детей ощущают со стороны папы неприятие, отсутствие любви и уважения, эмоциональное отвержение, враждебность отцов, их отрицательное отношение к себе испытывают и воспринимают воспитательную тактику отцов как непоследовательную, дисгармоничную. По полученным результатам методики PARI у всех 9 семей показатели семейной роли максимально высокие, показатели эмоционального контакта и излишней эмоциональной дистанции находятся в норме. А вот показатели концентрации на ребенке занимают максимальные значения,что может свидетельствовать о несамостоятельности ребенка и чрезмерной опеки родителей. Излишняя эмоциональная дистанция связана с "безучастностью" мужа, а излишняя концентрация на ребенке - с зависимостью матери и ограниченностью рамками семьи. Особый интерес вызывает взаимосвязь оптимальности эмоционального контакта и сверхавторитета родителей. Такая взаимосвязь может быть связана с приравниванием матерями оптимальности эмоционального контакта и "послушностью" ребенка, признанием авторитарности родительского мнения. По данным опросника родительского отношения шкала «социальная желательности», «симбиоз» и «гиперсоциализация» по результатам методики получили максимальные значения. Что может свидетельствовать о том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Однако родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. При высоком балле по шкале «гиперсоциализации» в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.
Подводя итог по выше изложенному отметим тот факт, характерными особенностями семей воспитывающих детей с проблемами в развитии являются: повышенный интерес к делам своих детей, излишняя концентрация на своем ребенке, полная инвалидизация и гиперопека, отсутствие возможности проявления самостоятельности ребенка и полное подчинение в послушании.
3.2. Сравнительный
анализ констатирующего
и контрольного этапов
по исследованию особенностей
детско-родительских
отношений в семьях
воспитывающих детей
с проблемами в развитии.
Сравнительный
анализ результатов
по методике "Анализ
семейных взаимоотношений" (АСВ)
Эйдемиллера Э.Г.
и Юстицкиса В.В.
на констатирующем и
контрольном этапах
эксперимента представлен
на рисунке 6
Рис. 6 Сравнительный анализ результатов по методике "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. на констатирующем и контрольном этапах
Сравнительный анализ результатов по методике "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. на констатирующем и контрольном этапах на констатирующем и контрольном этапах представленный в таблице и на рисунке, позволяет говорить о положительной динамике количественных изменений шкал по типам воспитания.
Так,
например, нам удалось понизить уровень
гиперпротекции Г+ с 67% до 33%. А также
шкалы Минимальность санкций
С-, Воспитательная неуверенность родителя
ВН, Неустойчивость стиля воспитания
Н и Неразвитость родительских чувств
НРЧ были понижены в два раза. А такие шкалы
как: Потворствование У+, Чрезмерность
требований-запретов З+, Фобия утраты ФУ+
были снижены с 22% до нуля.
Сравнительный анализ результатов по методике Мера заботы" И.М. Марковской на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен на рисунке 7
Рис. 7 Сравнительный анализ результатов по методике "Мера заботы" И.М. Марковской на констатирующем и контрольном этапах.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить о положительной динамике в выборке, которая выражается:
1. Высокий показатель меры заботы на констатирующем этапе составил 56%, что говорит о том, что такая семья вероятнее всего детоцентрична. То есть интересы ребенка - главный мотив поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако она несколько заострена, что характеризуется чрезмерной опекой. Однако на контрольном этапе этот показатель составил всего 33%, что свидетельствует о положительной динамике изменения отношения в семье к детям.
2. Средний
показатель меры забота на констатирующем
этапе составил 44%. Это говорит о том, что
таким детям не грозит стать распущенным
и избалованным, поскольку родители уделяют
ему достаточное, но не чрезмерное внимание.
И процентное изменение от 44% до 67% говорит
о том, что родители значительно изменили
свое отношение, а также взгляды на воспитание
и развитие своих детей в лучшую сторону,
что в полной мере отражено на рисунке
11
Сравнительный
анализ результатов
по методике идентификации
детей с родителями
опросник А.И. Зарова
на констатирующем и
контрольном этапах
эксперимента представлен
на рисунке 8.
Рис.8 Сравнительный анализ результатов по методике идентификации детей с родителями опросник А.И. Зарова на констатирующем и контрольном этапах.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить о положительном изменении в динамике выборки. Это наглядно представлено как в таблице, так и на графике.
В
первом случае процентное изменение в
отношении к маме с 78% до 44% свидетельствует
о том, что ребенок стал менее заострятся
на одном родителе и слушать другого. Также
что касается процентного изменения в
отношении к отцу, а именно с 22% до 56% говорит
нам о том, что отношения отца и детей стали
более теплыми и доверительными. Родитель
стал больше обращать внимания на своих
детей и тем самым заслужил их доверие
в отношении себя.
Сравнительный анализ результатов по методике PARI Е.С. Шефера и Р.К. Белла на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен на рисунке 9
Рис.9 Сравнительный анализ результатов по методике PARI опросник родительских установок Е.С. Шефера и Р.К. Белла на констатирующем и контрольном этапах.
По результатам сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапов можно говорить о следующих изменениях в динамике:
1. Стоит заметить, что отношение к семейной роли на 0,2 % повысилось, а оптимальный эмоциональный контакт наоборот увеличился с 11,9% до 13,1%. Этот показатель достаточно важен в исследовании отношений между родителями и детьми, так как он является физиологической потребностью ребенка. Недостаток общения и эмоциональных стимулов у детей способствует их отставанию в двигательном, физическом и умственном развитии, в формировании их отношений с окружающими. Все знают о необходимости удовлетворения о необходимости физиологических потребностей ребенка, но даже самый хороший уход и питание не могут полностью удовлетворить его психоэмоциональные потребности. Важно помнить, что эмоциональный контакт и общение с мамой являются необходимым условием не только развития, но и выживания детей.
Для создания оптимальных условий адаптации и развития ребенка, ему необходим эмоциональный контакт с мамой, который формирует здоровую нервную систему, дает ощущение любви, защищенности и уверенности в себе на всю последующую жизнь.
2. Что
касается излишней эмоциональной дистанции
и излишней концентрации на ребенке здесь
показатели следующие. В первом случае
процентное кол-во снизилось с 8,5% до 7,2%.
Во втором случае показатели выраженности
данного фактора тоже были снижены с 20,3%
до 18,3%. Известно, что излишняя концентрация,
как и излишняя эмоциональная дистанция
с ребенком связаны с доминированием матери
в семье и неудовлетворенностью женщины
ролью хозяйки. Излишняя эмоциональная
дистанция также связана с "безучастностью"
мужа, а излишняя концентрация на ребенке
- с зависимостью матери и ограниченность
ее интересов рамками семьи. Это отражается
на связи теплоты эмоционального контакта
и авторитета родителей. При этом матери
приравнивают оптимальность эмоционального
контакта к "послушности" ребенка,
признанию авторитарности родительского
мнения. В данном случае нам удалось понизить
данные показатели, тем самым повысить
роль отца и понизить доминирование матери
в семьях
Сравнительный
анализ результатов
по опроснику родительского
отношения ОРО
А.Я. Варга, В.В. Столина
на констатирующем и
контрольном этапах
эксперимента представлен
на рисунке 10
Рис. 10 Сравнительный анализ результатов по опроснику родительского отношения ОРО А.Я. Варга, В.В. Столина на констатирующем и контрольном этапах.
По
представленным данным наглядно видно
изменение в динамике представленных
результатов. Шкала отвержение, которая
характеризует восприятие родителем своего
ребенка как плохим, неприспособленным,
неудачливым порядка раза в 2 была снижена,
а именно ч 34,8% до 19%. Шкала социальная желательность,
то есть социально желательный образ родительского
отношения был увеличен с 80,5% до 86,5%.
Шкала симбиоз описывается так - родитель
ощущает себя с ребенком единым целым,
стремится удовлетворить все потребности
ребенка, оградить его от трудностей и
неприятностей жизни. От части такая позиция
достойна одобрения, но слишком навящивое
отношение своих идеалов и стремлений
может навредить ребенку. Поэтому как
мы можем видеть показатель данного критерия
был снижен с 69,8% до 63,5%. Гиперсоциализация,
которая отражает форму и направление
контроля за поведением ребенка и инфантилизация
- отражает особенности восприятия и понимания
ребенка родителем в процессе проведения
коррекционно-развивающей программы тоже
были снижены. Так как оба критерия при
высоких отметках имеют негативную сторону
воздействия. В первом случае это проявление
в семье авторитаризма, а во втором случае
это приписывание ребенку личной и
социальной несостоятельности.