Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;

3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

5. Выявить эффективность предлагаемой программы

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

1.1. Детско-родительских отношений как

предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9

1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12

1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29

2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37

Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47

3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60

3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66

Заключение……………………………………………………………….…74

Литература…………………………………………………………………..76

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

     "Отвержение". Шкала отражает интегральное  эмоциональное отношение к ребенку.  Родителю нравится ребенок таким, какой он есть, уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.

     "Социальная  желательность " - социально желательный  образ родительского отношения.  Содержательно эта шкала раскрывается  так: родитель заинтересован в  делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него.

     "Симбиоз" - шкала отражает межличностную  дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным, она повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

     "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают.

     "Инфантилизация" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся ему детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии.

     

     Рис 5. Результаты опросника родительского отношения ОРО на констатирующем этапе

     Шкала «социальная желательности»,  «симбиоз» и «гиперсоциализация» по результатам методики получили максимальные значения. Что может свидетельствовать о том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Однако родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. При высоком балле по шкале «гиперсоциализации» в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.

     Выводы  по констатирующему  этапу.

     По  полученным результатам методики Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) получились следующие показатели наиболее выраженных типов воспитания:

     – Гиперпротекция (Г+) = 67%,

     – Потворствование (У+) = 22%,

     – Чрезмерность требований-запретов З+ = 22%,

     – Минимальность санкций С- = 33%,

     – Неустойчивость стиля воспитания Н = 33%,

     – Воспитательная неуверенность родителя ВН = 33%,

     – Фобия утраты ребенка ФУ = 22%,

     – Неразвитость родительских чувств НРЧ = 22%.

     По  результатам теста «Мера заботы» получились следующие данные: из 9 семей 5 набрали высокие баллы, остальные 4 человека набрали средний балл. В семьях, набравших высокий балл главный мотив поведения – интересы ребенка. Такая позиция достойна одобрения, однако несколько заострена. Это может повлечь за собой чрезмерную опеку. В таких семьях взрослые выполняют за ребенка все, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям. В результате у ребенка может сформироваться пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления будет препятствовать личностному росту. «Воспитывать детей – значит учить их обходится без нас». По результатам методики идентификации детей с родителями опросник А.И. Зарова четко виден приоритет мамы, по сравнению с отцом. Несмотря на то, что выборка состоит из 9 человек из которых 7 мальчиков большей компетентностью и престижностью пользуется все же мама. Обратим внимание на наиболее тревожные результаты. Мы можем констатировать, что 22%  детей ощущают со стороны папы неприятие, отсутствие любви и уважения, эмоциональное отвержение, враждебность отцов, их отрицательное отношение к себе испытывают и воспринимают воспитательную тактику отцов как непоследовательную, дисгармоничную. По полученным результатам методики PARI у всех 9 семей показатели семейной роли максимально высокие, показатели эмоционального контакта и излишней эмоциональной дистанции находятся в норме. А вот показатели концентрации на ребенке занимают максимальные значения,что может свидетельствовать о несамостоятельности ребенка и чрезмерной опеки родителей. Излишняя эмоциональная дистанция связана с "безучастностью" мужа, а излишняя концентрация на ребенке - с зависимостью матери и ограниченностью рамками семьи. Особый интерес вызывает взаимосвязь оптимальности эмоционального контакта и сверхавторитета родителей. Такая взаимосвязь может быть связана с приравниванием матерями оптимальности эмоционального контакта и "послушностью" ребенка, признанием авторитарности родительского мнения. По данным опросника родительского отношения шкала «социальная желательности»,  «симбиоз» и «гиперсоциализация» по результатам методики получили максимальные значения. Что может свидетельствовать о том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Однако родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. При высоком балле по шкале  «гиперсоциализации» в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.

     Подводя итог по выше изложенному отметим  тот факт, характерными особенностями  семей воспитывающих детей с  проблемами в развитии являются: повышенный интерес к делам своих детей, излишняя концентрация на своем ребенке, полная инвалидизация и гиперопека, отсутствие возможности проявления самостоятельности ребенка и полное подчинение в послушании.

     3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов по исследованию особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии. 

     Сравнительный анализ результатов  по методике "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.  на констатирующем и  контрольном этапах эксперимента представлен  на рисунке 6 

     

     Рис. 6  Сравнительный анализ результатов по методике "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. на констатирующем и контрольном этапах

     Сравнительный анализ результатов по методике "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. на констатирующем и контрольном этапах на констатирующем и контрольном этапах представленный в таблице  и на рисунке, позволяет говорить о положительной динамике количественных изменений шкал по типам воспитания.

     Так, например, нам удалось понизить уровень  гиперпротекции Г+ с 67% до 33%. А также  шкалы Минимальность санкций  С-, Воспитательная неуверенность родителя ВН, Неустойчивость стиля воспитания Н и Неразвитость родительских чувств НРЧ были понижены в два раза. А такие шкалы как: Потворствование У+, Чрезмерность требований-запретов З+, Фобия утраты ФУ+ были снижены с 22%  до нуля. 

     Сравнительный анализ результатов  по методике Мера заботы" И.М. Марковской на констатирующем и контрольном этапах  эксперимента представлен  на рисунке 7

     

      

     Рис. 7  Сравнительный анализ результатов по методике "Мера заботы" И.М. Марковской на констатирующем и контрольном этапах. 

     Сравнительный анализ результатов  констатирующего  и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить о положительной динамике в выборке, которая выражается:

     1. Высокий показатель меры заботы на констатирующем этапе составил 56%, что говорит о том, что такая семья вероятнее всего детоцентрична. То есть интересы ребенка - главный мотив поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако она несколько заострена, что характеризуется чрезмерной опекой. Однако на контрольном этапе этот показатель составил всего 33%, что свидетельствует о положительной динамике изменения отношения в семье к детям.

     2. Средний показатель меры забота на констатирующем этапе составил 44%. Это говорит о том, что таким детям не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку родители уделяют ему достаточное, но не чрезмерное внимание.  И процентное изменение  от 44% до 67% говорит о том, что родители значительно изменили свое отношение, а также взгляды на воспитание и развитие своих детей в лучшую сторону, что в полной мере отражено на рисунке 11 

     Сравнительный анализ результатов  по методике идентификации детей с родителями опросник А.И. Зарова на констатирующем и контрольном этапах  эксперимента представлен  на рисунке 8. 

     

     Рис.8 Сравнительный анализ результатов по методике идентификации детей с родителями опросник А.И. Зарова на констатирующем и контрольном этапах. 

     Сравнительный анализ результатов  констатирующего  и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить о положительном  изменении в  динамике выборки. Это  наглядно представлено как в таблице, так и на графике.

     В первом случае процентное изменение в отношении к маме с 78% до 44%  свидетельствует о том, что ребенок стал менее заострятся на одном родителе и слушать другого. Также что касается процентного изменения в отношении к отцу, а именно с 22% до 56% говорит нам о том, что отношения отца и детей стали более теплыми и доверительными. Родитель стал больше обращать внимания на своих детей и тем самым заслужил их доверие в отношении себя.  

     Сравнительный анализ результатов  по методике PARI Е.С. Шефера и Р.К. Белла на констатирующем и  контрольном этапах  эксперимента представлен  на рисунке 9

     

      

     Рис.9 Сравнительный анализ результатов по методике PARI  опросник родительских установок Е.С. Шефера и Р.К. Белла на констатирующем и контрольном этапах. 

     По  результатам сравнительного анализа  констатирующего и контрольного этапов можно говорить о следующих изменениях в динамике:

     1. Стоит заметить, что отношение к семейной роли на 0,2 % повысилось, а оптимальный эмоциональный контакт наоборот увеличился с 11,9% до 13,1%. Этот показатель достаточно важен в исследовании отношений между родителями и детьми, так как он является физиологической потребностью ребенка. Недостаток общения и эмоциональных стимулов у детей способствует их отставанию в двигательном, физическом и умственном развитии, в формировании их отношений с окружающими. Все знают о необходимости удовлетворения о необходимости физиологических потребностей ребенка, но даже самый хороший уход и питание не могут полностью удовлетворить его психоэмоциональные потребности. Важно помнить, что эмоциональный контакт и общение с мамой являются необходимым условием не только развития, но и выживания детей.

     Для создания оптимальных условий адаптации  и развития ребенка, ему необходим  эмоциональный контакт с мамой, который формирует здоровую нервную  систему, дает ощущение любви, защищенности и уверенности в себе на всю последующую жизнь.

     2. Что касается излишней эмоциональной дистанции и излишней концентрации на ребенке здесь показатели следующие. В первом случае процентное кол-во снизилось с 8,5% до 7,2%. Во втором случае показатели выраженности данного фактора тоже были снижены с 20,3% до 18,3%. Известно, что излишняя концентрация, как и излишняя эмоциональная дистанция с ребенком связаны с доминированием матери в семье и неудовлетворенностью женщины ролью хозяйки. Излишняя эмоциональная дистанция также связана с "безучастностью" мужа, а излишняя концентрация на ребенке - с зависимостью матери и ограниченность ее интересов рамками семьи. Это отражается на связи теплоты эмоционального контакта и авторитета родителей. При этом матери приравнивают оптимальность эмоционального контакта к "послушности" ребенка, признанию авторитарности родительского мнения. В данном случае нам удалось понизить данные показатели, тем самым повысить роль отца и понизить доминирование матери в семьях 

     Сравнительный анализ результатов  по опроснику родительского  отношения ОРО  А.Я. Варга, В.В. Столина  на констатирующем и  контрольном этапах  эксперимента представлен  на рисунке 10 

     

     Рис. 10 Сравнительный анализ результатов по опроснику родительского отношения ОРО А.Я. Варга, В.В. Столина на констатирующем и контрольном этапах. 

     По  представленным данным наглядно видно  изменение в динамике представленных результатов. Шкала отвержение, которая характеризует восприятие родителем своего ребенка как плохим, неприспособленным, неудачливым порядка раза в 2 была снижена, а именно ч 34,8% до 19%. Шкала социальная желательность, то есть социально желательный образ родительского отношения был увеличен с 80,5% до 86,5%.  Шкала симбиоз описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. От части такая позиция достойна одобрения, но слишком навящивое отношение своих идеалов и стремлений может навредить ребенку. Поэтому как мы можем видеть показатель данного критерия был снижен с 69,8% до 63,5%. Гиперсоциализация, которая отражает форму и направление контроля за поведением ребенка и инфантилизация - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем в процессе проведения коррекционно-развивающей программы тоже были снижены. Так как оба критерия при высоких отметках имеют негативную сторону воздействия. В первом случае это проявление в семье авторитаризма, а во втором случае это  приписывание ребенку личной и социальной несостоятельности. 

Информация о работе Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии