Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии и на их основе составить программу по коррекции и оптимизации детско – родительских отношений в данных семьях.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть понятие «детстко-родительские отношения», «стили семейного воспитания», «родительские установки»;

3. Составить диагностическую программу на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

5. Выявить эффективность предлагаемой программы

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

1.1. Детско-родительских отношений как

предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9

1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12

1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29

2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37

Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47

3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60

3.3. Вводы и рекомендации для родителей………………………………...66

Заключение……………………………………………………………….…74

Литература…………………………………………………………………..76

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

     3.3. Выводы и рекомендации для родителей

     Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих  детей  с проблемами в развитии отличаются качественным своеобразием, которое заключается в следующем: в высоком уровне авторитарности родителей; в склонности родителей этих групп инфантилизировать своих детей; в эмоциональном отвержении родителями детей с проблемами в развитии; в восприятии детьми с проблемами в развитии своего положения в семье как отчуждённого; в повышенном уровне тревожности детей с проблемами в развитии при взаимодействии с родителями.

     Основными направлениями коррекции неадекватных детско-родительских отношений в  семьях воспитывающих детей с  проблемами в развитии являются: обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми; повышение уровня доверия родителей к детям, развитие позитивной самооценки у родителей и детей; формирование позитивного, сплочённого образа семьи у детей; снижение уровня тревожности у детей во внутрисемейных отношениях.

     Важным  результатом оптимизации детско-родительских отношений в семье воспитывающей  ребенка с проблемами в развитии явилось то, что родители готовы вместе с ребенком создавать новые  отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплоченной, а родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.

     Сравнительный анализ результатов  констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить о положительной динамике в выборке, которая выражается:

     1. В понижении уровня гиперпротекции Г+ с 67% до 33%. А также шкалы Минимальность санкций С-, Воспитательная неуверенность родителя ВН, Неустойчивость стиля воспитания Н и Неразвитость родительских чувств НРЧ были понижены в два раза. А такие шкалы как: Потворствование У+, Чрезмерность требований-запретов З+, Фобия утраты ФУ+ были снижены с 22%  до нуля.

     2. В уменьшение показателя меры заботы с 56% до 33%, что говорит о положительной изменении в отношении  родителей к детям.

     3. В понижении уровня отношения к маме с 78% до 44%  свидетельствует о том, что ребенок стал менее заострятся на одном родителе и слушать другого. Также что касается процентного изменения в отношении к отцу, а именно с 22% до 56% говорит нам о том, что отношения отца и детей стали более теплыми и доверительными. Родитель стал больше обращать внимания на своих детей и тем самым заслужил их доверие в отношении себя.

     4. В изменении отношения к семейной роли, а именно этот показатеь на 0,2 % повысился. А оптимальный эмоциональный контакт наоборот увеличился с 11,9% до 13,1%. Этот показатель достаточно важен в исследовании отношений между родителями и детьми, так как он является физиологической потребностью ребенка. Недостаток общения и эмоциональных стимулов у детей способствует их отставанию в двигательном, физическом и умственном развитии, в формировании их отношений с окружающими.

     5. Что касается излишней эмоциональной дистанции и излишней

     концентрации  на ребенке здесь показатели следующие. В первом случае процентное количество снизилось с 8,5% до 7,2%. Во втором случае показатели выраженности данного фактора  тоже были снижены с 20,3% до 18,3%. Шкала  отвержение которая характеризует восприятие родителем своего ребенка как плохим, неприспособленным, неудачливым порядка раза в 2 была снижена, а именно с 34,8% до 19%. Шкала социальная желательность, то есть социально желательный образ родительского отношения был увеличен с 80,5% до 86,5%.

     Таким образом, проведенное исследование выявило положительную динамику в коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих  детей с проблемами в развитии, что говорит об эффективности  предложенной программы.

     Рекомендации родителям, воспитывающих детей с проблемами в развитии:

     Предложенные  нами практические рекомендации ориентированы  на:

     – снижение симбиотической зависимости  ребенка с проблемами в развитии от матери с целью нормализации отношений  с другими членами семьи;

     – включение членов семьи в психолого-педагогический процесс.

     Таким образом, разработанные практические рекомендации, направленные на формирование конструктивных отношений в системе  «родители – ребенок с проблемами в развитии» позитивно изменяют характер взаимодействия ребенка в семейном коллективе. Значимыми являются и такие данные

       – коррекция недостатков родительского  отношения позволила установить  теплый эмоциональный фон взаимодействия  с ребенком, наметить конструктивные  модели родительского поведения;

     – сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к их разрешению, оказало существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьей и внешним окружением.

     Развитие  умения общения с детьми

     1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

     – стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

     – контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

     – избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

     – не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и  «нельзя»;

     – повторяйте свою просьбу одними и  теми же словами много раз;

     – для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

     – помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;

     – выслушайте то, что хочет сказать  ребёнок;

     – не настаивайте на том, чтобы ребёнок  обязательно принёс извинения за поступок.

     2. Изменение психологического микроклимата в семье:

     – уделяйте ребёнку достаточно внимания;

     – проводите досуг всей семьёй;

     – не допускайте ссор в присутствии  ребёнка.

     3. Организация режима дня и места  для занятий:

     – установите твёрдый распорядок дня  для ребёнка и всех членов семьи;

     – снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

     – избегайте по возможности больших  скоплений людей;

     – помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

     4. Специальная поведенческая программа:

     – не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте  после совершения поступка;

     – чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с проблемами в развитии не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;

     – постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

     –  не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

     – не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

     – помогайте ребёнку приступить к  выполнению задания, так как это  самый трудный этап;

     –  не давайте одновременно несколько  указаний. Задание, которое даётся аномальному ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

     Помните, что для ребёнка с проблемами в развитии наиболее действенными будут  средства убеждения «через тело»:

     – лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

     – запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.;

     – приём «выключенного времени» (досрочное  отправление в постель).

     Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции  поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.

     Помните, что у ребенка с проблемами в развитии невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и  невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет, та как это – патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

     Но  всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с  любыми трудностями.

     Поведение в процессе общения  с детьми

     Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что  вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

     Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут  ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

     Помните, что родители, которые говорят  одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

     Помните, прежде чем начать общаться с вашим  ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве  случаев вам придется садиться на корточки.

     Помните, что высказывать своё отношение  к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

     Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в  процессе общения. Подчеркивайте это  кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

     Помните, что многие из тех установок, которые  они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему  на самом деле не желали.

     Помните, что в общении с детьми следует  использовать разнообразные речевые  формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

     Помните, нужно адекватно реагировать  на проступки детей:

     - спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;

     - не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».

     Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения  детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:

     – барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

     – барьер взрослости (вы не чувствуете переживания  ребёнка, не понимаете его потребности);

     – барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

     – барьер «дидактизма» (вы постоянно  пытаетесь поучать детей).

     Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

     – если ребёнок забывает говорить речевые  этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то напомните ему об этом, например: «Сынок, поздоровайся с тётей» и т.д.;

Информация о работе Детско – родительские отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии