Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы с целью выявления сути научных представлений о цвете, цветовосприятии, особенностях цветоэмоциональных отношений и цветовой символики и научных взглядов на взаимосвязь цветов и эмоций.
2. Изучить особенности цветовой символики в юношеском возрасте.
3. Изучить особенности цветоэмоциональных отношений в юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ
1.1 История цветовой символики и отношения к цвету………………………..7
1.2 Особенности отношений между цветом и эмоциями…………………..…12
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация эмпирического исследования………………………………..16
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ……………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………...…………………………….
В эпоху Возрождения цвет начинает терять теологические, мистические и магические трактовки, и в ХVII – ХIХ вв. полностью их утрачивает. В это время цвет начинают постигать как физическую категорию, содержание цветовых символов становится приближено к быту, а отношение к цвету становится практическим. Художники и ученые пытаются связать цвета с температурными ощущениями – тепло и холод. Темные оттенки по-прежнему связывались с негативизмом и печалью, со злом, а светлые – с добром, жизнью, весельем и радостью.
В это время особое значение приобрело «Учение о цвете» И. В. Гете [14]. Он считал, что цвет воздействует на душевное настроение человека, и разделял все цвета на «положительные» (желтый, оранжевый и желто-красный), «отрицательные» (синий, красно-синий и сине-красный) и «нейтральные» (зеленый). Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй – неспокойное, мягкое и тоскливое. Также Гете охарактеризовал воздействие цвета на человека, представленное в таблице 3.
Таблица 3 – Психологические характеристики цветов по И. В. Гете
Цвет | Психологическая характеристика |
Желтый | Тепло, веселье, радость. |
Оранжевый | Энергичность, радость. |
Желто-красный | Активность, энергичность, чувство потрясения. |
Синий | «Мистицизм», оказывает странное, невыносимое воздействие, ощущение холода, печаль |
Красно-синий (сиреневый) | Беспокойство, безрадостность. |
Сине-красный | Усиленное чувство беспокойства, тяжел для восприятия. |
Чисто красный | Серьезность, достоинство, прелесть. |
Пурпурный | Величие, серьезность. |
Зеленый | Удовлетворение, душа «отдыхает». |
Также Гете указывает на межкультурные и возрастные предпочтения цветов. Любовь к ярким и пестрым цветам, как указывает Гете, характерна для «некультурных», диких и отсталых народов. У образованных людей такие неоправданно яркие цвета вызывают отвращение и неприязнь, поэтому они предпочитают сдержанные цвета. Молодые женщины и мужчины предпочитают светлые оттенки, а люди старшего поколения делают свой выбор в пользу более темных оттенков, таких как лиловых, фиолетовых и т.д.
В ХХ веке цветовая символика цветов мало изменилась, но приобрела некоторое своеобразие, так как цвет активно использовался в качестве символов общественно-политических явлений.
Не менее важной, чем «Учение о цвете» И. В. Гете [14], в психологии цвета была работа В. Кандинского «О духовном в искусстве» [15]. Он подходил к изучению цвета субъективно, утверждая, что при восприятии цвета у человека наряду с физическим воздействием возникает и психологическое. Как полагал Кандинский, психологическое воздействие цвета возможно благодаря взаимодействию двух факторов: «тепло – холод» (отношение желтый – синий) и «светлота – темнота» (отношение белый – черный). Также Кандинский дает трактовку цветовых символов, которая представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Символическое значение цветов по В. Кандинскому
Цвет | Значение цвета |
Синий | Бесконечность, покой. |
Зеленый | Символ природы, успокаивающе действует на уставшего человека, оживление. |
Белый | Мир, начало всего. |
Черный | «Ничто», мертвое, молчание, окончание развития. |
Красный | Живой, жизненный, беспокойный. |
Фиолетовый | Погашенный, печальный, болезненный. |
Желтый | Несколько легкомысленный. |
Итак, краткий анализ истории психологии цвета позволяет сделать вывод о том, что символизм цвета и отношение к нему во все времена и эпохи связан с общественной и культурной жизнью людей, а также непосредственно зависит от сознания человека конкретной эпохи:
– в цветовой символике народов, древнего мира и античности цвет выступает как символ стихий, сил и начал;
– в эпоху Средневековья цвет воспринимался как атрибуты божественного начала;
– начиная с эпохи Возрождения цвет является символами общественно-политических и социально-психологических движений и явлений.
1.2 Особенности отношений между цветом
и эмоциями
Окружающий мир постоянно пробуждает в нас различные эмоции. Цвет – это жизнь, он придает нам сил, оживляет. Помимо того, что он участвует в формировании эмоционально-психического состояния, он является непосредственным выражением психических переживаний других людей. По тому, в какой цветовой гамме выполнено, например, живописное полотно, можно определить эмоциональное состояние художника, те ощущения, которые он испытывал при написании картины. Это может быть ощущение радости, праздника и счастья, если тона используются светлые, прозрачные и яркие, или ощущение печали и безысходности, когда картина написана в приглушенных, темных или холодных тонах. [1, 2, 5]
По цветовому колориту, предпочтение которому отдает человек, можно определить его эмоциональное состояние в данный момент, а если эти предпочтения достаточно постоянны, то можно говорить и о некоторых качествах характера человека.
Отельные цвета и оттенки вызывают у человека четкие позитивные или негативные реакции, к другим цветам человек остается равнодушным. Это объясняется тем, что цвет для каждого человека выражается в определенной эмоции и эта эмоция определяет отношение человека к цвету.
Чувства и переживания, которые мы испытываем под воздействием того или иного цвета, называется психологическим влиянием цвета на психику человека. Это влияние обусловлено свойствами цветов.
В литературе встречается следующая классификация цветов по их эмоциональному воздействию на человека [13]:
1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители (красный, оранжевый, желтый);
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение (фиолетовый, синий, сине-зеленый);
3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета (розовый, лиловый, светло-зеленый);
4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов (зеленый, оливковый, пурпурный, желто-зеленый);
5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный);
6. Теплые темные тона, стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно (коричневый);
7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение (темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие).
В. Вундт в «Основах физиологической психологии», рассматривая физические основы эмоциогенного воздействия цветов, пришел к выводу, что цвет является исключительно удобным средством для объективации эмоциональных переживаний человека. Л. М. Веккер придерживался подобных взглядов на связь эмоций и цвета. [8,9]
Л. А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Указанные изменения цветовой чувствительности отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях. Тем самым, экспериментальные исследования Л. А. Шварц подтверждают положение В. Вундта об органической связи ощущений и эмоций. [12]
В. С. Мухина в своей работе «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» [10] показала, что дети 3-4 лет чаще всего используют светлые, яркие краски – желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую для того, чтобы нарисовать нечто красивое, приятное и хорошее.
В работе В. Н. Ворсобина и В. Н. Жидкина [11] изучалась динамика цветовых предпочтений дошкольников в зависимости от переживаемых ими эмоций. В случаях переживания детьми эмоций радости значимо по сравнению с фоновыми выборами увеличивалось предпочтение красного, желтого и оранжевого цветов и уменьшалось – зеленого и голубого.
Результаты этих работ показывают, что цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства. То есть взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой
– цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением;
– эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.);
– устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.
Подобная
полифункциональность цвета, с одной
стороны, делает его уникальным средством
изучения эмоциональной сферы человека,
но с другой, – лежит в основе неоднозначности
в оценках наблюдаемых феноменов, что
требует от исследователей особой тщательности
при принятии решения относительно того,
на каком конкретном уровне он рассматривает
и анализирует эти феномены.
Итак, рассмотрев теоретический аспект проблемы цветовосприятия, мы можем сделать следующие выводы:
– существует множество взглядов на цветоэмоциональные значения, отношения цвета с эмоциями, исследователи выделяют различные виды воздействия цвета на психику человека. Общепринятым является выделение физического, оптического и эмоционального воздействия цвета;
– исследованием проблемы цветовосприятия занимались В. Вундт, Л. М. Веккер, А. М. Эткинд, В. Ф. Петренко, В. В. Кучеренко, В. Н. Вор-собин, В. Н. Жидкин, Б. А. Базыма, А. И. Ольшанникова, Л. А. Шварц, М. Люшер, А. И. Берзницкас, И. А. Переверзева, Н. К. Плишко, Э. Т. До-рофеева, Л. П. Урванцев, И. М. Дашков, Е. А. Устинович и др.;
– цвет является полифункциональным средством воздействия на человека. Существуют разные подходы к определению сущности ассоциаций цветов. Своеобразие этих точек зрения во многом определяется временем возникновения тех или иных ассоциаций;
– исследователи отмечают, что существует взаимосвязь между цветом и эмоциями. Можно говорить о том, что цвет выражается в определенной эмоции человека, при этом эмоциональное состояние определяет отношение конкретного человека к цвету в данный момент времени. То есть цвет служит средством объективации эмоций человека.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1
Организация эмпирического исследования
Целью эмпирического исследования является изучение особенностей цветовосприятия, цветоэмоциональных значений и отношений в юношеском возрасте.
Для изучения цветовосприятия, цветоэмоциональных значений и отношений в юношеском возрасте было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось в одном из вузов г. Кирова. В качестве испытуемых выступали юноши и девушки (20-23 года) общей численностью 50 человек, среди них 20 юношей и 30 девушек.
Эмпирическое исследование состояло из следующих этапов:
Информация о работе Цветовые ассоциации в юношеском возрасте