Цветовые ассоциации в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы с целью выявления сути научных представлений о цвете, цветовосприятии, особенностях цветоэмоциональных отношений и цветовой символики и научных взглядов на взаимосвязь цветов и эмоций.

2. Изучить особенности цветовой символики в юношеском возрасте.

3. Изучить особенности цветоэмоциональных отношений в юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

1.1 История цветовой символики и отношения к цвету………………………..7

1.2 Особенности отношений между цветом и эмоциями…………………..…12

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Организация эмпирического исследования………………………………..16

2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ……………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………..34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………...…………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

Минобрнауки России

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Вятский  государственный гуманитарный университет» 

Факультет психологии

Кафедра практической психологии 

Курсовая  работа 

ЦВЕТОВЫЕ  АССОЦИАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 
 
 
 

                                     Выполнила

                                     студентка III курса, группы ФП–31

                                     Тючкалова Мария  Викторовна

                                     __________________________/подпись/

                                     Научный руководитель:

              канд. психол. наук, доцент кафедры практической психологии

                                     Касимова Светлана Геннадьевна

                                     __________________________/подпись/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КИРОВ 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

1.1 История цветовой символики и отношения к цвету………………………..7

1.2 Особенности отношений между цветом и эмоциями…………………..…12

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Организация эмпирического исследования………………………………..16

2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ……………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………..34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………...…………………………….38

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  взаимосвязи эмоций и цвета, психоэмоционального отношения к цвету и цветовой символики – одна из самых интересных проблем современной психологии и имеет давнюю историю. Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом давно интересует медиков, физиологов, художников, психологов, строителей, педагогов, рекламщиков, учёных, политиков.

     Многие  исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой цветовосприятия, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические детерминанты взаимосвязи эмоций и цвета, изменения цветовой чувствительности в зависимости от эмоционального состояния человека, индивидуальные и половозрастные особенности цветоэмоциональных отношений и цветовой символики, динамика цветовых предпочтений и т.д.

     Вопросы, связанные с цветовосприятием, цветоэмоциональными отношениями и цветовой символикой затрагиваются во многих психологических исследованиях (В. Вундт, А. М. Эткинд, В. Ф. Петренко, В. Н. Ворсобин, Б. А. Базыма, А. И. Ольшанникова, Л. А. Шварц, М. Люшер, А. И. Березниц-кас, В. Н. Жидкин, В. В. Кучеренко, Э. Т. Дорофеева, Н. К. Плишко, Л. П. Урванцев, Ю. А. Полуянов и др.).

     В «Учении о цвете» И. В. Гете писал, что цвет – продукт света, вызывающий эмоции [14]. Когда мы говорим: «почернел от горя, покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Цвет имеет огромное влияние на нашу жизнь – настроение, эмоции, самочувствие, выбор вещей. Цвет жизненно необходим всякому, он глубочайшим образом включен в культурные традиции. Цвет синонимичен душевным состояниям, цвет родственен психическим процессам, цвет близок самым важным, самым глубоким, наиболее истинным нашим эмоциям. Удивительную силу цвета мы видим везде – куда бы ни отправились, будь то парк, супермаркет, аэропорт и т.д. Цвет посылает нам сигналы, на которые мы непроизвольно реагируем. Цвет помогает людям общаться друг с другом. Понимание цвета различно в зависимости от возраста, национальности [1,2,3,4].

     Цвет – это субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Отношение «эмоция – цвет» не носит произвольный характер. Эмоции и цвет взаимосвязаны на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное эмоциональное состояние человека, цвета предстают как объективно воплощенные эмоции.

     Таким образом, выбранная нами тема является в настоящее время достаточно актуальной.

     Теоретическая основа исследования. Систематическое и целенаправленное изучение проблемы цвета и эмоций началось с работ В. Вундта в «Основах физиологической психологии» [9] и Л. М. Веккера [8]. Значительный вклад внесли в разработку данного направления А. М. Эткинд, В. Ф. Петренко, В. В. Кучеренко, В. Н. Ворсобин, В. Н. Жидкин, Б. А. Базы-ма, А. И. Ольшанникова, Л. А. Шварц, М. Люшер, А. И. Берзницкас, И. А. Переверзева, Н. К. Плишко, Э. Т. Дорофеева, Л. П. Урванцев, И. М. Дашков, Е. А. Устинович и др.

     Цель  исследования: изучить особенности  цветовосприятия, цветоэмоциональных значений и отношений в юношеском возрасте.

     Объект  исследования: цветоэмоциональные отношения и цветовая символика.

     Предмет исследования: особенности цветовосприятия, цветоэмоциональных отношений и цветовой символики в юношеском возрасте.

     Гипотеза  исследования состоит из предположения о том, что каждый цвет выражает определенную эмоцию человека, имея субъективное значение и ассоциации, символ.

     Задачи исследования:

     1. Провести анализ литературы с целью выявления сути научных представлений о цвете, цветовосприятии, особенностях цветоэмоциональных отношений и цветовой символики и научных взглядов на взаимосвязь цветов и эмоций.

     2. Изучить особенности цветовой символики в юношеском возрасте.

     3. Изучить особенности цветоэмоциональных отношений в юношеском возрасте.

     Исследование  проводилось в мае 2011 г. на студентах высших учебных заведений. В исследовании приняло участие 50 человек.

     Методологической  основой исследования являются психосемантические исследования цвета в работах М. Люшера, Фрилинга, В. Ф. Петренко; цветоэмоциональные исследования А. М. Эткинда и т.д.

     Методический  аппарат исследования:

     – методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение);

     – метод анкетирования;

     – методы количественной и качественной обработки результатов.

     Практическая  значимость работы заключается в  том, что в ходе исследования были изучены цветоэмоциональные отношения и цветовая символика. Что позволит использовать полученные данные по выбору цветовых решений на разнообразные случаи жизни, при выборе вещей, подарков, для улучшения самочувствия, для создания комфортной психологической и эмоциональной обстановки, для лучшего понимания других людей и наиболее эффективного построения взаимоотношений, для повышения производительности труда, для оформления интерьеров, для использования потенциала цвета в ведении своих дел и т.д. Иными словами, использование максимума цветовых возможностей позволит нам в какой-то степени улучшить свою жизнь, как личную, так и профессиональную.

     Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком, приложениями.

 

      ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

     ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ 

    1.  История цветовой символики и отношения к цвету
 

     Цветовая  символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда  человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор она прошла большой путь. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, божественных сил, а в определенных случаях и как само божественное существо. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования – археологические, исторические и этнографические [4].

     В наскальной живописи первобытных народов  чаще всего встречаются три цвета – белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. (этнограф В. Тэрнер, 1983) [6,7]. Тэрнер собрал большой фактический материал по «цветовой классификации» у первобытных народов (африканское племя Ндембу). Благодаря наблюдениям за обрядами и ритуалами, а также беседам с членами племени, В. Тэрнер смог подробно описать символические значения «основных» цветов в жизни первобытного человека, представленные в таблице 1.

     В жизни первобытных людей присутствовали в основном три цвета – белый, черный и красный. Но были и другие цвета, такие как синий и желтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». В символическом значении желтый приближен к белому, а синий – к черному.

Таблица 1 – Символические значения «основных» цветов в жизни народов Древнего мира

Цвет Символическое значение
Белый Свет, жизнь, частота, порядок, благо, добро, счастье, развитие, рождение ребенка, размножение.
Черный Антипод белого. Небытие, хаос, разрушение, зло, страдание, болезнь, колдовство, смерть.
Красный Успех, торжество, магическая сила, огонь.
 

     В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся  отношением к цвету, как магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение [5].

     Эмпедокл, выделяя четыре основные стихии, наделяет каждую из них своим цветом, используя при этом зрительное восприятие. Воде соответствует черный цвет; земле – желтый; огню – красный; воздуху – белый.

     По  Аристотелю «основных» цветов три: белому соответствует вода, воздух и земля; желтый – цвет огня, а черный – цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии к какому-либо цвету объясняется результатами экспериментов Аристотеля. Так, внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход разрушал мистическое значение цветов, сводя их к явлениям физического мира.

     Платон  полагал, что белый и золотой или желтый – божественные цвета, которые выражали благо, истину, счастье, добро, познание, гармонию. Темные и особенно черный цвет являлись символами зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д. [2, 5]

     В Древнем Риме наиболее любимыми и предпочитаемыми цветами были белый, желтый, красный и пурпурный. Синий означал преданность и невинность; зеленый символизировал плодородие, симпатию и приспособляемость; фиолетовый – ностальгию и память; желтый выражал великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый – гордость и амбицию; красный – страсть, чувственность и животворные силы; розовый – чувствительность и эмоции.

     Согласно  христианским канонам цвет окончательно перестает отождествляться с магическими силами (как в древнем мире и Средневековье), становясь атрибутами и знаками этих сил. Основные символические значения цветов представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Символика цветов в христианстве

Цвет  Символическое значение
Белый Чистота, святость, духовность.
Желтый  Измена, лживость.
Красный Кровь Христа, любовь к людям.
Пурпурный Власть .
Синий Небо, вечность, смирение, благочестие, покорность, кротость.
Фиолетовый  Мистика, магия.
Зеленый Амбивалентный цвет. Жизнь, весна, цветение природы, юность; коварство, искушение, соблазн.
Черный  Зло, смерть, грех, ад.
Коричневый  Нищета, безнадежность, бедность, убогость.
Серый Цвет простолюдинов, пыль, прах.

Информация о работе Цветовые ассоциации в юношеском возрасте