Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы с целью выявления сути научных представлений о цвете, цветовосприятии, особенностях цветоэмоциональных отношений и цветовой символики и научных взглядов на взаимосвязь цветов и эмоций.
2. Изучить особенности цветовой символики в юношеском возрасте.
3. Изучить особенности цветоэмоциональных отношений в юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ
1.1 История цветовой символики и отношения к цвету………………………..7
1.2 Особенности отношений между цветом и эмоциями…………………..…12
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация эмпирического исследования………………………………..16
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ……………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………...…………………………….
Для изучения отношений к цветам, цветовых ассоциаций, взаимоотношений между цветом и эмоциями применялся опросник «Цветовые ассоциации», разработанный нами для проведения исследования. Опросник представлен в Приложении А.
Этот опросник позволяет выявить отношение к каждому из изучаемых цветов, а именно к серому, синему, зеленому, красному, белому, черному, желтому, фиолетовому, оранжевому, коричневому и голубому. Опросник выявляет три типа отношения к цветам – позитивное или положительное, безразличное или нейтральное, негативное или отрицательное. Для выявления цветовых ассоциаций и взаимосвязи цвета и эмоции в опроснике предусмотрен список слов, которые может использовать испытуемый при написании ассоциаций и эмоций к каждому из цветов. Испытуемый может выбрать одну или несколько ассоциаций, аналогично и с эмоциями.
Опросник предполагает качественную обработку полученных результатов.
Цветовые ассоциации человека можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации. Например, к таким группам можно отнести следующие:
– физические;
– этические;
– эмоциональные;
– географические;
– физиологические и т. д.
В пределах каждой группы можно выделить более мелкую градацию, то есть можно выделить подгруппы, например:
– физические ассоциации:
а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые...);
б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие...);
в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие...);
г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные...);
д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные...).
– эмоциональные ассоциации:
а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические...);
б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные...);
в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные...) и т. д.
И так по каждой группе. Это свидетельствует о широте и универсальности цветовых ассоциаций. Также ассоциации могут носить индивидуальный и групповой характер. Предполагается, что для каждого цвета существует некоторый, разный по количеству набор ассоциаций, которые выбирают достаточное количество человек, тогда можно говорить о групповом характере цветовой символики. С другой стороны, можно говорить о том, что каждый цвет в жизни данного конкретного человека имеет свое субъективное значение, которое не повторяется или редко встречается по сравнению с цветовыми ассоциациями других людей, то есть цвет имеет субъективное индивидуальное значение и символику.
В литературе [2, 3, 10, 11] встречается предположение о том, что цвет ввиду своей полифункциональности является уникальным средством изучения эмоциональной сферы человека. Были сделаны некоторые выводы в отношении того, что:
– цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой;
– эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.);
– устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.
Таким
образом, изучение цветовых ассоциаций,
отношений и взаимосвязи цвета и эмоций
является очень интересной проблемой
современной психологии и требует дополнительных
исследований.
2.2
Результаты эмпирического
Эмпирическое исследование проблемы цветовосприятия, цветоэмоциональных значений и отношений в юношеском возрасте проводилось в четыре этапа.
На всех этапах эмпирического исследования на выборке применялся опросник «Цветовые ассоциации», разработанный нами для проведения исследования (Приложение А).
На
первом этапе эмпирического
Позитивное
отношение выявилось к
– голубой (Приложение В рисунок В1);
– зеленый (Приложение В рисунок В2);
– оранжевый (Приложение Г рисунок Г1);
– белый (Приложение Г рисунок Г2);
– фиолетовый (Приложение Д рисунок Д1);
– желтый (Приложение Д рисунок Д2);
– красный (Приложение Е рисунок Е1);
– синий (Приложение Е рисунок Е2).
В перечне этих цветов преобладают цвета, относящиеся к таким группам цветов [13], как: стимулирующие теплые цвета, вызывающие возбуждение (красный, оранжевый, желтый); цвета, приглушающие раздражения, или холодные (фиолетовый, синий); статичные цвета, способные уравновесить и успокоить (белый, зеленый). В литературе [16] указывается на то, что эти цвета воздействуют на человека, вызывая у него положительные эмоции и состояния. Также это можно объяснить тем, что в процессе воспитания и социализации развивающегося человека, ему прививаются уже существующие в обществе положительные реакции на эти цвета. Эти реакции человек успешно присваивает себе и переносит в свою жизнь. В любой культуре эти цвета ассоциируются с позитивными сильными эмоциями. Также можно заметить, что эти цвета относятся к естественным, часто встречающимися в природе, что может определять позитивную реакцию на эти цвета.
Наиболее выраженная негативная реакция к коричневому цвету (82%). Графически результаты представлены в Приложении Ж на рисунке Ж1. Этот цвет не вызывает столь сильных эмоций. В литературе [16] указывается на то, что коричневый цвет должен всегда восприниматься в контексте ситуации, так как он имеет множество оттенков и от восприятия того или иного оттенка зависит и отношение к нему. Восприятие также может зависеть и от настроения, состояния испытуемого, от состояния окружающего мира и так далее.
К серому цвету наиболее выражена безразличная реакция (70%). Графически выраженность реакций представлена в Приложении Ж на рисунке Ж2. Это самый нейтральный цвет, отношение к нему амбивалентно и во многом зависит от личностных индивидуальных свойств и качеств человека. Большинству из нас этот цвет напоминает что-то негативное и неприятное в жизни, во многом связанное с детством. Серый цвет чаще всего называют скучным, тоскливым, спокойным и т.д.
Не выраженная четко реакция выявилась к черному цвету (позитивная – 40%, негативная – 30%, безразличная – 30%). Графически соотношение реакций представлено в Приложении З. Существует некоторая амбивалентность черного цвета. Некоторым этот цвет кажется зловещим, неприятным, негативным, мрачным, темным, связанным с похоронами и трауром, другим – изысканным, элегантным, властным, он одинаково подходит к различным сочетаниям цветов в одежде и интерьере. В силу такой двойственности эмоций черный цвет часто символизирует тайну потусторонних сил, добрых или злых. Во все времена отмечается неустойчивость, нестабильность и противоречивость восприятия черного цвета, поэтому нельзя четко выявить отношение и реакцию к цветам.
Таким образом, можно говорить о том, что реакция к цвету зависит от личностных и индивидуальных характеристик человека, от его физиологического и психологического состояния, от внешних побочных факторов, от сложившегося в обществе мнения по поводу тех или иных цветов, которые прививаются в процессе социализации и воспитания человека.
На втором и третьем этапе эмпирического исследования выявлялись цветовые ассоциации испытуемых и проводилась связь эмоций с цветами. Ассоциации к цветам были подобраны в основном по фактору эмоциональности. Сводные данные по каждому из цветов представлены в таблицах.
Таблица 5 – Цветовые ассоциации серого цвета
Цвет | Реакция | Ассоциации | Частота | Эмоции | Частота | |||
СЕРЫЙ | Позитивная («П») | Любимый | 1 | Комфортность | 1 | |||
Негативная («Н») | Классический
Блеклый Мышь Множество |
1
8 12 1 |
Грусть
Тоска |
17
1 | ||||
Безразличная («Б») | Пасмурный
Теплый Элегантный Слабый Мышь Искусственный Грязный Плоский Грустный Спокойный Печальный Сентиментальный Прохладный Нейтральный Отвратительный Тонкий Размеренный Дождь Невыразительный |
1
2 1 1 14 1 1 1 12 3 1 1 1 1 1 1 1 15 1 |
Грусть
Утомление Беспечность Отчаяние Одиночество Равнодушие Вина Спокойствие Тоска |
14
14 1 1 1 12 1 2 4 |
Цветовые ассоциации серого цвета (Таблица 5) отличаются амбивалентностью и неоднозначностью. Цветоведы относят серый цвет к искусственным, неестественным цветам, называя его разбавленным черным. В данной выборке позитивная реакция на цвет у 2% от всей выборки. Такое отношение к цвету является редким, так как цвет является нейтральным, неопределенным и его можно назвать средством защиты от внешних повреждающих факторов. Ассоциации можно условно разделить на позитивные (классический, элегантный, спокойный, размеренный и т.д.) и негативные (блеклый, грязный, мышь, грустный и т.д.). Количество негативных ассоциаций превышает количество позитивных ассоциаций, в связи с этим серый цвет испытуемые связывают с отрицательными эмоциями (грусть, тоска, печаль и т.д.). Среди эмоций испытуемые не отметили каких-то положительных. Можно предположить, что это связано с искусственностью и невыразительностью серого цвета, а также с тем, что по отношению к этому оттенку цвета в обществе сложилось определенное негативное отношение.
Таблица 6 – Цветовые ассоциации синего цвета
Цвет | Реакция | Ассоциации | Частота | Эмоции | Частота |
СИНИЙ | Позитивная («П») | Холодный
Морской Твердый Прохладный Гладкий Унисекс Таинственный Загадочный Дорогой Небесный Заботливый Мирный Классический Элегантный Женственный |
2
19 1 1 1 1 1 1 1 14 2 1 1 1 1 |
Восторг
Утомление Любовь Глубина Интерес Спокойствие Беспечность Надежда Радость |
5
1 1 2 14 12 2 2 1 |
Негативная («Н») | Строгий
Холодный Отталкивающий Богатый |
1
11 1 1 |
Восторг
Вина |
11
2 | |
Безразличная («Б») | Уравновешенный
Морской Ткань Богатый |
1
15 1 1 |
Удивление
Строгость Отсутствие интереса Спокойствие |
3
1 2 12 |
Информация о работе Цветовые ассоциации в юношеском возрасте