Цветовые ассоциации в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы с целью выявления сути научных представлений о цвете, цветовосприятии, особенностях цветоэмоциональных отношений и цветовой символики и научных взглядов на взаимосвязь цветов и эмоций.

2. Изучить особенности цветовой символики в юношеском возрасте.

3. Изучить особенности цветоэмоциональных отношений в юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

1.1 История цветовой символики и отношения к цвету………………………..7

1.2 Особенности отношений между цветом и эмоциями…………………..…12

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Организация эмпирического исследования………………………………..16

2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ……………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………..34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………...…………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

     Для изучения отношений к цветам, цветовых ассоциаций, взаимоотношений между цветом и эмоциями применялся опросник «Цветовые ассоциации», разработанный нами для проведения исследования. Опросник представлен в Приложении А.

     Этот  опросник позволяет выявить отношение  к каждому из изучаемых цветов, а именно к серому, синему, зеленому, красному, белому, черному, желтому, фиолетовому, оранжевому, коричневому и голубому. Опросник выявляет три типа отношения к цветам – позитивное или положительное, безразличное или нейтральное, негативное или отрицательное. Для выявления цветовых ассоциаций и взаимосвязи цвета и эмоции в опроснике предусмотрен список слов, которые может использовать испытуемый при написании ассоциаций и эмоций к каждому из цветов. Испытуемый может выбрать одну или несколько ассоциаций, аналогично и с эмоциями.

     Опросник  предполагает качественную обработку  полученных результатов.

     Цветовые  ассоциации человека можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации. Например, к таким группам можно отнести следующие:

     – физические;

     – этические;

     – эмоциональные;

     – географические;

     – физиологические и т. д.

     В пределах каждой группы можно выделить более мелкую градацию, то есть можно выделить подгруппы, например:

     – физические ассоциации:

     а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые...);

     б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие...);

     в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие...);

     г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные...);

     д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные...).

     – эмоциональные ассоциации:

     а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические...);

     б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные...);

     в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные...) и т. д.

     И так по каждой группе. Это свидетельствует  о широте и универсальности цветовых ассоциаций. Также ассоциации могут носить индивидуальный и групповой характер. Предполагается, что для каждого цвета существует некоторый, разный по количеству набор ассоциаций, которые выбирают достаточное количество человек, тогда можно говорить о групповом характере цветовой символики. С другой стороны, можно говорить о том, что каждый цвет в жизни данного конкретного человека имеет свое субъективное значение, которое не повторяется или редко встречается по сравнению с цветовыми ассоциациями других людей, то есть цвет имеет субъективное индивидуальное значение и символику.

     В литературе [2, 3, 10, 11] встречается предположение о том, что цвет ввиду своей полифункциональности является уникальным средством изучения эмоциональной сферы человека. Были сделаны некоторые выводы в отношении того, что:

     – цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой;

     – эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.);

     – устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.

     Таким образом, изучение цветовых ассоциаций, отношений и взаимосвязи цвета и эмоций является очень интересной проблемой современной психологии и требует дополнительных исследований.  

     2.2 Результаты эмпирического исследования  и их анализ 

     Эмпирическое  исследование проблемы цветовосприятия, цветоэмоциональных значений и отношений в юношеском возрасте проводилось в четыре этапа.

     На  всех этапах эмпирического исследования на выборке применялся опросник «Цветовые ассоциации», разработанный нами для проведения исследования (Приложение А).

     На  первом этапе эмпирического исследования выявлялись отношения (позитивное, негативное и безразличное) испытуемых к каждому из цветов. В ходе первичной обработки данных были рассчитаны выборы испытуемых и представлены в Приложении Б. Графически результаты представлены в Приложениях В, Г, Д, Е, Ж, З.

     Позитивное  отношение выявилось к следующим  цветам:

     – голубой (Приложение В рисунок В1);

     – зеленый (Приложение В рисунок В2);

     – оранжевый (Приложение Г рисунок  Г1);

     – белый (Приложение Г рисунок Г2);

     – фиолетовый (Приложение Д рисунок  Д1);

     – желтый (Приложение Д рисунок Д2);

     – красный (Приложение Е рисунок Е1);

     – синий (Приложение Е рисунок Е2).

     В перечне этих цветов преобладают  цвета, относящиеся к таким группам цветов [13], как: стимулирующие теплые цвета, вызывающие возбуждение (красный, оранжевый, желтый); цвета, приглушающие раздражения, или холодные (фиолетовый, синий); статичные цвета, способные уравновесить и успокоить (белый, зеленый). В литературе [16] указывается на то, что эти цвета воздействуют на человека, вызывая у него положительные эмоции и состояния. Также это можно объяснить тем, что в процессе воспитания и социализации развивающегося человека, ему прививаются уже существующие в обществе положительные реакции на эти цвета. Эти реакции человек успешно присваивает себе и переносит в свою жизнь. В любой культуре эти цвета ассоциируются с позитивными сильными эмоциями. Также можно заметить, что эти цвета относятся к естественным, часто встречающимися в природе, что может определять позитивную реакцию на эти цвета.

     Наиболее  выраженная негативная реакция к коричневому цвету (82%). Графически результаты представлены в Приложении Ж на рисунке Ж1. Этот цвет не вызывает столь сильных эмоций. В литературе [16] указывается на то, что коричневый цвет должен всегда восприниматься в контексте ситуации, так как он имеет множество оттенков и от восприятия того или иного оттенка зависит и отношение к нему. Восприятие также может зависеть и от настроения, состояния испытуемого, от состояния окружающего мира и так далее.

     К серому цвету наиболее выражена безразличная реакция (70%). Графически выраженность реакций представлена в Приложении Ж на рисунке Ж2. Это самый нейтральный цвет, отношение к нему амбивалентно и во многом зависит от личностных индивидуальных свойств и качеств человека. Большинству из нас этот цвет напоминает что-то негативное и неприятное в жизни, во многом связанное с детством. Серый цвет чаще всего называют скучным, тоскливым, спокойным и т.д.

     Не  выраженная четко реакция выявилась  к черному цвету (позитивная – 40%, негативная – 30%, безразличная – 30%). Графически соотношение реакций представлено в Приложении З. Существует некоторая амбивалентность черного цвета. Некоторым этот цвет кажется зловещим, неприятным, негативным, мрачным, темным, связанным с похоронами и трауром, другим – изысканным, элегантным, властным, он одинаково подходит к различным сочетаниям цветов в одежде и интерьере. В силу такой двойственности эмоций черный цвет часто символизирует тайну потусторонних сил, добрых или злых. Во все времена отмечается неустойчивость, нестабильность и противоречивость восприятия черного цвета, поэтому нельзя четко выявить отношение и реакцию к цветам.

     Таким образом, можно говорить о том, что  реакция к цвету зависит от личностных и индивидуальных характеристик человека, от его физиологического и психологического состояния, от внешних побочных факторов, от сложившегося в обществе мнения по поводу тех или иных цветов, которые прививаются в процессе социализации и воспитания человека.

     На  втором и третьем этапе эмпирического исследования выявлялись цветовые ассоциации испытуемых и проводилась связь эмоций с цветами. Ассоциации к цветам были подобраны в основном по фактору эмоциональности. Сводные данные по каждому из цветов представлены в таблицах.

Таблица 5 – Цветовые ассоциации серого цвета

Цвет Реакция Ассоциации Частота Эмоции Частота
СЕРЫЙ Позитивная («П») Любимый 1 Комфортность 1
Негативная («Н») Классический

Блеклый

Мышь 

Множество

1

8

12

1

Грусть 

Тоска

17

1

Безразличная («Б») Пасмурный

Теплый 

Элегантный

Слабый

Мышь

Искусственный

Грязный

Плоский

Грустный

Спокойный

Печальный

Сентиментальный

Прохладный

Нейтральный

Отвратительный

Тонкий

Размеренный

Дождь

Невыразительный

1

2

1

1

14

1

1

1

12

3

1

1 

1

1

1

1

1

15

1

Грусть

Утомление

Беспечность

Отчаяние

Одиночество

Равнодушие Вина

Спокойствие

Тоска

14

14

1

1

1

12

1

2

4

 

     Цветовые ассоциации серого цвета (Таблица 5) отличаются амбивалентностью и неоднозначностью. Цветоведы относят серый цвет к искусственным, неестественным цветам, называя его разбавленным черным. В данной выборке позитивная реакция на цвет у 2% от всей выборки. Такое отношение к цвету является редким, так как цвет является нейтральным, неопределенным и его можно назвать средством защиты от внешних повреждающих факторов. Ассоциации можно условно разделить на позитивные (классический, элегантный, спокойный, размеренный и т.д.) и негативные (блеклый, грязный, мышь, грустный и т.д.). Количество негативных ассоциаций превышает количество позитивных ассоциаций, в связи с этим серый цвет испытуемые связывают с отрицательными эмоциями (грусть, тоска, печаль и т.д.). Среди эмоций испытуемые не отметили каких-то положительных. Можно предположить, что это связано с искусственностью и невыразительностью серого цвета, а также с тем, что по отношению к этому оттенку цвета в обществе сложилось определенное негативное отношение.

Таблица 6 – Цветовые ассоциации синего цвета

Цвет Реакция Ассоциации Частота Эмоции Частота
СИНИЙ Позитивная («П») Холодный

Морской

Твердый

Прохладный

Гладкий

Унисекс

Таинственный

Загадочный

Дорогой

Небесный 

Заботливый

Мирный

Классический

Элегантный

Женственный

2

19

1

1

1

1

1

1

1

14

2

1

1

1

1

Восторг

Утомление

Любовь

Глубина

Интерес

Спокойствие

Беспечность

Надежда

Радость

5

1

1

2

14

12

2

2

1

Негативная («Н») Строгий

Холодный

Отталкивающий

Богатый

1

11

1

1

Восторг

Вина 

11

2

Безразличная («Б») Уравновешенный

Морской

Ткань

Богатый

1

15

1

1

Удивление

Строгость

Отсутствие интереса

Спокойствие

3

1 

2

12

Информация о работе Цветовые ассоциации в юношеском возрасте