Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:04, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы с целью выявления сути научных представлений о цвете, цветовосприятии, особенностях цветоэмоциональных отношений и цветовой символики и научных взглядов на взаимосвязь цветов и эмоций.
2. Изучить особенности цветовой символики в юношеском возрасте.
3. Изучить особенности цветоэмоциональных отношений в юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ
1.1 История цветовой символики и отношения к цвету………………………..7
1.2 Особенности отношений между цветом и эмоциями…………………..…12
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация эмпирического исследования………………………………..16
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ……………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………...…………………………….
Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования были изучены цветоэмоциональные отношения и цветовая символика. Что позволит использовать полученные данные по выбору цветовых решений на разнообразные случаи жизни, при выборе вещей, подарков, для улучшения самочувствия, для создания комфортной психологической и эмоциональной обстановки, для лучшего понимания других людей и наиболее эффективного построения взаимоотношений, для повышения производительности труда, для оформления интерьеров, для использования потенциала цвета в ведении своих дел и т.д. Иными словами, использование максимума цветовых возможностей позволит нам в какой-то степени улучшить свою жизнь, как личную, так и профессиональную.
Как актуальное направление исследования проблемы цветовосприятия может быть изучение данной проблемы на других выборках испытуемых (представители других возрастных и социальных групп).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бажин, Е. Ф., Эткинд, А. М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации [Текст]. Л., 1985. 18 с.
2. Базыма, Б. А., Густяков, Н. А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач [Текст]. //Вестник ХГУ. Харьков, 1988. N 320. с. 22-25.
3. Базыма, Б. А., Кутько, И. И. Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера [Текст]. //Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Том 97, №1, 1997 г. с. 24-28.
4. Базыма, Б. А. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом [Текст]. //Материалы конференции «Актуальные вопросы практической психологии и логопедии в учреждениях образования и охраны здоровья Украины». Харьков., 1998 г. с. 106-109.
5. Базыма, Б. А. Цвет и психика. Монография [Текст]. Харьков, 2001 г. 100 с.
6. Тэрнер, В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала Ндембу) [Текст]. //Семиотика и искусствометрия. М., 1972.
7. Тэрнер, В. У. Символ и ритуал [Текст]. М., 1983.
8. Веккер, Л. М. Психические процессы [Текст]. т. 2. Л., 1981. 325 с.
9. Вундт, В. Основы физиологической психологии[Текст]. М., 1880. 589 с.
10. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст]. М., 1981. 240 с.
11. Ворсобин, В.Н., Жидкин, В.Н. Изучение цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками [Текст]. //Вопросы психологии. 1980. N3. с. 121-124.
12. Шварц, Л.А. Изменения цветоощущения в эмоциональных состояниях [Текст]. //Проблемы физиологической оптики. М, 1948. т. 6. с. 314-320.
13. Фрилинг, Г., Ауэр, К. Человек, цвет, пространство [Текст]. М., 1973.
14. Гете, И. В. Учение о цвете [Текст], 1810.
15. Кандинский, В. О духовном в искусстве [Текст], 1914.
16. Айсмен Литрис, Дао цвета. [Текст], Изд-во Эксмо, 2008, 176 с.
17.
Дорофеева, Э.Т. Сдвиги
18. Дорофеева, Э.Т., Постников, В.А., Плишко, Н.К. и др. К проблеме объективации клинических картин психологическими методамиисследований. [Текст] //Психология и медицина. М., 1978. с. 82-88.
19. Дерибере, М. Цвет в жизни и деятельности человека. [Текст] М., 1965.
20. Зайцев, В.П., Айвазян, Т.А., Таравкова, И.А. и др. Изучение диагностических возможностей цветового теста у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. [Текст] //Психологический журнал. 1989. т. 10. №3. с. 106-110.
21. Иванов, Л.М., Урванцев, Л.П. Экспериментальное исследование цветовых ассоциаций. [Текст] //Проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1978. вып. 2. с. 55-64.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Опросник «Цветовые ассоциации»
Пол__________ Возраст_____________
Задача данного исследования – получить ваши представления о цвете. Ответить на вопросы несложно. Внимательно прочитайте вопрос и кратко изложите свой ответ. Правильных или неправильных ответов не существует. Все они совершенно верны. Записывайте первое слово или слова, которые придут вам на ум. Прочитав описание цвета уточните свою реакцию (подчеркните соответствующую букву): «П» (позитивная), «Н» (негативная) или «Б» (безразличная) и ассоциации, которые вызывает этот цвет. Ниже приводится список слов, которые часто используются людьми для определения цветовых ассоциаций.
Теплый
Зовущий Земной, Спокойный Мирный
Солнечный Нейтральный
Вы можете воспользоваться ими, но не ограничивайте себя. Просто загляните в себя и запишите то, что придет вам в голову.
Далее
соотнесите каждый цвет с эмоциями:
интерес, радость, удивление, грусть, отвращение,
стыд, страх, утомление, любовь, презрение,
гнев, вина, страсть, надежда, беспечность,
восторг.
Спасибо за участие!!!
Цвета | Реакция | Ассоциации | Эмоции |
Серый | «П», «Н», «Б» | ||
Синий | «П», «Н», «Б» | ||
Зеленый | «П», «Н», «Б» | ||
Красный | «П», «Н», «Б» | ||
Белый | «П», «Н», «Б» | ||
Черный | «П», «Н», «Б» | ||
Желтый | «П», «Н», «Б» | ||
Фиолетовый | «П», «Н», «Б» | ||
Оранжевый | «П», «Н», «Б» | ||
Коричневый | «П», «Н», «Б» | ||
Голубой | «П», «Н», «Б» |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Выраженность отношений к цветам в юношеском возрасте
Цвет | Реакция | Процентное соотношение (в %) |
Серый | Позитивная | 2 |
Негативная | 28 | |
Безразличная | 70 | |
Синий | Позитивная | 50 |
Негативная | 20 | |
Безразличная | 30 | |
Зеленый | Позитивная | 96 |
Негативная | 0 | |
Безразличная | 4 | |
Красный | Позитивная | 52 |
Негативная | 24 | |
Безразличная | 24 | |
Белый | Позитивная | 74 |
Негативная | 0 | |
Безразличная | 26 | |
Черный | Позитивная | 40 |
Негативная | 30 | |
Безразличная | 30 | |
Желтый | Позитивная | 60 |
Негативная | 22 | |
Безразличная | 18 | |
Фиолетовый | Позитивная | 68 |
Негативная | 26 | |
Безразличная | 6 | |
Оранжевый | Позитивная | 94 |
Негативная | 4 | |
Безразличная | 2 | |
Коричневый | Позитивная | 4 |
Негативная | 82 | |
Безразличная | 14 | |
Голубой | Позитивная | 98 |
Негативная | 0 | |
Безразличная | 2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рисунок
В1 – Выраженность реакций на голубой
цвет
Рисунок В2 – Выраженность реакций на зеленый цвет
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Рисунок
Г1 – Выраженность реакций на оранжевый
цвет
Рисунок Г2 – Выраженность реакций на белый цвет
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Рисунок
Д1 – Выраженность реакций на фиолетовый
цвет
Рисунок Д2 – Выраженность реакций на желтый цвет
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Рисунок
Е1 – Выраженность реакций на красный
цвет
Рисунок Е2 – Выраженность реакций на синий цвет
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Рисунок
Ж1 – Выраженность реакций на коричневый
цвет
Рисунок Ж2 – Выраженность реакций на серый цвет
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Рисунок З1 – Выраженность реакций на черный цвет
Информация о работе Цветовые ассоциации в юношеском возрасте