Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1.изучить научную литературу по избранной теме;
2.выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
3.сделать необходимые выводы.
Введение………………………………………………………………………………………………………..3
Глава I. Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений
1.Переживание любви в юношеском возрасте………………………………………6
2.Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений……………………………………………………………………………….13
Глава II. Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста.
2.1. Консультативная помощь юношам и девушкам………………………………..21
2.2. Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте………….24
Заключение……………………………………………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………………………………34
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «ТЫВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
НА
ТЕМУ: « Любовь и дружба
в юношеском возрасте
»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений
Глава II. Психологическая
помощь в преодолении негативных переживаний
2.1. Консультативная помощь юношам и девушкам………………………………..21
2.2. Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте………….24
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Приложение
Введение:
Актуальность выбранной темы состоит в следующем: За период существования мир человеческих взаимоотношений представляют собой особого рода внутреннюю преднастройку , установку, с позиций которой они подходят к общению друг с другом. Люди вступают друг с другом в отношения, которые возникают между людьми как личностями, то есть как существами, обладающими определенными индивидуальными психологическими особенностями. В основе этих взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть положительными и отрицательными и включают в себя такие, например, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражда, ненависть, уважение, неуважение, признание, доверие, недоверие и ряд других. Таким образом, трудности во взаимоотношениях и есть на сегодняшний день актуальная проблема среди разных возрастных категорий людей.
Исследуемость
работы вызвана изучением
Сопоставление
психологической интимности, глубины
и взаимности межличностных отношений
юношей и девушек (выделено три стиля
общения - интимные отношения, стереотипные
отношения и состояние
Главное психологическое
приобретение ранней юности открытие
своего внутреннего мира. «Для ребенка
единственная осознаваемая реальность
- это внешний мир, куда он проецирует
и свою фантазию» Байярд Роберт Т.,
Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток.
- Режим доступа: www.kaysen.net. Вполне осознавая
свои поступки, он еще не осознает собственных
психических состояний. Для юноши
внешний, физический мир - только одна
из возможностей субъективного опыта,
средоточием которого является он сам.
Обретая возможность
Данная курсовая работа посвящена проблемам дружбы и любви в юношеском возрасте.
Объектом данной курсовой работы является юношеский возраст.
Предметом данной курсовой работы выступает проявление особенностей юношеского возраста в любви и дружбе.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
Теоретическими основами данной курсовой работы выступают труды И.С. Кона, Д. Майерса, Р. Бернса, Р. Кочюнаса, К.Роджерса и других видных исследователей проблем самосознания и взаимоотношений.
Любовь - более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее. Когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-либо, то они с готовностью обосновывают свой ответ. Такие же тенденции молодые люди обнаруживают и в отношении любимых людей, объясняя, что те полны достоинств. Люди старших возрастов отмечают, что любят, скорее «вопреки», чем за что-то. Источником любви они осознают себя, а не партнера. Еще более очевидной становится ситуация, если любовь безответна. Для юноши или девушки любовь - это, чаще всего, незнакомое чувство. Они пока не знают, как она приходит, и как уходит. Появление предмета любви - высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные переживания. «Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Самые большие открытия в таких отношениях делаются о себе самом» Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1999 «Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать любимого, сколько придумывать его» Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна, - М., 1996, с. 267. Подлинная интимность отношений в юности, то есть совмещение жизненных целей и перспектив влюбленных при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим человеком и страхом потерять себя в этом слиянии.
Для понимания психологических отличий любви взрослых людей от юношеской особенно важны три момента: относительное завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей.
Любовь предполагает
большую степень интимности, чем
дружба, она как бы включает в
себя дружбу. Любовь - высокая степень
эмоционально-положительного отношения
субъекта, выделяющего свой объект
среди других и помещающего его
в центр своих жизненных
Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.
Несмотря на
демократизацию и упрощение взаимоотношений
между юношами и девушками, они
вовсе не так элементарны, как
кажется некоторым взрослым. «Современный
ритуал ухаживания проще традиционного,
зато он нигде не кодифицирован. Это
создает нормативную
Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные современная классификация (по К. Хендрик и С. Хендрик) различает шесть стилей любви Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, с. 231
Любовные переживания молодых мужчин содержат больше эротических и особенно людических компонентов, тогда как у женщин ярче выражены прагматические, сторгические и маниакальные черты. Маниакальные увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых». Исследователями было обнаружено, что некоторые стили, например, эрос, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие - такие, как людус - чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, взаимоподдержка, удовольствие от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами. Если мы испытываем страстную любовь, мы выражаем это физически. Мы считаем эти отношения исключительными, просто очарованы нашим партнером, это можно увидеть по нашим глазам. Сильно любящие пары почти не обращали внимания на окружающих и главным образом не сводили глаз друг с друга.
Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Э.Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым» Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 1998, с.561. Если чувство обоюдное, юноша и девушка переполнены любовью и испытываем радость, если нет - она опустошает и приводит в состояние отчаянья. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и унынья, радостного трепета и тоскливой удрученности. Любовь-страсть - состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстно влюбленные целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешны, когда ее теряют. Но в отличие от юношей, девушки более склонны фокусировать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере. Парней же более занимает игровая и физическая сторона их отношений.