Изучение креативности в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблем определения креативности и возрастных аспектов ее развития.
2. Проанализировать подходы к определению критериев оценки креативности.
3. Описать современные и классические методы изучения креативности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Изучение креативности в отечественной и зарубежной литературе. 5
1.1 Понятие креативности в современной психологии 5
1.2 Факторы и условия развития креативности 8
1.3 Проявление креативности в юношеском возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное изучение креативности в юношеском возрасте 20
2.1 Методики исследования 20
2.2 Результаты изучения креативности 22
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

пcихология курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра теории и методики профессионального образования 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Общая психология" 

Изучение креативности в юношеском возрасте 
 
 
 
 
 
 
 

                Руководитель  работы

                ___________________ Л.Р. Аптикиева

                "_____"_________________20__ г.

                Исполнитель студент группы 09 ПО

                __________________А.Ю. Разгульнов

                "_____"_________________20__ г. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Оренбург 2011

 

Содержание 

 

    Введение

   Наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них (например, чистка зубов по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы или до учебы, постоянный распорядок дня и многое другое) выполняется автоматически и рефлекторно. Шаблонность действий, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в противоречие с данной человеку способностью быть «творцом». Человек стремится разрешить любое противоречие (так было испокон веков, постоянные вопросы и поиски ответов). В автоматизме действий и обыденностью жизни это противоречье разрешается путем подавления способности к творчеству, то есть подавления креативности (вот одна из самых главных проблем её развития).

   Поэтому чтобы развить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе, то есть, например, искать необычные способы применения обычных вещей. При этом способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок для дальнейшего развития креативности. Не нужно запирать себя за общественные стереотипы. А чтобы креативность развивалась достаточно применять игровой момент: играйте, выдумывайте, фантазируйте, переносите выдумки (конечно позитивные) в реальность. В этом заключается актуальность нашего исследования.

   Предметом исследования является выявление творческих способностей в юношеском возрасте

   Объектом исследования выступали студенты ОГУ разных специальностей

Задачи исследования:

 1. Провести теоретический анализ проблем определения креативности и возрастных аспектов ее развития.

2. Проанализировать  подходы к определению критериев  оценки креативности.

3. Описать  современные и классические методы  изучения креативности.

   Методики исследования: в качестве исследования были применены методики Гилфорда и методика «Творческие способности»

 

Глава 1. Изучение креативности в отечественной и зарубежной литературе.

1.1 Понятие креативности в современной психологии

   «Креативность» (от английского слова «creativity») — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность — это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. В последние годы этот термин получил в отечественной психологии широкое распространение. И для того, чтобы как можно лучше в нём разобраться следует дать понятия и ещё нескольким терминам:

     «Личность» — это человек, как носитель каких-либо свойств. Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. « Личностью не рождаются, а становятся», — писал А.Н. Леонтьев. Личность — это человек, осознающий свою уникальность, неповторимость, индивидуальность (индивидуальность — особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума (индивидуум — отдельный живой организм, особь) от другого). Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение.

   «Способности» — в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный; в толковом словаре С. Ожегова «способность» это природная одарённость, талантливость. Однако считать способности врожденными, данными от природы является ошибкой — врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе жизнедеятельности человека, вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым кинорежиссёром, актёром, журналистом, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера деятельности, от условий жизни, окружающих людей и многих других факторов и нюансов отдельной личности. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности.

   «Творчество» — процесс создания новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

   «Творческая личность» — это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных и волевых качеств, а также задатков, способностей и талантов. Существуют две основные точки зрения на творческую личность:

   «Креативность» (творческая способность) свойственна  каждому нормальному человеку. Она  так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. При этом ценность результата творческой деятельности не имеет особенного значения, главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

   Согласно  второй точке зрения, не всякого  человека следует считать творческой личностью. Так как, определяющим фактором творческого акта является ценность нового результата, он должен быть общезначим, являться непременно культурной, технологической или какой-либо другой ценностью для человечества в целом.[15]

   Как видите, общего мнения нет, поэтому  решать для себя кто действительно  является творческой личностью, вам придётся самим.

   Ну  вот, всё ещё больше запуталось, давайте  обобщим. Итак, в настоящее время  многие исследователи креативности приходят к  противоречивым выводам. Поэтому Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в  этой области, сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:

   «Креативность — это способность реагировать  на необходимость новых подходов и новых продуктов. Создание нового творческого продукта во многом зависит  от личности творца и силы его внутренней мотивации.

   Специфическими  свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче. Креативные продукты могут  быть очень различны по природе: новое  решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.»[16]

   На  основе этого обобщения возникает  ещё вопрос (во всяком случае, у меня): «А в чем же всё-таки заключается сама креативная способность, суть этого процесса?»

   Можно быть умным, но не творческим? Или креативность – это следствие высокого интеллекта? Ученые исследуют интеллект и творчество отдельно друг от друга, причем тестируют интеллект больше ста лет, а креативность – около шестидесяти.[17]

   В словаре терминов профессиональных исследователей есть понятие «интеллекта» – это способность схватывать, улавливать смысл вещей и понимать, как поступить, а не просто книжные знания, узкий академический навык или сообразительность в решении теста.

1.2 Факторы и условия  развития креативности

   Английский ученый Р. Линн провел исследование, в котором оценил интеллект не отдельно взятых людей, а целых наций: в его работах приводятся показатели IQ для 192 стран. Оказалось, что наиболее высокие показатели IQ имеют жители Северо-Восточной Азии – Китая, Японии, Кореи (наивысшее значение – 108 баллов – демонстрируют жители Гонконга). Самым низким IQ обладают жители Тропической Африки. Их интеллект составляет всего 67 баллов. Европейцы (в том числе и жители России) обладают средним интеллектом (около 99 баллов). Автор выявил парадокс: у азиатов – самые высокие показатели, по сравнению с европейцами, но они завоевывают гораздо меньше престижных премий, например Нобелевских, за творческие достижения. При этом жители Африки с самым низким интеллектом имеют самый низкий процент лауреатов разнообразных премий. Р. Линн приходит к выводу, что, несмотря на более высокий IQ, жители Северо-Восточной Азии менее креативны, чем жители Европы.

   Задачи в тестах на интеллект, как правило, не имеют ничего общего с теми проблемами, которые человеку приходится решать в жизни. Типичный пример – установить логические закономерности в последовательности геометрических фигур, чисел, слов. После того как тест пройден, подсчитывают количество правильных ответов. Потом это число переводится в баллы IQ, при этом средним считается интеллект в 100 баллов.

   Креативность – это способность к порождению новых идей, оригинальных и осмысленных. Творческие способности связывают с умением мыслить в разных направлениях. Суть тестов на креативность состоит в том, чтобы придумать как можно больше идей для решения той или иной задачи. Например, человеку предлагают пофантазировать, как можно использовать, скажем, кирпич. Ответы оцениваются по нескольким критериям. Критерий беглости – это просто количество данных ответов.

   Человек считается творческим, если предлагает как можно больше разнообразных идей. Следующий критерий – оригинальность. Это стандартность или нестандартность ответа. Если ответ дают практически все люди (например, использовать кирпич на стройке), то такой ответ считается неоригинальным. Если же определенный ответ предлагают всего лишь несколько или даже один человек (например, кирпич можно привязать к веревке – и будет якорь для надувной лодки), то он получает высокие баллы за оригинальность.

   Голландский художник Берт Саймоне делает реалистичные скульптуры из бумаги. В конечном варианте скульптуры получаются объемными и вполне похожими на настоящие.

   Иногда для оценки творческих способностей психологи предлагают сочинить стихотворение по определенным правилам или составить коллаж, а работы оценивают художники или поэты.

   Мы видим, что исследуют интеллект и креативность по совершенно разным принципам. При решении интеллектуальной задачи испытуемый должен прийти к единственно верному ответу. При решении творческой – необходимо придумывать идеи, находить множество оригинальных решений. К тому же творческие задачи – почти такие же, как те, с которыми человек сталкивается в жизни, чего нельзя сказать о задачах в тестах на интеллект.

   Осталось понять, как связаны интеллектуальные и творческие достижения между собой. Некоторые ученые полагают, что интеллект и креативность – это независимые способности: одно необязательно предполагает другое.

   Например, в одном из исследований выяснилось, что дети с высоким интеллектом и с ярко выраженными творческими наклонностями уверены в своих возможностях, умеют обуздывать эмоции, чувства, желания, легко сосредотачиваются и отличаются любопытством. Школьники, у которых низкий интеллект и практически отсутствует тяга к творчеству, являются хорошо устроенными в жизни и довольны ей. Их низкий интеллект компенсируется общительностью или, наоборот, некоторой пассивностью.[18]

   А вот детям с интеллектом ниже среднего, но одаренным, приходится тяжелее. У них отмечались низкая самооценка, ощущение постоянного конфликта между собственным представлением о мире и школьными требованиями, отстутствие веры в себя, боязнь оценки со стороны окружающих. Умные ребятки с низкими творческими способностями направляют энергию на учебу, неудачи при этом воспринимают как катастрофу, они боятся высказывать свое мнение, общаться.

   Мы видим, что в основном две последние группы детей с разными уровнями интеллектуального и творческого развития испытывают трудности в жизни. Возможно, высокий интеллект при высокой креативности будет механизмом, который не позволит человеку остаться беспомощным. Низкий интеллект при низкой креативности вообще не создаст проблем своему обладателю.

   Художник южно-африканского происхождения Стивен Грегори использует в своей работе человеческие кости, украшая их бронзой, полудрагоценными камнями.

Информация о работе Изучение креативности в юношеском возрасте