Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать ценностные ориентации современной молодежи. Объект исследования: мировоззрение юношей и девушек. Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых. Методы проведенного исследования: метод наблюдения; методика М.Рокича; методы обработки данных. Экспериментальная часть исследования проводилась на базе рабочей сферы, в период ноября 2011 года. В эксперименте принимали участие 20 юношей и 20 девушек, в возрасте от 18 до 23 лет.

Содержание

Введение ..................................................................................................................3
Глава1. Особенности Я-концепции и понятие смысла жизни в юношеском возрасте…….............................................................................................................5
1.1 Задачи развития и границы юношеского возраста ...................................... 5
1.2 Понятие смысла жизни ..................................................................................30
Глава2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций....................... 45
1.1 Используемая методика и ее описание .................................................….45
1.2 Анализ полученных данных .......................................................................48
Заключение ............................................................................................................52
Список использованных источников ..................................................................54

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

     автономная  некомерческая

     образовательная организация

     «одинцовский  гуманитарный институт» 
 
 

     Кафедра общей психологии 
 
 
 
 
 
 

       Курсовая работа на тему:

       “Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте” 
 
 
 

                                                                  Выполнила: студентка Алова Ю.А.

                                     группы П-З-1-21

                                                   Проверил:_____________________ 

                                                                                  
 
 

                                                      Одинцово 2011

 

                                                                     Содержание 

Введение ..................................................................................................................3

Глава1. Особенности Я-концепции и понятие смысла жизни в юношеском возрасте…….............................................................................................................5   1.1 Задачи развития и границы юношеского возраста ...................................... 5

1.2 Понятие  смысла жизни ..................................................................................30

Глава2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций....................... 45

  1.1 Используемая методика и ее описание .................................................….45

  1.2  Анализ полученных данных .......................................................................48

Заключение ............................................................................................................52

Список  использованных источников ..................................................................54 

 

                                                                    Введение 

     Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей /девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни.

     Проблема  поиска смысла жизни в юношеском  возрасте остается актуальной так как, во-первых, нет единого подхода  к трактовке понятия смысла жизни; во-вторых, кардинальные изменения  в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у юношей и девушек. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.

       Исследование проблем молодежи  вообще – веление времени.  Вопрос о молодежи всегда остро  стоит, прежде всего, потому, что  это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру.

     В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в  юношеском возрасте, актуально  и необходимо исследование ценностных ориентаций в указанный возрастной период.

     Изучением психологических особенностей и  проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи, и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер. Э. Шпрангер, и др.

     Цель  исследования: исследовать ценностные ориентации современной 

     молодежи.

     Объект  исследования: мировоззрение юношей и девушек.

     Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых.

     Задачи  исследования:

  1. на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить проблему поиска смысла жизни в юношеском возрасте;
  2. выявить наличие различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.
  3. осуществить качественный и количественный анализ, полученный в ходе исследования.
  4. осуществить математический анализ результатов исследования.

     Методы  проведенного исследования:

         - метод наблюдения;

         - методика М.Рокича;

         - методы обработки данных.

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе рабочей сферы, в период ноября 2011 года.

В эксперименте принимали участие 20 юношей и 20 девушек, в возрасте от 18 до 23 лет. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА1 Особенности Я-концепции и понятие смысла жизни в юношеском возрасте. 

     1.1 Задачи развития и границы юношеского возраста. 

     Юношеский возраст – один из самых спутанных  и противоречивых в психологических  и педагогических представлениях и  теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как  и подросткового возраста) становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании детства, как подростковый, так и юношеский возраст исторически молоды и поэтому не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития. [1;223]

     Юношеский возраст– период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически  соотносить цели, ресурсы и условия  для решения задач строительства  собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.).[1;224]

       Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. Если у животных наступление взрослости достаточно тесно связано с возможностью самостоятельного существования и произведения потомства, то в человеческом обществе критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда. [1;225]

       Юность разделяют на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к. терминология в области взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются.[2;278] Никто не назавет13-летнего мальчика юношей, а 18—19-летнего — подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других — к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17—21 годом для юношей и 16—20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22—23 годам у юношей и 19-20 годам у девушек.[1;229] В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность-это старший школьный возраст-15-17лет. В это время вырастающий ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.). Позднюю юность относят к 20-23 годам.

     Границы юности связаны с возрастом обязательного  участия человека в общественной жизни. Юность-возраст обязательного участия в выборах органов государственной власти. В юности человек делает выбор внутренней позиции и это весьма многотрудная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять  исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определили его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной.[2;282-284]

     Юность  направлена на поиск своего места  в мире. Но как бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает ещё нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей.[2;286]

     Часто юность считают бурной, объединяя  её в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряжёнными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у одних может оказаться напряженным, а у других плавно и постепенно передвигаться к переломному моменту в своей жизни. При благополучном протекании ранней юности старшеклассника радует спокойный упорядоченный уклад жизни, им не свойственны романтические порывы, у них хорошие отношения с родителями и учителями. Но при этом дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошёл через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко. Существуют ещё два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Другой вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе, и себя плохо понимают. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания. Такие дети импульсивны, непоследовательны в поступках и в отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего.[3;314-316]

     Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего  мира. Обретая способность погружаться  в себя, в свои переживания, юноша  заново открывает целый мир новых  эмоций, красоту природы, звуки музыки. Он (юноша) начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного “Я”. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское “Я “ ещё неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. [4;17]

     Таким образом, юность – период жизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16-17 лет до 22-23 лет.

        1.Становление Я-концепции.

     Прежде  всего, дадим определение Я-концепции. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”. [5;8]

     Я-концепция  возникает у человека в процессе социального взаимодействия как  неизбежный и всегда уникальный результат  психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.   С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах. [5;12]

     Психологические  исследования  становления   Я-концепции  человека   в процессе его жизнедеятельности  идут  по  нескольким  направлениям.   Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и  ее  компонентов  -  какие качества сознаются лучше,  как меняется  с возрастом уровень  и  критерии самооценок,  какое  значение  придается  внешности,  а какое  умственным  и моральным  качествам.   Далее  исследуется  степень  его   достоверности   и объективности, прослеживается изменение структуры образ Я в целом -  степень его     дифференцированности     (когнитивной     сложности),     внутренней последовательности  (цельности),  устойчивости  (стабильности  во  времени), субъективной значимости, контрастности, а  также  уровень  самоуважения.  По всем  этим  показателям  переходный  возраст  заметно  отличается   как   от детства, так и от  взрослости,  имеется  грань  в  этом  отношении  и  между подростком и юношей.

Информация о работе Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте