Проблема зависти в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается проблема зависти в юношеском возрасте. В введении рассматривается актуальность данной темы, указаны цель, объект и задача работы. В первой главе дана характеристика зависти: обзор учёных по данной проблеме, причины возникновения, факторы возникновения, виды зависти, также дана характеристика юношеского (студенческого) возраста. Во второй главе проводится диагностическое исследование по проблеме зависти (использование различных психологических тестов и методик, проводимых на базе БГПУ), далее анализ результатов исследований и рекомендации для студентов по проблеме зависть. Далее идет заключение, где мы делаем выводы этой работы. В конце список литературы с указанием источников. Работа является интеллектуальной собственностью УО БГПУ им. М. Танка, все права защищены.

Работа содержит 1 файл

Проблема зависти в юношеском возрасте..docx

— 85.80 Кб (Скачать)

Введение

  Зависть — социально-психологический концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. [2]

  Тема «зависть», но мой взгляд, является актуальной для любого исторического периода. Вероятно, что чувство зависти испытывал хоть раз в жизни каждый из нас, но не каждый имеет смелость в том признаться. И это не случайно. Подавляющее большинство пишущих о зависти оценивают это чувство как однозначно отрицательное, как порок, с которым необходимо бороться. [16]

   Человек завидующий, однако, может перестараться и  вызвать или дать толчок запретам. Зависть также может побудить человека к разрушениям. Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования. Зависть может выродиться и в самобичевание, вражду и ненависть. [22,13]

    Никто из тех,  кто всю жизнь кому-то завидовал,  не может быть полезным членом  общества. Завистник заинтересован  только в одном: отнимать у  других, лишать их собственности и унижать. В то же время он будет пытаться найти объяснения своей неспособности добиться намеченной цели и винить в своих неудачах других. Он будет борцом-одиночкой, который не ценит хороших взаимоотношений с другими людьми, которому не хочется быть полезным для других. Поскольку он не утруждает себя сочувствием к ближним, ему трудно понять природу человека. То, что он причиняет кому-то страдания, не смутит его ни на секунду. Зависть может даже привести к тому, что человек будет получать удовольствие, причиняя своим ближним боль. [1,95]

   Цель данной работы: изучение проблемы зависти в юношеском возрасте.

   Объектом исследования является зависть. Предметом исследования: зависть и её проявления.

   К задачам данной работы относится:  1) Анализ научной литературы по проблеме зависти. 2) Выбор диагностических методик по исследованию проблемы зависти. 3) Проведение диагностик определения уровня зависти, уровня самооценки и типа темперамента  у студентов. 4) Изучение результатов эмпирического исследования.

Глава 1. Теоретический анализ научной  литературы по проблеме зависти в юношеском возрасте

    1. Обзор работ учёных, рассматривающих проблему зависти

    Вытесненные формы зависти в преобразованном виде присутствуют во многих вероучениях. Так называемое марксистско-ленинское учение – по крайней мере, теория классовой борьбы, густо замешена на зависти, не признаваемой за таковую. О фашистских, расистских «теориях» и говорить нечего – все тут ясно, черным по белому: зависть на зависти сидит, завистью погоняет. [7]

   Прекрасное определение зависти можно найти в «Энциклопедии религии и этики», опубликованной в 1912 г. В ней Уильям Л. Дэвидсон, профессор логики Абердинского университета, сообщает следующее: «Зависть — это эмоция, эгоистическая и злонамеренная по существу. Она направлена на людей и подразумевает неприязнь к человеку, который обладает тем, чего желает завистник, и желание причинить ему ущерб. В ее основе лежат эгоистическая жадность и неприязнь. В ней также есть сознание своей неполноценности по сравнению с объектом зависти и раздражение от этого. Я чувствую, что тот, у кого есть то, чему я завидую, имеет преимущество по сравнению со мной, и я возмущен этим. Следовательно, я радуюсь, если та вещь, которой я завидую, не приносит ему полного удовлетворения, и радуюсь еще больше, если она приводит к неудовлетворению и боли — ведь это уменьшает в моих глазах его превосходство и способствует моему самомнению. Поскольку зависть проявляет в завистливом человеке неудовлетворенные желания и указывает на чувство беспомощности, в том смысле, что у него нет ощущения власти, которое дало бы ему обладание желанным объектом, она является болезненной эмоцией, хотя ей и сопутствует наслаждение, когда ее объект постигает несчастье». [14]

   Ф. Бэкон отмечал агрессивный характер зависти: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию». Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы всё: успехи, заслуги, расположение других людей, богатство - безраздельно принадлежало только ему. А. Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, все-таки она порок и вместе с тем -несчастье: «Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению - как сильно они скучают». Поэтому, пишет он, мы должны смотреть на нее как на врага своего счастья и стараться задушить ее как злого демона.

   Если у Б. Спинозы зависть - это ненависть, то Ф. Ларошфуко считал, что зависть еще непримиримее, чем ненависть.

   Надо отметить, что зависть понимается психологами не однозначно. К. К. Платонов считает зависть чувством, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и вызванную этим ненависть к нему. Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович рассматривают зависть как социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, которым сопутствует удача, которые достигли благополучия. Они рассматривают зависть как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера. Однако такое понимание скорее относится к завистливости как свойству личности.

   Наряду с пониманием зависти как неприязненного чувства, враждебного отношения к кому-либо, имеется и более широкий подход, когда зависть рассматривается как феномен, проявляющийся на трех уровнях: на уровне сознания - осознание более низкого своего положения, на уровне эмоционального переживания - чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения, и на уровне реального поведения - разрушение, устранение предмета зависти. [6,319]

    В соответствии с этим К. Муздыбаев выделяет следующие компоненты зависти, последовательно проявляющиеся друг за другом: 1. Социальное сравнение – первое проявление зависти, возникает вследствие социальных мотивов: люди всегда обсуждают достижения и провалы других, поэтому распространена первая мысль при неудаче «что скажут другие…». Завидуют чаще всего материальным успехам, которые можно продемонстрировать в обществе. Мало кто будет завидовать отшельнику, который достиг высшей степени просветления где-то в горах. Однако следует отметить, что возможно и вполне обоснованное чувство зависти в обществе. Например, есть богатые и бедные и желание бедного стать богатым, чтобы обеспечить свою семью, абсолютно естественно. 2. Восприятие субъектом чьего-либо превосходства – возникает при близости субъекта и объекта зависти (одинаковых исходных возможностях, одной сфере интересов). Внутренне принятие превосходства одного воспринимается, как унижение другого. 3. Переживание досады, огорчения и унижения по этому поводу –эмоциональная реакция на превосходство соперника. 4. Неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит – защитные механизмы маскируют чувство собственной неполноценности рациональным объяснением, находя множество недостатков в объекте зависти «разве такому можно завидовать…». Это снимает некоторое эмоциональное напряжение, поскольку позволяет некоторым эмоциям проявиться и снижает значимость объекта зависти, что так же уменьшает напряжение. 5. Желание или причинение ему вреда;6. Желание или реальное лишение его предмета превосходства. [9]

  Зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего. Она возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность. Это может быть зависть женщины, желающей, но не имеющей детей, к тем, кто их имеет; зависть человека с карьеристскими наклонностями к другому человеку, успешно продвигающемуся по службе, и т. д. Чаще всего зависть скрывается от того, кому завидуют (это проявляется в замалчивании его достижений), поэтому объект зависти может ничего не подозревать. Но бывает и открытое проявление зависти, в связи с чем выдающийся физиолог Г. Гельмгольц говорил, что по усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.

   Бывает и так, что человек, боясь вызвать зависть других, снижает свою трудовую энергию и энтузиазм, скрывает свое благосостояние и достижения, пользуется ими скрытно, не получая от них, таким образом, полного удовлетворения.

   Зависть может переживаться как досада, злость на того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны, как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей. Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня этого нет, значит я хуже его. Как отмечает П. Тительман, осознание человеком более низкого собственного положения является самой фундаментальной предпосылкой зависти. Некоторые люди становятся буквально изможденными от хронического течения зависти. Происходит деформация личности: человек становится скрытным, тревожным, жалеющим себя, у него появляется чувство неполноценности, постоянного недовольства.

   Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования. Зависть может выродиться и в самобичевание. Интенсивное самобичевание при остром приступе зависти, как отмечает П. Куттер, может вызвать физиологические симптомы: человек «бледнеет от зависти», поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью. В принципе, по мнению этого автора, завистник - несчастный человек, достойный сожаления, страдающий от сомнений, от навязчивых мыслей, от отсутствия так называемого «чувства» собственного достоинства. У некоторых людей появляется желание устранить любым способом имеющуюся несправедливость в отношении его неравного положения с другим человеком: чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими. Это желание, стимулируемое ненавистью, нередко толкает человека на совершение аморальных поступков.

  Но есть и известный “положительный” компонент этого чувства. Русский психолог XIX века Н.Я.Грот пишет, что чувство зависти – это чувство уважения (к родителям, другим людям), которое складывается в свою очередь из чувств красоты, интереса, симпатии и чувства собственного бессилия. Очень похоже определяет зависть французский драматург и баснописец XVIII века Антуан де Ламотт: зависть – невольная дань уважения, которую ничтожество платит достоинству. Напрашивается мысль о неоднородности того чувства, которое называется завистью (мы уже упоминали о бытующем в народе разделении белой и черной зависти). С этим же связана дискуссия о том, является ли зависть всегда пороком или нет. Декарт, в частности, выделяет справедливую и несправедливую зависть. Справедливая (морально оправданная) зависть возникает к людям, которые заняли вожделенное нами место, должность или что-то другое, но при этом мы не убеждены, что они достойны этого, или даже знаем, что они могут превратить пребывание в этой должности во зло. Тем самым Декарт возражает Аристотелю, который утверждал, что зависть всегда порочна, а ту, которая “не порочна”, следует обозначать словом “негодование”.

   Многомерность этого чувства проявляется и в использовании различных терминов для обозначения разных его “граней”. Так, в труде известного польского философа, специалиста в области этики М.Оссовской зависть обозначается термином “ressentiment” (это французское слово широко использовали М.Шелер и Ф.Ницше без перевода на немецкий язык), который дословно переводится на русский как “злоба”, “злопамятство”, тогда как собственно “зависть” в переводе с русского на французский звучит как “envie”. Использование данного термина дает Оссовской возможность подчеркнуть еще одну грань зависти, выходящую за рамки семантического поля термина “envie”, а именно как “склонность к ревнивому контролю за чужой жизнью, моральную нетерпимость к поведению окружающих, даже если они ни в чем не затрагивают интересы тех, кто ими возмущается”. [6,318-320]

   Таким образом, все исследователи (несмотря на разнообразие трактовок) отмечают, что зависть – чувство сильное, подвигающее человека на самые разнообразные действия, мучительное, фрустрирующее, требующее устранения.

1.2. Зависть и завистник

   Часто переживаемая эмоция, повторяясь, перерастает в черту характера. Обижающийся становится обидчивым, боящийся -трусливым. Зависть, повторяясь, преобразуется в черту характера, в завистливость. Обладателя такой черты называют завистником. О нем говорят: "Это завистливый человек".

    Если зависть - зло, то для его искоренения нужно изживать в людях черту завистливости. Для этого надо знать, как она зарождается и укрепляется в характере человека. Если мы согласились с тем, что зависть возникла в результате длительной духовной эволюции человека, то следует задаться вопросом, по каким признакам происходил отбор, в результате которого возникла такая вредная вещь, как зависть.

   Функция зависти - создать конкуренцию между людьми в достижении высших ценностей. Гордость дополняет зависть. Если человек достиг состояния", когда он может гордиться, он временно избавляется от зависти. Избавляясь от зависти, человек движется в направлении высших ценностей как бык, который тянет плуг и пашет землю, чтобы не получать удары бича от пахаря. Человек в этом случае отличается от быка тем, что удары бича заменены завистью и внедрены в его бессознательное, то есть поставлены "на автомат".

    Если удалось внедрить в другого человека такие характеристики, как "я умнее других", "я правдивее", "я щедрее", чем другой, то носящий в себе эти критерии, будет испытывать беспокойство и страдание всякий раз, когда окажется не умнее, не правдивее, не щедрее других. Он будет испытывать зависть к тому, кто окажется умнее, богаче, щедрее и так далее. С одной стороны - это плохо, а с другой - зависть выступает в качестве автоматического социального стимулятора активности. Эмоция зависти способствует, таким образом, принудительной социализации человека, который под уколами зависти стремится к преобладанию над другими иногда в ущерб себе. Здесь возникают мысли по философии культуры. [12, 71-72]

Информация о работе Проблема зависти в юношеском возрасте