Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:06, реферат
Юность как стадия жизненного пути. Еѐ значение в жизненном цикле человека.
Периодизация юношеского возраста.
Психологические теории юности.
Становление личности в юности.
Самосознание и образ «Я». Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. Формирование мировоззрения. Нравственное самоопределение.
Общество сверстников и юношеская субкультура. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов. Поло-ролевая дифференциация.
Когнитивное развитие. Совершенствование интеллектуального развития в юношеском возрасте.
Развитие общих и специальных способностей.
Психология юношеского возраста
Юность как стадия жизненного пути. Еѐ значение в жизненном цикле человека.
Биологически - это период завершения физического созревания. Дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.
Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап первичной социализации. Главная задача – выбор профессии и типа учебного заведения.
Промежуточность общественного положения и статуса определяет и некоторые особенности психики. Все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста – собственная возрастная специфика, право на автономию от взрослых и т.п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентацию и определение свободного места в мире взрослых. А это требует развитых умственных способностей, дифференциации интересов, развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.
Ведущая деятельность – учебная (с профессиональной ориентацией).
Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (ранняя юность – 14-15-18; поздняя юность – 18-23)
- Завершается физическое созревание организма
- Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения:
-
Познавательные и
- Потребность в труде
- Способность строить жизненные планы
-
Преодоление зависимости от
- В общении: ориентация на индивидуальные контакты наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения
-
Формирования нравственного
Задачи развития в отрочестве и юности.
1.
Достижение некоторой
2.
Формирование идентичности, создание
целостного Я, гармонически
3.
Самоопределение (в частности
профессиональное). “Осознание своего
места в будущем, своей
Периодизация юношеского возраста
Юность принято разделять на раннюю (14-18 лет) и позднюю (18-23)
Одна из центральных линий проблематики юношеского возраста связана с определением того, к какому типу развития он относится – к детскому или ко взрослому.
Социально-психологический подход к возрастной периодизации |
Учитывая,
что периодизация социального развития
опирается на несколько иные критерии,
чем периодизация психического развития
ребенка, она имеет также и несколько иные
возрастные рамки и границы. На наш взгляд,
в периодизации социального развития
вряд ли оправдано вслед за возрастной
психофизиологической периодизацией
дробить социальное развитие индивида
на более мелкие временные периоды, связанные
с формированием психологических новообразований.
Так, в периодизации психического развития старший подростковый (14 - 15 лет) и ранний юношеский (16 - 17 лет) возраст относят к разным возрастным периодам, однако в периодизации социального развития оба эти периода обозначены как маргинальный переходный период социализации, что вполне объяснимо сходством тех процессов, которые характеризуют социальное созревание индивида в переходный период на рубеже подросткового и юношеского возраста (совпадение механизмов, институтов, способов социализации, степени включенности в систему общественных отношений и т.д.). Любопытно, что криминологи, юристы, употребляя понятие «несовершеннолетний», которым, кстати говоря, оперируют и законодатели, также имеют в виду возраст 14 - 17 лет, то есть возраст, который характеризуется определенным социальным статусом молодого человека в обществе, его гражданскими правами и обязанностями. Этот гражданский социальный статус, закрепленный в системе законодательных актов, как бы отражает особое маргинальное переходное от детства к взрослости положение несовершеннолетнего, который, в отличие от ребенка, уже имеет определенные права и обязанности, однако степень его социальных прав и ответственности по сравнению со взрослыми еще ограничена. Имеются в виду прежде всего ограничения в сфере трудового, семейного, уголовного законодательства, связанные с ограниченной возможностью вступления в брак, трудоустройства, ограничениями в уголовной ответственности и т.д. Таким образом, если старший подростковый и ранний юношеский возраст имеют определенные психофизиологические различия, то по способам, механизмам и конечным эффектам социализации эти возрастные периоды весьма близки. |
Психологические теории юности
Попытки ответить на вопрос, к какому типу развития относится юношеский возраст, были предприняты в рамках психоанализа (Э. Эриксон) и культурно-исторической теории (Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков).
В западной психологии периодизацию дальнейшего, послеподросткового, развития личности строит Э. Эриксон. В своей концепции эпигенетического развития он обсуждает механизм развития идентичности личности. Кардинальную смену типа развития он обсуждает после подросткового возраста, при этом в качестве механизма развития он кладет трансцендентность как способность выходить за пределы. Но только тогда возможен такой выход, когда пределы уже есть, т.е. после подростничества. И хотя Эриксон напрямую не говорит о смене типа развития после подросткового возраста, однако продолжает фактически использовать те же понятия в описании возрастов. Специфика же идентификации связана с необходимостью осмысленного соотнесения противоречивых, а порой даже противоположных требований и представлений о себе в единое целое, притом связанное во времени и заданное в перспективе карьеры. Т.о. перед подростком стоит задача «связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее с профессиональными прототипами дня сегодняшнего». Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
Периодизация Л.С. Выготского заканчивается подростковым возрастом, когда заканчивается физическое и интеллектуальное развитие ребенка, когда им освоены основные типы социальных отношений. А далее Выготский говорит о том, что при переходе к юношескому возрасту меняется сам тип развития, юность – это не сколько конец детства, сколько начало взрослости [16] При этом автор не дает никаких разъяснений по поводу того, какой тип развития сменяет детское развитие, которое заканчивается с появлением высшей формы сознания – самосознания и рефлексии в подростковом возрасте.
Другой отечественный автор Д.Б. Эльконин в своей периодизации относит часть юношеского возраста – старший школьный возраст (15-17 лет) – к детским возрастам, и в качестве ведущей деятельности выделяет учебно-профессиональную деятельность [13, 17]. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами, и мотивами деятельности, на основе которых они формировались. [60]
Т.о. возраст ранней юности представляет собой второй период эпохи отрочества. По мнению Эльконина, в подростничестве в интимно-личностном общении «формируются личные смыслы жизни. Иными словами, «если на основе чувства взрослости отроку удается развернуть новую ведущую деятельность, то к концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание, в котором «совершается отрицание взрослости именно благодаря ориентации на себя. Итог: я НЕ взрослый. Отсюда поворот к новым задачам» [с. 497, 13] - постановка задач саморазвития.
Подводя итог основным положениям концепции Д.Б. Эльконина, можно говорить о задающем возраст ранней юности противоречии между «чувством взрослости» и «чувством не взрослости» удерживающимся в учебно-профессиональной деятельности, в которой осуществляется поиск средств решения задач самоопределения и саморазвития.
По мнению Э. Шпрангера, автора влиятельной книги "Психология юношеского возраста", главная задача психологии - познание внутреннего мира личности, который тесно связан с культурой и историей.
Юношеский возраст, который тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет, - это прежде всего определенная стадия духовного развития, хотя оно и связано с комплексом психофизиологических процессов. Главные новообразования этого возраста, по Шпрангеру, - открытие "я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия "я" к практическому включению в различные виды жизнедеятельности.
Положив в основу возрастной периодизации становление духовной жизни личности, Шпрангер делит юность на две фазы. Для 14-17-летних главная проблема - кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; у 17-21-летних на первый план выступает "кризис оторванности", чувство одиночества и т. д. Шпрангер подробно описывает исторические условия и социальное положение юношества, его нравственное развитие, формирование правосознания, политическую активность, выбор профессии, становление мировоззрения.
Становление личности в юности
Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира.
Пр. экспериментальное исследование:
Психологические содержания рассказов волнуют их больше, чем внешний (событийный) контекст.
Открытие своего внутреннего мира вызывает и много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля.
1. Осознание своей уникальности, неповторимости.
2. Чувства одиночества.
Юношеское «Я» неопределенно, расплывчато, нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо эмоционально заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно появляется его избирательность, потребность в уединении. Представление юноши о себе всегда соотносится (как и подростка) с групповым образом «Мы», т.е. образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью («Я» оказывается тоньше, нежнее, чем «Мы»)
По Эриксону процесс самоопределения, называемый формированием идентичности, долог и сложен. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего. Она приводит личные склонности и таланты в соответствие с идентификациями и ролями. Свое место в обществе. Основа для социальных сравнений. Цели и смысл последующей жизни.
Личная идентичность (идентификация)
«Неопределенная, размытая идентификация» – индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
«Досрочная, преждевременная идентификация».- индивид включается в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений, следуя чужому мнению или авторитету.
«Мораторий»- индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный , который может считать своим.
«Зрелая идентичность»- кризис завершен, индивид перешел от поиска к практической самореализации.
Существует половая идентификация.
Девочки: семья, женственность, межличностные отношения.
Юноши: профессиональное самоопределение.
Эмоциональный контакт. Сознание групповой принадлежности, солидарности облегчает подростку автономизацию от взрослых и дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Большие различия существуют в эмоциональных реакциях и самосознании юношей и девушек. Если судить по их самоописаниям, в 14-15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д.
Склонность девочек видеть себя более интроспективными и чувствительными подтверждается и другими данными, например сравнением дневников юношец и девушек. Не говоря о том, что девочки раньше начинают вести дневники и делают это гораздо чаще и систематичнее мальчиков, девичьи дневники отличаются большей интимностью. Это, как правило, описание и анализ собственных чувств и переживаний, особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе. Юношеские дневники более разнообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения и интересы авторов, их практическая деятельность; эмоциональные переживания описываются юношами более скупо и сдержанно.