Что такое воображение? Виды воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Содержание

1.Что такое воображение? Виды воображения. Почему воображения полимодальные? 2.Исследование внимания с помощью таблиц Шульте.

Модуль № 4.
1.Охарактеризуйте произвольную память. Какая разница между произвольной и непроизвольной памятью ?
2.Классические методы исследования памяти.

Работа содержит 1 файл

контрольная ПЗЗП.docx

— 56.11 Кб (Скачать)

2.Исследование  внимания с помощью  таблиц Шульте.

 

     Цель  исследования: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

     Описание  теста 

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

     Инструкция  к тесту 

Испытуемому предъявляют  первую таблицу: «На этой таблице  числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают  и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно  быстрее и без ошибок». Таблицу  открывают и одновременно с началом  выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы  предъявляются без всяких инструкций.

     Тестовый  материал 

21 12 7 1 20
6 15 17 3 18
19 4 8 25 13
24 2 22 10 5
9 14 11 23 16
14 18 7 24 21
22 1 10 9 6
16 5 8 20 11
23 2 25 3 15
19 13 17 12 4
 
22 25 7 21 11
6 2 10 3 23
17 12 16 5 18
1 15 20 9 24
19 13 4 14 8
9 9 11 23 20
14 25 17 1 6
3 21 7 19 13
18 12 24 16 4
8 15 2 10 22
 
5 14 12 23 2
18 25 7 24 13
11 3 20 4 18
8 10 19 22 1
21 15 9 17 6
 
 

     Обработка и интерпретация  результатов теста 

Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы  может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого  теста можно вычислить еще  и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой):

эффективность работы (ЭР),

степень врабатываемости (ВР),

психическая устойчивость (ПУ).

     Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где

Тi - время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в  секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
10 лет 45 и меньше 46-55 56-65 66-75 76 и больше 
11 лет 35 и меньше 36-45 46-55 56-65 66 и больше 
12 лет 30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше 

     Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т1 / ЭР

Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому  требуется подготовка к основной работе.

     Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической  устойчивости, соответственно, чем  выше данный показатель, тем хуже психическая  устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

     Цель  исследования: определить уровень переключаемости внимания.

Оборудование: секундомер и модифицированная цифровая таблица Шульте. На таблице в 49 квадратах размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов с цифрами – 5х5 см, а расположены они рядами 7 – по горизонтали и 7 – по вертикали. Линии, делящие рабочее поле на ячейки, черные, тонкие.

     Процедура исследования

В тестировании участвуют три человека: экспериментатор, испытуемый и наблюдатель-протоколист.

     Исследование  содержит три серии, которые следуют  друг за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем порядке и в третьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные – в убывающем.

Таблица черно-красных  цифр выглядит следующим образом:

15 17 13 6 7 3 1
4 2 8 22 20 14 20
19 18 24 4 18 10 16
6 23 9 13 25 5 7
2 21 21 16 10 14 22
11 3 9 23 1 19 11
17 5 12 15 8 12 24

 

     Испытуемого усаживают удобно за столом и дают небольшую указку.

Задача экспериментатора – перед каждой серией исследования инструктировать испытуемого, подавать команду "Начали!" для поиска и  называния, следить по секундомеру  за временем, потраченным испытуемым на выполнение серии.

Наблюдатель-протоколист  помогает экспериментатору определить ошибки, допущенные испытуемым в ходе выполнения задания, ведет протокол исследования.

Испытуемый: ________ Дата: _________

Экспериментатор: ____ Время: _________

1-я  серия  2-я серия  1-я + 2-я  серии  3-я серия 
время ошибки  время ошибки  время ошибки  время ошибки 
               

     Таблица предъявляется испытуемому в  каждой серии только после инструкции по сигналу "Начали!", для того чтобы испытуемый заранее не искал  месторасположение соответствующих  цифр.

     Инструкция  испытуемому в  первой серии: "Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь. Начали!"

     Инструкция  испытуемому во второй серии: "На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!"

Перед началом  каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.

     Инструкция  испытуемому в  третьей серии: "На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать, а красные – убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!"

Информация о работе Что такое воображение? Виды воображения