Воображение, его виды и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Содержание

Введение.
Определение воображения. Его «механизм».
1.2. Функции воображения.
1.3. Виды воображения.

Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Реферат

По общей  психологии

 

На тему: «Воображение. Его виды и функции»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса, 4 группы

Гос. ИРЯ им А. С. Пушкина

Шамрина Александра

 

Москва, 2011

Содержание.

 

Введение.

    1. Определение воображения. Его «механизм».

1.2. Функции воображения.

1.3. Виды воображения.

 

Заключение.

Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное  положение между восприятием, мышлением и памятью.

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с  деятельностью организма, будучи в  то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Однако феномен  воображения остается загадочным и  в наши дни. Человечеству до сих пор  почти ничего не известно именно о  механизме воображения, в том  числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени. [3]

Воображение представляет собой особую форму  отражения, которая заключается  в создании новых образов и  идей путем переработки имеющихся  представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности (гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.

Воображение — это важнейшая сторона нашей  жизни. Представьте на минуту, что  человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных  открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать : лишите человека фантазии - и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Этот период ученые называют сенситивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. [2]

И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. К примеру, один школьник спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?», «Учи, как следует математику», — услышал он в ответ.

Вместе с  уменьшением способности фантазировать  у человека обедняется личность, снижаются  возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и  науке.

Воображение выводит  человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Определение воображения. Его «механизм».

 

Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

 До сих пор так  и неизвестна настоящая природа  воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу. Неизвестными остаются такие факты, как место локализации воображения в мозгу человека, с работой каких известных науке нервных органических структур оно связано.

Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону, оно является следствием схождения в одной точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.

Воображение является основой  наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны) (Немов Р.С., 2005).

Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.

По И. Канту и Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира (Немов Р.С., 2005).

Очень много известно о том, какое значение воображение  имеет в жизни человека, как  оно влияет на его психические  процессы и состояния и даже на организм.

Благодаря воображению  человек творит, разумно планирует  свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовая культура является продуктом  воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «homosapiens», уже достаточно хорошо известно.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить  никакое другое живое существо в  мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

 

С.Л. Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это  преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”.

Л.С. Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением”.

Согласно Е.И. Игнатьеву, “основной признак процесса воображения  заключается в преобразовании и  переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”. [6]

А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать новые чувственные  или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”. [4]

Как видно из определений, существенным признаком воображения  считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого  недостаточно, потому что нельзя тогда  провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

Многие исследователи  отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Одна из черт, характерных  для воображения, состоит в том, что оно связано не только с  мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое  преобразование совершается при  органическом единстве чувственного и  рационального.

 

Воображение человека выражается:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;

2) в создании программы  поведения, когда проблемная ситуация  характеризуется неопределенностью;

3) в продуцировании  образов, которые не программируют,  а заменяют, симулируют действительность;

4) в создании образов,  соответствующих описанию объекта.  Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы (мышление, память, восприятие).

 

 

 

Нейрофизиологической   основой   воображения   является   образование

временных нервных связей в сфере  первой  и  второй  сигнальных  систем,  их

диссоциация  (распадение  на  отдельные  элементы)  и  объединение  в  новые

системы под влиянием различных  мотиваций. Воображение  связано  с  эмоциями, деятельностью  подкорковых  образований  головного  мозга,  но  исследования последних  лет  подтверждают,  что  физиологические  механизмы   воображения расположены не только в коре,  но  и  в  более  глубоко  залегающих  отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально  выяснено:

при повреждении гипоталамо-лимбической  системы у человека могут  происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что  его  поведение не регулируется  определённой  программой  и  состоит  из  серии  отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и  целостных.

 

Под влиянием воображения у человека возникают  соответствующие  органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические  действия,  можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания.

    

 Процессы воображения имеют  аналитико-синтетический характер.  Основная его  тенденция-преобразование  представлений  (образов),  обеспечивающее   в конечном  счёте  создание  модели  ситуации   заведомо   новой,   ранее   не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что  его сущность составляет процесс  преобразования  представлений,  создание  новых образов на основе имеющихся. Воображение,  фантазия-это  отражение  реальной действительности в новых,  неожиданных,  непривычных  сочетаниях  и  связях.

Если  придумать  даже  что-то  совершенно  необычайное,  то  при  тщательном

рассмотрении выяснится, что  все  элементы,  из  которых  сложился  вымысел,

взяты  из  жизни,  почерпнуты  из  прошлого  опыта,  являются   результатами

преднамеренного   анализа   бесчисленного    множества    фактов.    Недаром

Л.С.Выготский говорил:  «Творческая  деятельность  воображения  находится  в прямой зависимости от богатства  и  разнообразия  прежнего  опыта  человека, потому что опыт представляет  материал,  из  которого  создаются построения фантазии.  Чем  богаче  опыт  человека,   тем   больше   материал,   которым располагает его воображение».

     

Существует  несколько  форм  синтезирования  образов: 

1.агглютинация- «склеивание»  различных,  в  повседневной  жизни  не  соединяемых   качеств, свойств, частей (русалка, танк-амфибия…);

2.гиперболизация,  которая   характеризуется  не   только   увеличением   или

уменьшением предмета (мальчик  с пальчик), но и изменением количества  частей предмета и их смещением (дракон с 7 головами);

3.заострение, подчёркивание  каких-либо признаков (шаржи, карикатуры);

4.типизация, для которой  характерно выделение существенного,  повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

      С деятельностью  воображения  связано  формирование  ряда  нравственно-

психологических качеств  личности, таких, как идейная  убеждённость,  чувство

долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость,  настойчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Функции воображения.

 

Важнейшее назначение воображения  в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в  процессе деятельности. Воображение  позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты  знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны (Степанов С., 2005).

Информация о работе Воображение, его виды и функции