Что такое воображение? Виды воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Содержание

1.Что такое воображение? Виды воображения. Почему воображения полимодальные? 2.Исследование внимания с помощью таблиц Шульте.

Модуль № 4.
1.Охарактеризуйте произвольную память. Какая разница между произвольной и непроизвольной памятью ?
2.Классические методы исследования памяти.

Работа содержит 1 файл

контрольная ПЗЗП.docx

— 56.11 Кб (Скачать)

Содержание:

Модуль  №3.

1.Что  такое воображение?  Виды воображения.  Почему воображения  полимодальные?  2.Исследование  внимания с помощью  таблиц Шульте. 

Модуль  № 4.

1.Охарактеризуйте  произвольную память. Какая разница  между произвольной  и непроизвольной  памятью ?

2.Классические  методы исследования  памяти.

Модуль  №1.

1.Что  такое воображение?  Виды воображения.  Почему воображения  полимодальные?

Общая характеристика воображения

     Наряду  с восприятием, памятью и мышлением  важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения  окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует  на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

     Воображение – это психический процесс  создания нового в форме образа, представления или идеи.

     Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал  или не совершал, у него могут  возникать образы предметов и  явлений, с которыми о" раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

     Процесс воображения свойствен  только человеку и  является необходимым  условием его трудовой деятельности.

     Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким  образом, он уже заранее создает  образ материальной вещи, которая  будет изготовляться в последующей  практической деятельности человека. Эта способность человека заранее  представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

     Физиологическую основу воображения составляет образование  новых сочетаний из тех временных  связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая  актуализация уже имеющихся временных  связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При  этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

     Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения  – объективная  реальность.

     Воображение – это образное конструирование  содержания понятия о предмете (или  проектирование схемы действий с  ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения  характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение  всеобщего и единичного на чувственном  уровне уже произведено. Благодаря  этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в  своем универсальном ракурсе, обнаруживая  свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

     Ведущим механизмом воображения служит перенос  какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

     В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе Целенаправленного  решения научных, технических и  художественных проблем при наличии  осознанной и отреферированной поисковой  доминанты, второе – в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д.

     Особую  форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более  или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также  его полного совпадения с образом  желаемого. Вместе с тем мечта  может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.  

  Виды воображения

     Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

     В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное  воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

     Воссоздающее  воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

     Несмотря  на то, что продуктами воссоздающего  воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком  образы, этот вид воображения основан  на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение  является продуктом воздействия  на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение  – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция  прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

     Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с  другими людьми или окружающими  вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

     Творческое  воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека..

     Образы  творческого воображения создаются  посредством различных приемов  интеллектуальных операций. В структуре  творческого воображения различают  два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством  которых формируются идеальные  образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая  продукция.

     Первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной  диссоциации творческое воображение  немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовкиматериала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.

     Ассоциация  – создание целостного образа из элементов  вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым  образам. Кроме того, существуют и  другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

     Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

     Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

     В ходе процессов пассивного воображения  происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

     Материалами пассивного воображения, так же как  и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

полимодальность – органическое единство данных различных органов чувств.

   Представление, или вторичный образ, - это воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на его органы чувств.

   Как и восприятие, представление наглядно. Однако от восприятий оно отличается меньшей яркостью, фрагментарностью (при наличии целостного образа объекта в нем могут отсутствовать некоторые детали), неустойчивостью (им присуща изменчивость, "текучесть" деталей, свойств). Образы представления отличаются от образов восприятия также обобщенностью. Обобщенность образа может быть выражена в разной степени, а именно от конкретного представления предмета в условиях частного момента до абстрактного образа целого класса объектов. Высокообобщенные представления присущи системе мышления.  
    Представления полимодальны, т.е. включают в себя тактильно-кинестетические, визуальные, слуховые и прочие составляющие. Но в каждом конкретном представлении какая-то модальность оказывается ведущей: так, выделяются слуховые, вкусовые и другие представления.

    Наибольшую роль в психической деятельности человека играют зрительные представления. Если представления других модальностей отличаются конкретностью, невысоким уровнем обобщенности, то зрительные представления могут относиться к разным уровням психики: от конкретных образов памяти до абстрактных визуализированных образов мышления. Зрительные представления отличаются устойчивостью и многообразием.     

     Представления разных людей отличаются по степени  яркости / отчетливости / устойчивости / полноты образа.  Представления являются образами памяти в том случае, если в образе воспроизводится прежде воспринятое и если отношение образа к прошлому опыту субъектом осознается. Если же представление формируется безотносительно к прежде воспринятому, хотя бы и с использованием его в более или менее преобразованном виде, то представление является не образом памяти, а образом воображения.

   Представление и воображение являются одновременно и воспроизведением - пусть очень отдаленным и опосредованным, - и преобразованием действительности. Надо отметить, что если воспроизведение - основная характеристика памяти, то преобразование - основная характеристика воображения. Основное отличие памяти от воображения - в ином отношении к действительности. Образы памяти несут и сохраняют результаты прошлого опыта, образы воображения их преобразуют. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Что такое воображение? Виды воображения