Методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме «Виды воображения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Целью обучения психологии является познание человека и способов эффективного с ним взаимодействия. Поэтому основой методики преподавания психологии являются психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, которые раскрывают механизмы формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения этих теорий в педагогической практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 3
Глава 1. Методическая разработка лекции………………6
Организационно-методическая часть…………………………6
Содержание лекции и демонстрационные
материалы……………………………………………………….8
Глава 2. Методическая разработка семинарского занятия………………………………………………………28
Организационно-методическая часть………………………...28
Содержание занятия и демонстрационные
материалы………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа содержит 1 файл

Петрова Ольга З-54 Виды воображения.docx

— 102.34 Кб (Скачать)

 

 
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика преподавания психологии»

на тему: «Методическая  разработка лекции и семинарского занятия  по теме «Виды воображения»

 

 

                                                                                                              Работу выполнил(a)

                                                                                                               студент(ка) 4 курса

группы З-54

                                                                                                 Петрова Ольга Сергеевна

 

                                                                                                       Научный руководитель

к.пс.н., доцент

                                                                                                  Лелебин Сергей Петрович

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………  3

Глава 1. Методическая разработка лекции………………6

    1. Организационно-методическая часть…………………………6
    2. Содержание лекции и демонстрационные

материалы……………………………………………………….8

Глава 2. Методическая разработка семинарского                занятия………………………………………………………28

    1. Организационно-методическая часть………………………...28
    2. Содержание занятия и демонстрационные

материалы………………………………………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

В настоящее время, как в средней, так и в высшей школе сосуществуют две стратегии управления учебно-воспитательным процессом. Первая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному индустриальной эпохе. Вторая начала складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся в постиндустриальном информатизированном обществе. Именно этот второй тип управления, положивший в основу организации образования ценность личности всех его участников, стал определять инновационную стратегию.

Как показывают исследования, психологически наиболее сложным в переходе от традиционного  к инновационному обучению оказывается  процесс освоения преподавателями  нового типа управления – системного управления целостной ситуацией, предполагающей прежде всего изменение собственной личностной позиции и роли в учебной ситуации. Переход от директивного, административно-командного управления отдельными аспектами учения к организации целостной ситуации во всей полноте ее параметров, в режиме совместной деятельности, а затем и партнерства с участниками не может происходить самопроизвольно. Здесь необходимы усилия, направленные на обучение, воспитание еще на студенческой скамье самих организаторов образования – преподавателей.

Целью обучения психологии является познание человека и способов эффективного с ним  взаимодействия. Поэтому основой  методики преподавания психологии являются психологические теории учения, учебной  деятельности и развивающего обучения, которые раскрывают механизмы формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения этих теорий в педагогической практике.

Курс «Методика  преподавания психологии» рассматривает  различные формы проведения занятий  как в средних учебных заведениях (классно-урочная система), так и  в высшей школе (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия). Особое внимание уделяется использованию активных методов обучения, направленных на формирование у студентов теоретического профессионального мышления психологического склада, умения творчески применять  психологические знания в практической деятельности. Именно активные методы обучения и есть ответ дидактики  на потребность естественных законов  усвоения знаний, открытых психологической  наукой. Активные методы, а именно: методы программированного обучения, методы проблемного обучения, методы интерактивного обучения – обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе.

Методика преподавания психологии – это наука о том, как учить студентов, и о том, как заинтересовать учебой, увлечь ею и научить учиться самостоятельно и творчески. Решение учебных задач, поиск и нахождение ответов на проблемные вопросы, преследующие учебные цели, учат студентов применять теорию психологии к жизненным реалиям.

Следует отметить, что методика преподавания психологии не является сводом жестких и неизменных правил и технологий. Это наука  о постоянстве обновления, и не столько самого содержания дисциплинарного  знания, сколько обновления психологического содержания – ценностных, мотивационных, коммуникативных и когнитивных оснований взаимодействий и отношений преподавателя с обучаемыми.


 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ  ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

Методическая разработка лекции

По дисциплине «Общая психология»

По теме «Виды воображения»

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011

 

               Глава 1. Методическая разработка лекции

1.1 Организационно-методическая  часть

  1. Тема лекции: Виды воображения
    1. Обоснование выбора темы. Понимание воображения и его видов является важной составляющей при подготовке специалистов. Тема соответствует стандарту, программе курса «Общая психология» и тематическому плану преподавания дисциплины.
    2. Определение места и значения темы в системе целого курса. Данная лекция является частью темы «Воображение», которая идет в рамках первого курса дисциплины «Общая психология» в разделе «Психические процессы». Тема «Виды воображения» рассматривается между темами « Память» и «Мышление». Лекция «Виды воображения» базируется на знаниях  полученных студентами в процессе изучения дисциплин «Психология личности».
    3. Отбор библиографии по теме лекции (для преподавателя).
    1. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. — М.: Наука, 1969..
    2. Брушлинский А.В. Субъективное мышление, учение, воображение.-Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996.-374 с.
    3. Выготский Л.С. “Развитие высших психических функций”. - Издательство “Просвещение”, Москва, 1950
    4. Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974. (Воображение и психологическое время: 262—271. Представление (воображение): 278—295.)
    5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология».-М.: Просвещение, 1986.-272 с.
    6. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Владос, 2008 – 396 с.
    7. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 3. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология».М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.515с.
  1. Организация лекции.

2.1 Характеристика аудитории. Лекция читается слушателям начального           уровня подготовленности. Предназначена для учащихся первого курса факультета «Психология»

2.2 Цели лекции. Ознакомиться  с различными видами воображения,  проанализировать виды воображения.

2.3. Учебные задачи лекции.

 1) Информативные:

- дать представление об  основных видах воображения

- повторить определение  воображения

- ознакомить студентов  с основными понятиями данной  темы (сновидения, мечта, грезы и  т.д. )

2) Аналитические:

- классифицировать воображение  по видам

3) Системообразующие:

- систематизировать знания  о видах воображения

4) Творческие:

- мотивировать к самостоятельному  изучению материала

- укрепить навыки создания  собственных суждений о воображении.

5) Воспитательные:

- повысить мотивацию к  изучению психологии

- привить интерес к  психологическим исследованиям

- стимулировать познавательную  активность студентов

2.4 Выбор вида лекции. Лекция-информация, в ходе которой студент будет  ознакомлен с видами воображения.

2.5 Выбор организационной  формы лекции. Монолог с опорой  на визуальные средства.

2.6 Дидактическое обеспечение  решения задач лекции.

2.6.1 Набор основных категорий,  понятий, систем представлений,  связи между ними. Воображение, пассивное и активное воображение, воссоздающее воображение, творческое воображение, мечта, грезы, сновидения, ассоциация, диссоциация.

2.6.2 Названия схем, графиков, иллюстраций, таблиц и порядок  работы с ними.

Рисунок 1- виды активного  воображения.

 В ходе лекции также используются схемы на слайдах презентации.

2.6.3. Необходимые средства  обучения. Мультимедийный проектор.

 

1.2. Содержание  лекции и демонстрационные материалы.

1. Расчет времени.

    Лекция 90 минут , 2*45 минут

Начало занятия. Организационный момент. Введение.             5 мин

Рассмотрение первого  вопроса                                                   40 мин

Рассмотрение второго  вопроса                                                   35 мин

Заключение                                                                                   5 мин

Вопросы аудитории                                                                     5 мин     

  1. Библиография по теме лекции для студентов.

1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т.

Т. 1 / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.

2. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. — М.: Наука, 1969.

3. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматияпо психологии. — М.: Просвещение, 1987.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997. 5.Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М.: Знание, 1986.

6. Линдсей П., Нормой Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. под ред. А. Р. Лурия. — М.: Мир, 1974.

7. Леонтъев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983. ,

8. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов – СПб: Питер,2008.-583 с.

 9. Никифоров О. И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. — 1972. — № 2.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

11. Страхов И. В. Психология творчества: Лекция для студентов пед. ин-тов. — Саратов, 1968.

12. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. — М.: Знание, 1971.

3. Содержание лекции.

3.1 Введение

3.1.1. Краткая характеристика  проблемы

Воображение - одна из фундаментальных  характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих,

универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без  нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве... Без силы воображения  невозможно было бы даже перейти улицу  сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты. Д. Дидро восклицал: Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком... Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей.

3.1.2. Связь нового материала  с изученным на предыдущих  занятиях.

Вспомним определение  воображения: воображение – это  процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

При помощи воображения человек  отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Во-

ображение тесно связано  с мышлением, поэтому способно активно  преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.

Вообще воображение связано  со всеми сторонами психической  деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

3.1.3. Актуальность темы.

Значение воображения  в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось  воображение в процессе труда, и  основное его значение состоит в  том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться не представляя себе конечного  и промежуточных результатов. Без  воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в  технике. Все школьные предметы не могут  усваиваться полностью без деятельности воображения. 
Деятельность воображения всегда соотноситься с реальной действительностью. Практика – критерий правильности образов воображения, она позволяет конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации. 
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний.

3.2. План лекции

1. Активное воображение:

- воссоздающее воображение

- творческое воображение

- мечта

- фантазия

2. Пассивное воображение:

- грезы

- галлюцинации

- сновидения

3.3. Подробный конспект  первого учебного вопроса.

Активное воображение  распространяется на все формы творческой деятельности субъекта. Это и воображение  в процессе мышления, восприятия, и  в волевых эмоциональных процессах  как момент, ответственный за построение ключевого образа.

В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно  формируются и преобразуются  в соответствии с целями. Пользуясь  ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие  образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит  название активной. Произвольное, или  активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека.

Произвольное воображение  имеет для человека гораздо большее  значение. Этот вид воображения проявляется  тогда, когда перед человеком  стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или  заданных ему со стороны. В этих случаях  процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения  лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов  и форм произвольного воображения  можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту(Рис.1.)

Информация о работе Методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме «Виды воображения»