Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:15, реферат
Для меня всегда очень сложно выбрать тему для реферата. Какому аспекту той или иной науки уделить больше внимания, проработать более досконально, нежели это делается при подготовке к ответу на экзамене? В случае с подготовкой этого реферата все было в точности до наоборот. Стоило только пробежаться глазами по списку предложенных тем, решение пришло само собой. Мне захотелось побольше почитать и проанализировать отношение ученых-психологов к воображению, этому предшественнику и любого великого открытия и прогресса, и всех величайших катастроф, когда-либо происходивших по вине человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 3
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 5
ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ 6
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
Список использованной литературы: 11
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ»
на тему: «ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ»
Автор: Шманкевич Т.В.
гр. № 711
Руководитель: Логинова О.Б
РЕЦЕНЗИЯ:
______________________________
Оценка:_______________________
Подпись руководителя______________
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.
К. Маркс
Прежде, чем начнет петься,
Долго ходят, разомлев от брожения,
И тихо барахтается в тине сердца
Глупая вобла воображения.
В. Маяковский
Для меня всегда очень сложно выбрать тему для реферата. Какому аспекту той или иной науки уделить больше внимания, проработать более досконально, нежели это делается при подготовке к ответу на экзамене? В случае с подготовкой этого реферата все было в точности до наоборот. Стоило только пробежаться глазами по списку предложенных тем, решение пришло само собой. Мне захотелось побольше почитать и проанализировать отношение ученых-психологов к воображению, этому предшественнику и любого великого открытия и прогресса, и всех величайших катастроф, когда-либо происходивших по вине человека.
Воображение, на мой взгляд, это
так же и один из главных факторов,
которому обязано развитие психологии
как науки. Ведь психология, наряду
с философией и социологией изучает
те невидимые связи и
Осознание силы и власти воображения в человеческой жизни не может не породить желания получше разобраться с этим уникальным явлением.
Существует огромное множество различных определений воображения.
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Суть этого процесса состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является его Прошлый опыт, который он получил, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения.* (общая психология. Маклаков 2008)
В большом психологическом словаре воображение определяется как универсальная человеческая способность построения новой целостной действительности путем переработки содержания практического, чувствительного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Воображение – способ овладевания человеком сферы возможного, придающий его деятельности целеполагающий и проективный характер. (Большой психологический словарь, 2003)
Воображать – значит изображать в уме чувственные и отвлеченные предметы. Мысленно живописать картины и т.д.
В каждом из приведенных мною понятий подчеркивается сущностный аспект и специфичность воображения по сравнению с другими психическими процессами. Мне пришлось привести сразу несколько трактовок «воображения», так как в изученной мной литературе я не смогла найти какого-то общепринятого и однозначного определения для этого психического свойства. Это свидетельствует о сложности теоретического осмысления сущности этого процесса.
Если ученые-психологи не могут сойтись в определении воображения, то сразу можно предположить насколько много споров должна вызывать его природа и происхождение. Несмотря на разброс во мнениях, принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции.
Позже, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.
Как, пожалуй, и любой другой психический процесс, воображение не может существовать и функционировать обособленно от других функций психики. Воображение находится в тесной связи со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опираясь на ее процессы, перерабатывая и преобразуя то, что хранит память. Воображение активно включается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение.
Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Это особенно ярко проявляется в ситуации неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основываются на опережающем отражении. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления осуществляется путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.
Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин уже в шесть лет хорошо рисовал. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.
Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность.
Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.
Иной причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда — науке, литературе, искусстве, инженерии и других — развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).
Несмотря на то, что в теме реферата не заявлен этот аспект, я бы хотела уделить несколько абзацев этой теме. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция является информационно-трансляционной. То есть образы (сновидения, мечтания и фантазии), являясь носителями символической репрезентации опыта, служат посредниками общения человека как с окружением, так и со своим внутренним миром.
Пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Шестая функция состоит в активизации наглядно-образного мышления.
Седьмая функция - функция познания: воображение позволяет познать то, что субъект не воспринимал, что отсутствовало в его опыте. Для ребенка воображение – это средство познания и усвоения общественного опыта.
И последняя, восьмая функция – это саморегуляционная функция, раскрывающаяся в нескольких аспектах: самопознание (понимание содержания своих образов), управление эмоциональными и физиологическими состояниями, поддержание и восстановление здоровья, изменение настроения, работа с болью и т.д.
Еще в начале XX в. выдающийся французский психолог Т. Рибо предложил интересную классификацию типов воображения. По его мнению, виды воображения делятся на расплывчатое и пластическое воображения.
Так пластическое воображения проявлялось в области изобразительного искусства, скульптуре, архитектуре, литературе и в особенности в поэзии.
Расплывчатое же воображение, характеризующееся созданием эмоционально-насыщенных образов с неясными и неопределенными очертаниями, проявляется в мечтах, романтических грезах, в мифах и различных религиозных концепциях.
Современная наука рассматривает процессы воображения, как и процессы памяти прежде всего с точки зрения степени произвольности (активное воображение) и непроизвольности (пассивное воображение).
В свою очередь активное воображение подразделяется на