Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:08, контрольная работа
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
1.Что такое воображение? Виды воображения. Почему воображения полимодальные? 2.Исследование внимания с помощью таблиц Шульте.
Модуль № 4.
1.Охарактеризуйте произвольную память. Какая разница между произвольной и непроизвольной памятью ?
2.Классические методы исследования памяти.
Если испытуемый в процессе выполнения заданий любой из серий ошибается, то он сам должен найти ошибку, в редких самых затруднительных случаях допускается подсказка наблюдателя-протоколиста. Секундомер при этом не выключается.
После проведения всего исследования испытуемый дает самоотчет. По самоотчету определите стратегию поиска цифр и особенности выполнения заданий.
Обработка результатов
В ходе обработки результатов необходимо:
Составить график времени, затраченного испытуемым на выполнение трех серий исследования.
Установить время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения "Т" подсчитывают по формуле.
Т = Т3 – (T1+T2), где
T1 – время,
потраченное испытуемым на
Т2 – время, потраченное на выполнение
второй серии;
Т3 – время, потраченное на выполнение
третьей серии.
Анализ результатов
Уровень развития у испытуемого переключаемости внимания определяется с помощью таблицы.
|
Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания, то если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий.
В том случае, если время переключения оказывается меньше или равно "0", опыт необходимо повторить. Это означает, что испытуемый не принял инструкции в первой или второй сериях.
Анализируя результаты, важно проследить специфику поиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число по каким-либо причинам сразу найти не удается. Одни люди испытывают затруднения, когда искомое число находится рядом с только что найденным, а другие – когда оно отстоит от него далеко.
На
основании анализа
Общая характеристика памяти.
Важнейшая
особенность психики состоит
в том, что отражение внешних
воздействий постоянно
Память – это
основа психической жизни человека, основа
нашего сознания. Памятью называют отражение
прошлого опыта человека, проявляющееся
в запоминании, сохранении и последующем
припоминании того, что он воспринимал,
делал, чувствовал или о чем думал. (1, с.111)
Память человека
тесно связана с его мышлением, волей,
чувствами и другими психическими процессами.
Память необходима
человеку. Она позволяет ему накоплять,
сохранять и впоследствии использовать
личный жизненный опыт и некоторую часть
опыта других людей, которые усваивает
человек в виде знаний, умений и навыков.
(2, с.174-175).
Память процесс сложный. Переходя к характеристике процессов памяти, отметим, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти. К процессам памяти относятся запоминание, воспроизведение, сохранение, а также забывание материала.
Запоминание
– процесс запечатления в сознании поступающей
информации в виде образов, мыслей (понятий),
переживаний и действий. Различают непроизвольное
(непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное)
запоминание.
Непроизвольное запоминание осуществляется
как бы само собой, без преднамеренного
желания что-то запомнить. Оно определяется
не установками или целями, а особенностями
объектов и отношением человека к ним.
Так обычно запоминается то, что произвело
яркое впечатление, вызвало сильные и
глубокие переживания.
Непроизвольное запоминание может быть
эффективным, если оно включено в активную
умственную деятельность. Например, артист
в ряде случаев не заучивает специально
текст роли, а запоминает его в ходе репетиций,
главная цель которых заключается не в
том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы
вжиться в образ
Ведущим
для человека является произвольное
запоминание. Оно возникает и развивается
в процессе общения людей и трудовой деятельности.
Произвольное запоминание – запоминание
целенаправленное (что запомнить, зачем,
на какой срок, как использовать и пр.),
что придает ему планомерность и организованность
Особая
форма произвольного запоминания – заучивание.
Оно используется тогда, когда необходимо
что-то запечатлеть в памяти очень точноиоченьпрочно.(4,с.62).
Воспроизведение
– процесс извлечения из памяти сохраненного
материала. Воспроизведение может протекать
на уровне узнавания (устанавливается
идентичность воспринимаемого и сохраненного
в памяти), на уровне воспроизведения в
узком смысле слова (нет опоры на образ
восприятия, но материал припоминается
целенаправленно и без особых усилий со
стороны человека) и на уровне припоминания
(воспроизведение, требующее усилий для
того, чтобы воссоздать необходимый материал).
(3, с. 48).
Воспроизведение, подобно запоминанию,
может быть произвольным и непроизвольным.
Непроизвольное
воспроизведение происходит хотя и без
всякого намерения, обычно не само собой.
Толчком к непроизвольному воспроизведению
обычно служат какие-то причины, вызывающие
соответствующие ассоциации.
Произвольным
называется воспроизведение, которое
организуется посредством волевых усилий
и сознательно поставленной целью.
Непроизвольная
и произвольная память вместе с тем представляют
собой две последовательные ступени развития
памяти. Каждый по своему опыту знает,
какое огромное место в нашей жизни занимает
непроизвольная память, на основе которой
без специальных мнемических намерений
и усилий формируется основная и по объему,
и по жизненному значению часть нашего
опыта. Однако в деятельности человека
нередко возникает необходимость руководить
своей памятью. В этих условиях важную
роль играет произвольная память, дающая
возможность преднамеренно заучить или
припомнить то, что необходимо.
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основными переменными:
1.
деятельностью усвоения или
2. интервалом между усвоением и воспроизведением;
3. деятельностью воспроизведения.
Материал может предъявляться испытуемым зрительно или на слух. Кроме этого есть и иные способы: зрительно-слухо-моторный, зрительно-моторный, зрительно-слуховой. В своей работе мы коротко остановимся более подробно на основных методиках исследования памяти человека, которые позволяют наиболее полно и глубоко проанализировать все её стороны, виды и свойства.
Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Непроизвольное запоминание представляет собой процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач [10, с. 92]. Непроизвольное запоминание - это продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта.
Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. К примеру, А.А. Смирнов при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемым пары фраз, на которых они должны были выводить определённые орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. На следующий день испытуемым предлагалось воспроизвести те фразы, которыми они оперировали накануне. Опыты показали, что собственные фразы запоминались гораздо продуктивнее предложенных экспериментатором.
Методика
И.П. Зинченко [10, с. 88] направлена на изучение
влияния направленности деятельности
на продуктивность запоминания. Для
этого он предложил методику классификации
предметов и составления
Опишем несколько наиболее известных методик исследования непроизвольного запоминания.
Методика «Классификация изображений предметов».
Экспериментальный материал - 15 карточек, на каждой из которых изображён один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.
Перед началом исследования карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкция следующего типа, в которой говорится о том, что будет проводится опыт на умение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоит в том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название. После окончания опыта его участникам предлагается по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображённые на карточках, а затем числа.
На основании анализа данных делаются выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания.
Измерение объёма кратковременной памяти
Кратковременная
память представляет собой такой
её вид, который характеризуется
очень кратким сохранением
«Метод Джекобса». Этот метод проводится на цифровом материале и представляет собой следующую работу. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, которые содержат от 4 до 10 элементов. Ряды цифр составляются случайно. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 секунды, испытуемые письменно воспроизводят в протоколе элементы рядов. Опыт повторяется несколько раз на различных цифровых рядах. После эксперимента испытуемый даёт отчёт о том, какими приёмами он пользовался для запоминания рядов. Анализ результатов и формулирование выводов об объёме кратковременной памяти проходит на основании полученных количественных данных, а также на основе словесного отчёта испытуемых о ходе процесса запоминания.