Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:43, реферат
Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве... Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком... Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».
Введение………………………………………………………………………………………......................3
1. Процессы и физиологические основы воображения……………………………….4
2. Виды воображения……………………………………………………………………………..........6
2.1. Пассивное воображение………………………………………………………………………...7
2.2. Активное воображение………………………………………………………………………….8
2.3. Мечта……………………………………………………………………………………………………...8
2.4. Продуктивное (творческое) воображение…………………………………………….9
2.5. Репродуктивное (преобразующее, воссоздающее)
воображение……………………………………………………………………………………………....10
Вывод………………………………………………………………………………………………………….12
Титульный лист
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Процессы и физиологические
основы воображения………………………………
2. Виды воображения……………………………………
2.1. Пассивное воображение………………………
2.2. Активное воображение…………………………………………………
2.3. Мечта…………………………………………………………………
2.4. Продуктивное (творческое) воображение…………………………………………….9
2.5. Репродуктивное (преобразующее, воссоздающее)
воображение…………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве... Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком... Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Феномен воображения остается загадочным
и в наши дни. Человечеству до сих пор почти
ничего не известно именно о механизме
воображения, в том числе о его анатомо-физиологической
основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано
воображение, с работой каких известных
нам нервных
структур оно связано, сегодня еще не разгаданы.
По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо
меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании
и памяти, которые изучены в достаточной
степени.
Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.
Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:
● вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой – как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;
● изменения величины объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);
● соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов частей или элементов и создание таким путем мысленного образа нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);
● конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
● мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);
● переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
● мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящего к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (персонажи народного эпоса, сказок);
● создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. уже наделены чертами, типичными для представителей той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).
Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие постоянную «базу» воображения.
Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже образовались прежде, в прошлом опыте. Простая актуализация (реализация) имеющихся временных связей не ведет к созданию нового.
Для возникновения нового необходимо, чтобы временные связи, ранее не вступавшие в сочетание друг с другом, образовали такое сочетание.
Важную роль в образовании новых связей и актуализации старых играет слово, указывающее на то, что должно быть создано. Слово оживляет временные нервные связи, ранее еще не вступившие в сочетание друг с другом, способствует выделению в предметах признаков, которые раньше не соотносились между собой, тем самым содействуя новому сочетанию нервных связей, образовавшихся в результате прошлого опыта.
Наиболее простой, первоначальной формой воображения являются те образы, которые возникают без специального намерения с нашей стороны. Слушая рассказ человека о каком-либо событии, мы невольно представляем ситуацию, которую он описывает. Глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда представляем себе лицо человека или очертание животного. В обоих случаях источником возникающего элементарного воображения является то, что воспринимается человеком. Различие состоит в том, что в первом случае новые для данного человека образы возникают под влиянием слов, которые он слышит, во втором случае они вызываются самим воспринимаемым предметом, сливаясь с образом восприятия. Сходным для обоих случаев является непреднамеренность возникновения образов.
Описанные проявления воображения — непроизвольное воображение.
Произвольное воображение проявляется в тех случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека — создать что-то определенное, конкретное.
Существенное
значение для характеристики воображения
имеют различия в его самостоятельности,
оригинальности, в его творческом
характере. С этой точки зрения различают
воссоздающее и творческое воображение.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
Воображение может быть пяти основных видов: пассивное, активное, мечта, продуктивное и репродуктивное.
В пассивном воображении образы возникают спонтанно, непроизвольно, помимо воли и желания человека. Воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях. В этих случаях за образом обычно скрываются в качестве движущих сил аффективные моменты потребностей, влечений. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни. Так же, наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах, гипнозе, воздействии психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.
И, тем не менее, наблюдения за творческим
процессом, описанные в литературе, дают
возможность привести примеры роли пассивного
воображения в художественном творчестве.
Так, Франц Кафка исключительную роль
в своем творчестве уделял сновидениям,
запечатлевая их в своих фантастически
мрачных произведениях. Кроме того, творческий
процесс, начинаясь, как правило, с волевого
усилия, т.е. с акта воображения, постепенно
настолько захватывает автора, что воображение
становится спонтанным, и уже не он творит
образы, а образы владеют и управляют художником,
и он подчиняется их логике. В этом отношении
весьма наглядно творчество Ф.М. Достоевского.
Через все романы писателя проходит буквально
несколько глобальных идей, над которыми
«бьются» и страдают его герои, такие разные
и такие единые в объединяющем их творческом
воображении писателя.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Оно часто используется в творчестве. Образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.
Чаще всего творческий процесс в искусстве
связан с активным воображением: прежде
чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге,
холсте или нотном листе, художник создает
его в своем воображении, прилагая к этому
сознательные волевые усилия. Нередко
активное воображение настолько захватывает
творца, что он утрачивает связь со своим
временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый
им образ. Немало свидетельств этому в
литературе о писателях. Например, одно
из них: во время работы над романом «Мадам
Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление
своей героини, почувствовал во рту вкус
мышьяка.
Мечта — это продукт воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.
Мечта – это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Мечты, которые являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы, называют грезами. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.
Информация о работе Воображение: его виды, процессы и физиологические основы