Биологические предпосылки и социальные условия развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Индивид есть другой полюс человеческой реальности, первый полюс — это родовое бытие человека. Именно бытие человека как индивида восполняет человеческую реальность до целого. Сам человек — это его одновременное противоречивое тождество и роду, и индивиду. Это противоречие разрешается в развитии: если в начале жизни человек есть родовое бытие индивида, то на высших уровнях развития человек выступает как индивидуализированный род (единственный в своем роде) во всей полноте его общечеловеческих способностей.

Работа содержит 1 файл

Предпосылки и условия развития.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Биологические предпосылки и  социальные условия  развития личности 

      1. ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД (телесное существование человека)

      1.1. Индивидные свойства человека 

      Понятие о человеке как  индивиде 

      Человек как индивид предстает в своих  природных, биологических особенностях, как человеческий организм. Это — телесное бытие человека

      В основе понятия индивида, по А.Н.Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности  человека, наличия свойственных ему  особенностей. «Индивид, — писал  А.Н.Леонтьев, — это прежде всего  генотипическое образование... Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания» (Леонтьев А И Избранные психологические произведения В 2 т М , 1983 Т 2 С 195). В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид является продуктом филогенетического и онтогенетического развития.

      Индивид есть другой полюс  человеческой реальности, первый полюс — это родовое бытие человека. Именно бытие человека как индивида восполняет человеческую реальность до целого. Сам человек — это его одновременное противоречивое тождество и роду, и индивиду. Это противоречие разрешается в развитии: если в начале жизни человек есть родовое бытие индивида, то на высших уровнях развития человек выступает как индивидуализированный род (единственный в своем роде) во всей полноте его общечеловеческих способностей.

      Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей его вида, которая  преломилась в наследственной программе  человека. Так, только человеку присущи рекордная продолжительность периода детства; возможность пребывать при рождении в состоянии крайней «беспомощности»; вес мозга ребенка составляет всего лишь около четверти веса мозга взрослого человека (у обезьян это соотношение составляет две трети). С момента своего рождения человеческий индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

      Индивидность  человека интересует психологию в той  мере, в какой она проявляется в становлении, развитии и функционировании человеческой субъективности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

      Изучение  индивидных свойств человека в психологии связано с анализом фундаментальной проблемы: как конкретно органическое, природное проявляется в психическом. Психология исследует также вопрос о развитии и преобразовании индивидных свойств человека в зависимости от его образа жизни и характера осуществляемой им деятельности. Предметом психологии индивидности человека выступает связь биологического и психического. Эту связь невозможно постулировать, ее необходимо изучать, выявлять ее конкретные формы и механизмы.

      «Относительно связи биологического и психического, — писал Б.Ф.Ломов, — вряд ли целесообразно сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев... В одних измерениях и при одних определенных обстоятельствах биологическое выступает к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), в других — как предпосылка, в третьих — как содержание психического отражения (например, ощущения состояний организма)»  (Ломов Б Ф Методологические и теоретические проблемы психологии М 1984 С 383). Неоднозначность связи органического и психического в первую очередь объясняется неоднородностью самих индивидных свойств человека, включенностью в их число генетических, морфологических, физиологических, телесно-физических, нейропсихологических, половозрастных и других особенностей. Поэтому индивидность человека и ее проявления в человеческой субъективности целесообразно исследовать применительно к конкретным индивидным свойствам, изучение которых проводится в рамках пограничных с психологией дисциплин — в дифференциальной психофизиологии, психогенетике, психосоматике, нейропсихологии. 
 

      Классификация природных свойств  человека 

      Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Индивидные свойства подразделяются им на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств. В свою очередь, индивидуально-типические свойства разделяются на конституционные и нейродинамические свойства (рис.1). Возрастные, половые, конституционные и нейродинамические свойства Б.Г.Ананьева называл первичными индивидными свойствами. Взаимосвязи между ними определяют более сложные образования индивида: структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков.

        

      Рис.1. Индивидные свойства человека (по Б.Г.Ананьеву ) 

      Таким образом, индивидность человека и ее связь с его психологическими особенностями будут нами рассмотрены при анализе возрастных изменений индивида (биологический возраст и психофизические особенности индивида; процессы созревания и развития); при оценке влияния биологии пола на психологию человека; при изучении взаимосвязи конституционных свойств организма и психологических характеристик человека; при рассмотрении места и значения нейродинамических свойств в психологии человека. 
 

      1.2. Возрастно-половые особенности человека 

      Определение возрастных индивидных особенностей человека 

      Понятие возрастных особенностей человека в психологии связано с описанием изменений во времени его биологических свойств, его природного организма. Так как человеческий организм изменяется во времени в целом, то к возрастным индивидным особенностям относятся все выделенные выше свойства человека как индивида. В этом смысле в науке говорят о биологическом возрасте. Понятие биологического возраста предполагает деление всего цикла жизни организма человека, его онтогенеза на отдельные, качественно своеобразные периоды. Деление онтогенеза на периоды составляет основу периодизации развития человека.

      Построение  возрастной периодизации жизни человека и характеристика основных периодов роста и созревания природного организма  составляет задачи естественных и медицинских  наук. Мы укажем лишь на те проблемы биологического возраста, которые имеют отношение к психологии человека. Это проблема связи периодизации жизни человека и периодизации его психического развития; проблема гетерохронности (неравномерности и разновременности) развития индивида в онтогенезе; проблема акселерации развития индивида.

      В истории психологии зафиксированы  случаи фактического смешения или отождествления периодизаций биологического созревания (органического роста) и периодизаций психического развития (периодизаций развития субъективности). В качестве примера можно назвать периодизацию детского развития, основанную на биогенетическом принципе. Биогенетическая теория предполагает, что существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка, что онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. С точки зрения этой-теории, естественнее всего разбивать детство на отдельные периоды сообразно с основными периодами истории человечества. При этом утверждается, что стадии психического развития и формы поведения ребенка, закономерно сменяющие друг друга, предопределены генетически, т.е. по сути дела вызревают и вырастают.

      Другим  примером смешения биологических и  психологических периодизаций может  служить попытка П.П.Блонского (1884 -1941) расчленить на эпохи детство на основании дентиции, т.е. появления и смены зубов. Детство членилось им на три эпохи: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов. З.Фрейд периодизацию развития строил как периодизацию органического психосексуального созревания индивида.

      Однако  явное или неявное отождествление органического роста и психических  изменений во времени при построении периодизаций развития не позволяет  решать задачи управления этими процессами. И.С.Кон отмечает, что соотношение генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого принципиально неодинаково у разных индивидов, даже относимых к одной возрастной когорте. Периодизация развития человека как природного организма имеет собственные закономерности, так же как и периодизация психического развития. Их соотношение, а также выявление их связей с периодизациями социализации индивида, его духовного становления представляет собой отдельную, сложную и практически важную проблему.

      Потребности практики, в частности определение критериев готовности ребенка определенного возраста к обучению в школе, адекватности форм и методов обучения на разных ступенях образования, определение объективных критериев зрелости человека побуждают психологов обратиться к исследованиям сензитивных и критических периодов индивидуального развития, изучению неравномерности развития человека в онтогенезе.

      В биологии и психологии сензитивными периодами называют фазы развития, на которых организм отличается повышенной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам. Воздействие этих факторов именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия. С этой точки зрения существует вполне определенная, генетически заданная последовательность появления органических структур, функций, систем, потребностей и влечений.

      В психологии сензитивность в становлении  психологических свойств и процессов  изучена мало. По сути, имеются лишь разрозненные, отрывочные сведения о  становлении отдельных психических  функций, В частности, указывается на важность периода раннего детства в развитии речи, в усвоении человеческого языка. Если по тем или иным причинам (имеющим, как правило, педагогическую природу) это сензитивное время упущено, то дальнейшее формирование конкретных особенностей будет затруднено и психическое развитие ребенка по сравнению с возможностями его хронологического возраста задержится.

      Критические периоды в онтогенезе индивида представляют собой возрастные интервалы, внутри которых повышается его чувствительность к внешним воздействиям, снижается сопротивляемость (резистентность) к ним. Но относительное снижение сопротивляемости представляет собой только один аспект развития адаптивных способностей организма. Как отмечает известный физиолог И.А. Аршавский, критическая стадия онтогенеза «характеризуется преобразованием одного доминантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в существенно новое доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном периоде». Иначе говоря, чувствительность организма не просто повышается, а становится более избирательной. Это своего рода зоны наибольшего риска, в которых с наибольшей вероятностью может быть нарушен нормальный ход физиологического созревания, но в то же время — это момент перехода на более высокий уровень развития.

      В возрастной физиологии выделяют кризисы 3-летнего, 7-летнего и 12-13-летнего  возраста. Например, существует представление об особой «хрупкости» подростка. На кризисы 3, 7, 12 лет указывают и детские психологи. Однозначного соответствия здесь, конечно, лет. Можно полагать, что кризисы индивидного развития, накладываясь на кризисы психического развития, обуславливают более сложную картину его протекания.

      Гетерохронность развития индивида представляет собой неравномерность  созревания и роста различных структур, функций и систем организма.

      Б.Г. Ананьев указывал, что и становление психических свойств человека протекает неравномерно. Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека.

      Понятие акселерации описывает явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Данные сравнительно-антропометрических исследований в развитых странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками.

      Акселерация общесоматического развития детей  детерминируется многими факторами, но среди них решающее значение имеют изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий и профилактических средств и т.д. Акселерация Полового созревания во многом связана и с социокультурными факторами: ускорение общего темпа жизни, включение подростков в активную социальную деятельность, в различные системы массовых коммуникаций и т.п. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания. По данным физиологических и медицинских исследований, начало полового созревания у современных подростков сдвинулось на 1—2 года. 

Информация о работе Биологические предпосылки и социальные условия развития личности