Биологические предпосылки и социальные условия развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Индивид есть другой полюс человеческой реальности, первый полюс — это родовое бытие человека. Именно бытие человека как индивида восполняет человеческую реальность до целого. Сам человек — это его одновременное противоречивое тождество и роду, и индивиду. Это противоречие разрешается в развитии: если в начале жизни человек есть родовое бытие индивида, то на высших уровнях развития человек выступает как индивидуализированный род (единственный в своем роде) во всей полноте его общечеловеческих способностей.

Работа содержит 1 файл

Предпосылки и условия развития.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

      С учетом этих соображений проблематика развития человеческих способностей выступает двояко. С одной стороны, необходима система мер, препятствующих преждевременному «окостенению» или атрофии избыточных степеней свободы телесного организма. С другой стороны, не менее важна разработка систем приемов, направленных на развитие, сохранение и умножение степеней свободы функциональных органов индивида.

 

2. социальные условия развития личности 

      2.1. Личность как реальность для других 

      Общее представление о  личности в психологии

      Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни «личина»), которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц («ревнивец», «завистник», «герой» и т.д.).

      Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово  persona употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, личность царя, судьи и т.д.). Иначе говоря, личность по первоначальному значению это определенная социальная роль или функция человека.

      Постепенно  понятие личности наполнялось все  большим многообразием смысловых  значений, оттенки и диапазон которых  в определенной мере специфичны для  конкретного языка. В немецком, английском, французском языках личность означает лицо, особу человека. При этом только во французском языке появляется производное слово, обозначающее индивидуальность человека (в немецком и английском языке для этого существуют отдельные слова). В русском языке, как и во французском, понятие личности не отделено от смыслового значения индивидуальности (хотя, как мы видим, — слова разные). В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова личность характеризуется как отдельное человеческое Я, как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социальных и психологических свойств.

      В значении слова «личность» можно  выделить два основных смысла. Один, наиболее очевидный, — несовпадение собственных характеристик человека, его лица с содержанием роли, которую он исполняет. Другой смысл социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям.

      Зафиксированная в слове и в произвольных от него терминах связь этих значений привела в последующем к представлению  о том, что социально-содержательные характеристики человека несовместимы с реальными свойствами носителя этих характеристик. Соответственно и социальные функции личности представлялись как не связанные с внутренними характеристиками психологических механизмов, обеспечивающих эти функции.

      В научной психологии эволюция самого понятия личности от обозначения  маски к ее носителю и далее  к его роли дала импульс для  развития представлений о личности как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения. Это нашло свое выражение в так называемой ролевой теории личности, в которой она характеризуется главным образом через выполняемые ею социальные роли. В семье — это роль сына, отца, брата и т.п.; на работе — определенная профессиональная роль, вне работы это может быть роль друга, настоящего мужчины, обаятельной женщины и т.п.

      В психологии личности ролевая теория подвергается резкой критике. Известный  психолог А.Н.Леонтьев писал, что «идея  прямого сведения личности к совокупности «ролей», которые исполняет человек, является — несмотря на всевозможные оговорки адептов этой идеи — одной из самых чудовищных. Конечно, ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой, скажем, что ее нужно слушаться, и он слушается, но можно ли сказать, что при этом он играет роль сына или дочери? Столь же нелепо говорить, например, о «роли» полярного исследователя, «акцептированной» А.Нансеном: для него это не «роль», а миссия. Иногда человек действительно разыгрывает ту или иную роль, но она все же остается для него «ролью». «Роль» не личность, а скорее изображение, за которым она скрывается» (Избранные психологические произведения, В 2 т, М., 1989, Т. 2, С. 193).

      Критика подобного подхода в объяснении личности справедлива, если личность сводить только к совокупности усвоенных ею социальных ролей. Для понимания существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных ролей, а выбор, принятие и исполнение человеком определенных социальных действий, внутреннее отношение к ним. Личность — это не структура ролей и вообще не структура, а человек, который вовсе не сводится к игре в выбранные роли, не лицедействует только. Человек как личность свободно и осознанно принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты.

      Понятие роли как способа социального  поведения, принятого в данном сообществе, является достаточно адекватным для  первичного анализа реальных действий личности. Само понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, реализуемых через определенные социальные роли. Однако социальные роли это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности. Для научной психологии важна не роль сама по себе, а ее носитель, субъект. Принятие или непринятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответственность за последствия своих действий характеризует человека как личность. 

      Личность  как социокультурная  реальность 

      В качестве отправных идей для научно-психологического понимания природы личности можно принять следующее высказывание А.Н.Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: «Личность Ф индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами.

      Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования личности —  как и внешние условия и  обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.

      С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое  измерение:

  • иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психологических процессов, отдельных свойств и состояний человека;
  • это исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему;
  • это исследование того, что ради чего и как использует человек врожденное ему приобретенное им...» (Цит. по ст.: Асмолов А Г. Братусь Б.С и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии. 1979. №4. С. 35).

      Нам представляется важным подчеркнуть  и пояснить в приведенном положении  те характеристики, которые составляют специфическое содержание понятия «личность» и разделяются многими психологами. Это, прежде всего, указание на то, что личность есть особое качество или характеристика человека (индивида). Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отнощений, т.е. взаимосвязей с другими людьми, А.Н.Леонтьев называет личность «сверхчувственным» образованием именно за то, что связи и отношения с другими людьми составляют особого рода реальность, недоступную непосредственному восприятию, предполагающую для своего понимания использование познавательных возможностей мышления, разума человека.

      Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Близкие к понятию «личность» понятия «индивид» и «субъект» в строгом научном смысле не являются синонимами, они означают различные уровни организации субъективной реальности человека. В психологической литературе очень часто в понятие личности включают самые разнородные характеристики человека — от формально-динамических свойств темперамента до мировоззрения и жизненных принципов. Подобное расширительное толкование затрудняет понимание самого феномена личности в ее сути и приводит к неразличению задач полноценного развития индивида, обучения субъекта, воспитания личности. Проблема личности действительно образует новое психологическое измерение.

      Сущность  личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

      По  широко распространенному в психологии определению, роль это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус описывают поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

      Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

      Однако  понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т.е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений, нормативных предписаний. Как отмечал А.Н.Леонтьев, личность есть особое человеческое образование, которое не может быть выведено из его приспособительной деятельности. Личностное поведение — это поведение по собственному, свободному выбору. Личность — это субъект свободного социального действия или , по выражению М.М.Бахтина, — «субъект поступания».

      Место человека в социальной жизни может  быть задано, предписано ему волей  случая, рождения, обстоятельств. Место  человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его  собственной воле и свободному, осознанному  выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

      Но  занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. А потому личность это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Личность — это способ действий, образ бытия; это — субъект поступания. Следовательно, человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глубокой старости. Личность есть специфический способ существования человека. Можно говорить об особом личностном бытии человека. Личностным способом человек может и не жить: он может жить, например, индивидным (в патологии), субъектным способом, душевными пристрастиями и влечениями.

      Личностный  способ бытия есть исходный уровень  культурной и духовной жизни человека. С христианской точки зрения, только на уровне личностного бытия человек  оказывается способен к прямому, личному, непосредственному обращению к Богу. Действия человека как личности, его поступки ориентированы на других людей, на нормы и ценности общественной жизни. Но в общественной жизни духовность может быть представлена в различной мере. Личность может утверждать себя и на негативных нормах и ценностях, существующих в человеческой культуре. Потому личность нельзя рассматривать только с положительным знаком. Особенно наглядно это проявляется в так называемых исторических личностях. Среди исторических личностей много героев и прогрессивных деятелей, но и немало злодеев и «темных личностей».

      Личностный  способ бытия человека обеспечивается благодаря особым личностным образованиям. В свою очередь, эти психологические, личностные образования формируются и складываются только при условии выхода человека на особый уровень жизнедеятельности, при ведении человеком личностного способа жизни. Только совершая поступки, человек может стать личностью, сформировать свое «лицо», заявить о себе, отличить себя от других Лиц.

Информация о работе Биологические предпосылки и социальные условия развития личности